Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "К 100-летию со дня рождения художника Александра Калинина".
Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей Хакасии.
Среди незаслуженно забытых художников Хакасии Александр Федорович Калинин. Живописец, работал преимущественно в жанре пейзажа. В его произведениях проявилось незаурядное дарование, яркая творческая индивидуальность и особый колорит и свет в передаче хакасской природы. Александр Федорович Калинин проживал в Абакане в 1950-1970-е годы и внес значительный вклад в развитие изобразительного искусства Хакасии, но его имя оказалось незаслуженно забыто в наши дни.
Александр Федорович Калинин родился 22 ноября в 1922 году в с. Иванов Мыс Тевризского района Омской области.
В 1941 году, окончив десятилетку в Абакане, А. Ф. Калинин был призван Абаканским ГВК в Красную Армию. Служил командиром взвода 964 отдельной телеграфно-строительной роты во 2-й танковой армии в составе Брянского фронта, а затем Центрального фронта. С февраля по март 1943 года формирование принимало участие в «Дмитриев-Севской наступательной операции» на брянском направлении; с 5 июля по 23 августа 1943 года в Курской битве. А. Ф. Калинин также принял участие в освобождении Украины и Польши.
В 1948 году А. Ф. Калинин поступает в Свердловское художественное училище на живописно-педагогическое отделение, где учился у А. А. Заусаева.
В 1953 году после окончания художественного училища он приезжает в Абакан. Александр Калинин вошел в изобразительное искусство Хакасии в 1950-е годы. Он выделялся среди абаканских художников своей гражданственной и творческой активностью. Его творчество отличается вечным беспокойством, отсутствием благополучия и самоудовлетворённости.
Творческая работа художника А. Ф. Калинина началась с многочисленных поездок по Хакасии и Туве. Он побывал на границе с Монголией, на крупнейших стройках Сибири, в Саянах. Его вело желание получить новые творческие впечатления и мечта увидеть большие просторы Родины, которую он защищал в годы Великой Отечественной войны. Вместе с первыми строителями А. Ф. Калинин работал на рудниках Абазы и Теи, делал зарисовки новых станций, тоннелей на железной дороге Абакан-Новокузнецк, писал первые буровые вышки на льде Енисея, у створа Саяно-Шушенской ГЭС.
В 1955 году А. Ф. Калинин впервые выступил на 12-й краевой художественной выставке в Красноярске представив работы «На трассе Южсиба», «Станция Оленья речка», «Кедры», «В Саянах», которые продемонстрировали, что художник находится в творческом поиске и еще не всегда умеет отобразить главное в картине и иногда перегружает композицию деталями, но упорные поиски и большое трудолюбие художника принесли прекрасные плоды, появилась свое видение сибирской природы и свое узнаваемая для зрителей стилистика.
В 1960 году А. Ф. Калинин стал участником республиканской художественной выставки «Советская Россия» в Москве, где представил работы «Отара на отдыхе» и «Моя земля». В работе «Отара на отдыхе» художник нашел свой индивидуальный стиль, свою творческую манеру. Его пейзажи одухотворены чувством и мыслью. Эти новые качества особенно зримы в работах, показанных на зональной, а затем и на республиканской выставках, посвященных 50-летию Октября: «Моя земля», «Тропы скотоводов», «Цветет пикульник». «У створа Саянской ГЭС». В них жизненная достоверность сочетается с поэтической настроенностью. Художник стремился не просто воссоздать облик хакасской природы, но выявить ее национальные особенности и своеобразие.
Александр Калинин стал художником направления «суровый стиль» в живописи Хакасии. В своем творчестве он сочетал «мужественное, суровое восприятие действительности с лирическим, индивидуально-психологическим характером повествования». Суровый стиль это направление в реалистической советской живописи, было характерно для рубежа конца 1950-х и 1960-х годов. Данный термин «суровый стиль» в искусство ввёл искусствовед А. А. Каменский. Мастера этого направления ориентировались на изобразительное искусство СССР досталинского периода (1920-х-1930-х гг.) и в первую очередь, на творчество художников А. Дейнеки и Г. Нисского.Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения в картинах были обобщены и лаконичны. Основой выразительности служили большие плоскости цвета и линейные контуры фигур.
Одно из первых популярных полотен художника Калинина «Тропы скотоводов» (1967) - это пейзаж-размышление. По всхолмленным просторам степи к подножию снежных гор извилистыми линиями вьются многочисленные тропы, проторенные овечьими отарами. Всматриваясь в хакасскую землю, художник как бы раздумывает о том, что в ней было самым дорогим для народа. Это конечно «тропы скотоводов», которыми как питающими живой организм сосудами, опоясана их древняя земля.
В работе «Моя земля» (1967): на переднем плане невспаханная полоска земли с ковыльными травами и могильными камнями. На втором плане вспаханные поля вперемежку с засеянными полосками земли, на третьем - невысокие горы. Из большой перспективы огромного пространства вспаханного поля, показывая узкую невспаханную полоску земли с ковыльными травами и могильными камнями и приближая ее к зрителю крупным планом, автор заостряет внимание на этих немых свидетелях далекого прошлого. Написана картина в широкой свободной манере с красивым сочетанием рыжеватых, серых и зеленых тонов. Для хакасской природы характерен мягкий свет, не ярко сияющий, а как бы сквозь прозрачную нежную дымку. Это умело передает художник в своем пейзаже, располагая зрителя к созерцанию и раздумью.
В картине «Хакасия» (1969) изображено холодное, серое небо, на котором, словно льдины громоздятся высокие облака. Упругая линия горизонта отделяет от светлого неба темную землю. Спят древние курганы, хранители тысячелетней тайны и истории. Три камня-великана на переднем плане на фоне седого ковыля, словно стражи, гордо устремились ввысь.
В искусстве Калинина органически соединились строгость живописного строя, выразительность силуэтов и новые пластические решения, отличающиеся динамичностью и обобщенностью форм. В его творчестве конкретные образы родной земли переданы в эпическом величии и романтической приподнятости. Типизация и образность достигнуты минимальными средствами, цветовое единство тщательно обработано. Все это создает гармонию художественного языка и идеи, свидетельствует о настоящем мастерстве и способствует вызывать чувства к размышлению.
Художник А. Ф. Калинина оказал немалое влияние на развитие пейзажной живописи в Хакасии, способствовал пробуждению творчества многих молодых художников Хакасии. В Абакане А. Ф. Калинин многие годы работал в Абаканских художественно-производственных мастерских Красноярского Художественного фонда (1955-1979). Был участником областных, краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Член Союза художников с 1961 года. В 1978 году А. Ф. Калинину присвоено звание заслуженного художника РСФСР. В 1979 году А.Ф. Калинин переехал в Красноярск, где умер в 2003 году.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева