Кандидат искусствоведения, научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями ИА «Хакасия» статьей «Гравюры «Качинская девушка» и «Качинская татарка» немецкого художника Х. Г. Г. Гейслера (1770-1844)».
Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется культурой Хакасии.
Ранние материалы по изобразительному искусству народов России, в том числе изобразительные источники XVIII-нач. ХIХ века, немногочисленны и очень ценны. Для современных исследователей традиционной одежды значимость их определяется тем, что они позволяют увидеть этническую традицию в её динамике на весьма продолжительном историческом отрезке. В этом контексте, в первую очередь, важны иллюстрации к описанию народов: изображения этнических типов в их костюмах, запечатлевавших детали, зачастую не зафиксированные в записках путешественников и исследователей.
К малоизвестным иллюстративным источникам в настоящее время относится книга с иллюстрациями немецкого художника Х. Г. Г. Гейслера, которая была издана в 1803 году в Лейпциге на французском и немецком языках, с костюмами народов России. Всего в книге было опубликовано 60 гравюр. Книга называлась «Costumes, moeurs et coutumes des Russes, Dessinés à St. Pbg. par Ch. G. H. Geissler, dessinateur attache à M. de Pallas, décrits par M. le Dr. I. G. Gruber, et traduite par M. de L… Leipzig». Данная книга с иллюстрациями Гейслера в России никогда не издавалась, не переводилась на русский язык и в настоящее время является библиографической редкостью.
В этой книге мое внимание, как исследователя, привлекла гравюры размещенные на одном листе «Качинская девушка» и «Качинская татарка», выполненные этим художником.
Известно, что немецкий художник Христиан Готфрид Генрих Гейслер родился 26 июня 1770 года в Лейпциге в Саксонии. Был известным рисовальщиком, гравером на меди и иллюстратором книг.
В 1790 году Гейслер в возрасте 20 лет приехал в Россию, где прожил около 8 лет.
В Санкт-Петербурге Гейслер познакомился с ученым П. С. Палласом и много лет их связывала крепкая дружба. Пётр Симон Палас (1741-1811) был известным немецким учёным-энциклопедистом и путешественником, который состоял на русской службе (1767-1810). Ученый прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России (1768-1774), внёс существенный вклад в становление и развитие биологии, географии, этнографии, геологии и филологии в России.
Русская императрица Екатерина II активно интересовалась устройством и богатствами Российской империи, и идеей комплексного исследования страны с целью изучения геологических, минералогических, исторических, социально-экономических и этнографических особенностей её регионов. Идея изучения России возникла у императрицы после завершения собственного путешествия по реке Волге от Твери до Симбирска в 1767 году. Вскоре по распоряжению Екатерины II была начата организация новых экспедиций - нескольких «астрономических» и «физических» отрядов.
В 1793-1794-х годах П. С. Паллас совершил путешествия на личные средства в южные губернии России - в Поволжье, Астрахань, Прикаспийскую низменность, на Северный Кавказ, в Крым и на Украину, где изучал климатологию. В составе экспедиции в качестве художника и гравёра был приглашен Христиан Гейслер. Графические листы, созданные им по материалам этой экспедиции, иллюстрации к описанию путешествия Палласа, в настоящее время – это отдельный, обладающий особой, самостоятельной ценностью изобразительный источник.
Прожил Гейслер в России восемь лет с сентября 1790 года по март 1898 года. После возвращения в Лейпциг в 1803 году вышла книга «Costumes, moeurs et coutumes des Russes, Dessinés à St. Pbg. par Ch. G. H. Geissler, dessinateur attache à M. de Pallas, décrits par M. le Dr. I. G. Gruber, et traduite par M. de L… Leipzig» с иллюстрациями художника на французском и немецком языках, посвященная народам России.
Среди иллюстраций в книге есть гравюра «Качинская девушка» и «Качинская татарка». Рисунки художника Х. Гейслера нарисованы с позиции художника-исследователя. На его листах персонажи редко смотрят в глаза зрителя, и если даже делают это, то, как правило, с большой дистанции, которая нейтрализует силу воздействия их взгляда. На цветной гравюре, мы видим две женские фигуры, объединённые в одну композицию, которые своим силуэтом и позой весьма близкие к гравюрам Х.-М. Рота опубликованным в книге И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и др. достопамятностей». (СПб., 1799).
Девушка-качинка изображенная слева, одета в халат «чимче» розового цвета и в шелковое платье желтого цвета, на голове колпак с меховой опушкой и на ногах кожаные сапоги «ичиги». Халат по-хакасски назывался «чимче» и был повседневной и праздничной одеждой почти у всех тюркских и монгольских народов Центральной и Средней Азии. Повседневный халат шили из простых тканей, а праздничные шились из шелка, который привозился из Китая и Средней Азии.
Ученый П. С. Паллас дал описание изображенного Гейслером верхнего халата «чимче», который носили качинцы в ХVIII веке следующее: «Только богатые носят овечьи или бараньи шубы, а знатные в знатное случающееся у них время одеваются в верхнее суконное, а нижнее шелковое платье». Видимо, из желания наиболее отчетливо показать эти специфические особенности народного костюма качинцев и выявить создаваемый им силуэт, Гейслер в композиции качинскую девушку и женщину изображает в три четверти.
В ХVIII-нач. ХIХ веке хакасы-качинцы носили в основном шелковые халаты «чимче», что подтверждается иллюстрациями из книги И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и др. достопамятностей». (СПб., 1799). В книге ученый дал описание качинской одежды, которое, по его мнению, схожа с бурятской. Георги отметил следующее в одежде качинских татар: «…тонкое нижнее платье из китайки, шелковой материи и прочее, а верхнее в перехватом с долгими полями. Сie последнее шьется из тонкого сукна, и шелковых материй или кож и хотя, одна пола заходит за др., однако оно ложится около тела плотно и гладко. На праздничном платье много видно красиво вышитых узоров или вичуров, а при том обивается оно по краям материями иного цвета или опушается мягкой рухлядью».
Изображенная замужняя женщина, стоящая справа, одета в традиционный халат «торгы тон» красного цвета, колпак с меховой отделкой и кожаные «ичиги». Замужнюю женщину в гравюре выдают две косы спадающие на халат. Российский исследователь ХIХ века князь А. А. Кропоткин обратил внимание на халаты «торгы тон» в Минусинском округе, которые продолжали носить качинцы с ХVIII века. Он написал об этом следующее: «Национальная одежда – халат «торгы тон». Летний «торгы тон» у богатых бывает из шелковой материи с бархатной отделкой, а зимний на каком-либо меху, крытый плисом и опушенный вокруг выдрою или собольими лапками».
Умер художник Гейслер 27 апреля 1844 года в Лейпциге.
Известный искусствовед Н. Гончарова изучая творчество художника Х. Гейслера дала ему следующую характеристику: «Его типажные сцены «не свободны от гротеска». Примечательно, что ирония художника имела разные оттенки применительно к «русским» и «нерусским» «костюмам». Экзотичность «нерусских» народов передана им через едва уловимые искажения в пропорциях тел и необычные для европейского зрителя позы. Такой способ отчуждения был хорошо известен в западной графике. Художник знал, что поскольку зритель склонен «мерить» мир своим телом, то отступления от нормы воспринимаются как знак внутренней «порчи» персонажа и даже как признак нежизнеспособности. Оголенность, татуировка на голом теле, сидение на земле, широко расставленные колени, вывернутые руки, босые ноги, неопрятность костюма и даже его яркая расцветка - все это для просвещенного зрителя конца XVIII века было маркером очевидной «нецивилизованности».
Гейслер – стал одним из первых художников, который отразил особенности замужнего и девичьего традиционного костюма хакасок. Сопоставляя это изображение с этнографическими материалами, можно отметить яркую самобытность традиционной женской одежды, возрастную, статусную и этнические особенности группы хакасов- качинцев. Гравюру художник делал по экспедиционным зарисовкам, на которых, очевидно, не всегда можно было рассмотреть все детали, чтобы потом точно их воспроизвести, что, вероятно, не всегда учитывалось и при подготовке гравюры, т. к. значимые сегодня для этнографов России подробности для европейского читателя в XVIII-ХIХ веке были, скорее всего, были не так важны.
Кандидат искусствоведения М.П.Чебодаева