Аэропорт Абакан жестко проигрывает конкурентам
Аэропорт Абакан жестко проигрывает конкурентам
Фото:19rusinfo.ru

Похоже, о развитии воздушных ворот Хакасии по-прежнему можно только мечтать.

Власти республики после нескольких тщетных попыток вывести стратегический объект - АО "Аэропорт Абакан" имени В. Г. Тихонова - из пике, теперь просто сохраняют статус-кво. Мечтать о проекте авиахаба в республике не приходится. В отличие от успешного соседа - аэропорта Красноярск.

На сегодняшний день главная воздушная гавань Хакасии включена в список аэропортов, входящих в Единую опорную транспортную сеть, формируемую в рамках транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Между тем это не гарантирует аэропорту решение проблем - остро требуются инвестиции в развитие. На первый случай - не менее одного миллиарда рублей.

Главный держатель обыкновенных именных бездокументарных акций аэропорта, напомним, правительство Хакасии, которое не намерено продавать их инвесторам. Но средств в бюджете РХ на развитие аэропорта нет, хотя блокирующий пакет сохраняют за республикой.

В обращении находится 18 1013 82 акций номинальной стоимостью каждой 1 руб. В реестре АО «Аэропорт Абакан» по состоянию на 31.12.2023 зарегистрировано 118 акционеров, из них владельцев - физических лиц – 115, доверительных управляющих – 1, номинальных держателей – 1.
У правительство РХ в лице Министерства имущественных и земельных отношений - 77,5648%, у АО «ЭРА Групп» - 22,3053% голосующих акций АО.
Однако вот уже несколько лет подряд годовое собрание акционеров, вероятно, вынуждено накопленную чистую прибыль направлять на развитие общества и не выплачивать дивиденды. К примеру, за 2022 год прибыль составила 69 112 844 руб. 45 коп.
Показатель чистой прибыли по итогам 2023 года - 12 657 тыс. руб., что на 72% ниже показателя 2022 года. По сравнению с 2022 годом в 2023-м существенно выросли расходы предприятия, в частности на заработную плату.

В числе первоочередных задач, которые требуют решения – вопросы повышения антитеррористической защищенности и вхождения абаканского аэропорта в программу субсидирования авиаперелетов, создание сопутствующей инфраструктуры, а в перспективе - создание на базе аэропорта узлового, грузового мультимодального транспортно-логистического центра. В планах правительства Хакасии все это отнесено на 2035 год. А пока в 2023 году правительство смогло выделить аэропорту из бюджета какую-то "скромную" субсидию на обеспечение транспортной безопасности пассажиров - 35 975 тыс. руб.

Неудачный полет Сокола над аэропортом Абакан

В апреле 2021 года за решение вопроса бодренько так взялся тогда еще депутат Госдумы Сергей Сокол. Обещанного ждали три года - тщетно.

Развитию предприятия в Хакасии все что-то мешает: то неэффективное руководство (гендиректоров меняли как перчатки), то пандемия,  экономическое положение региона…

Предприятие, конечно, достигает каких-то успехов, но все они относительны на общем скромном фоне существования. Так и хочется спросить: это выживание или развитие? Вопрос, конечно, интересный, но, к сожалению, риторический.

Предприятие в 2022 году вынуждено было заключить с ООО «РУСАЛ АЭРО» долгосрочный договор займа под 3%, действующий до августа 2025 года в размере 61 000 тыс. руб. На конец 2023-го задолженность по займу составила 35 568 тыс. руб. - та, видимо, субсидия, что выделило правительство РХ из ресбюжета.

Между тем, напомним, аэропорт Абакан является международным аэропортом федерального значения. Это основной аэропорт, обслуживающий население Хакасии, южных районов Красноярского края и Тувы. В зоне обслуживания аэропорта проживает около 1 млн человек.

ИА "Хакасия" познакомилось с данными годового отчета предприятия за 2023 год за подписью гендиректора Вячеслава Рожнова в открытом доступе.

В 2023 году авиасообщение показало увеличение объемных показателей – по самолетовылетам и пассажиропотоку, что связано с развитием новых направлений полётов, таких как Абакан - Санкт-Петербург, Абакан - Сочи, и увеличением количества рейсов в сутки по основным регулярным рейсам по направлениям Абакан – Москва, Абакан – Новосибирск. По итогам года в показателях пассажирских перевозок наблюдается положительная динамика.

Перспективы развития акционерного общества, конечно, есть. В бюджете на 2024 год предусмотрены мероприятия, направленные на проведение ремонтных работ, приобретение специальных технических и транспортных средств, открытие новых направлений полетов, расширение географии действующих направлений и др. Разработан даже План капитальных затрат период 2024-2029 гг.
Но на его реализацию обществу необходим объем инвестиций в размере 1 136,14 млн руб. Где их взять? Это в Новокузнецке «РУСАЛ Аэро» вкладывает в новый аэровокзал около 9 млрд рублей, а в Абакане помощи ждать неоткуда. Не работает даже крупный инвестпроект "Енисейская Сибирь"

 Хакасии нужны срочные меры по обновлению аэропорта, возможно, разворот на Восток. Стратегический объект республики нуждается в срочной модернизации. Иначе в скором времени весь грузо- и пассажиропоток уйдет в соседние регионы: Красноярск, Иркутскую область, Туву.

При том что Хакасия имеет преимущество по географическому положению и по наличию прекрасной железнодорожной сети. Хакасия могла бы стать крупнейшим транспортным хабом и воротами на Восток.

Напоним, в соответствии с Уставом Совет директоров аэропорта Абакан состоит из 7 человек. По последним данным, в мае-2024 состав сменился. Председателем Совета стал вместо замглавы РХ Юрия Курлаева замглавы РХ Владислав Мингела.

2. Юрий Шпигальских, первый заместитель председателя Верховного Совета РХ - Леонид Быков, зампредседателя ВС РХ.

3. Евгений Тарасов - Дмитрий Панарин, министр имущественных и земельных отношений.

4. Дмитрий Василиади - Олег Емелин, министр транспорта и дорожного хозяйства.

5. Игорь Тугужеков, министр финансов.

6. Виктор Богушевич - Роман Ковтун, министр экономического развития.

От акционера АО «Эра Групп» в состав Совета директоров входил Станислав Лифарь, заместитель генерального директора по правовым вопросам и имущественным отношениям международного аэропорта Красноярск. Заменили его на гендиректора "Эра Групп" Павла Корчашкина.

От перестановки слагаемых, причем вот уже много лет, как видим, ничего не меняется. Или меняется? ИА "Хакасия" надеется, что ситуацию прокомеентируют Владислав Мингела и Вячеслав Рожнов.

 

Добавить комментарий

Комментарии  

Пользуюсь исключительно аэропортом Емельяново. И дешевле, и рейсов больше
"...в перспективе - создание на базе аэропорта узлового, грузового мультимодального транспортно-логистического центра" - понятно, что "развитием" нашего аэропорта называют строительство ГРУЗОВОГО терминала. Иначе, мол, грузовой поток "уйдет в соседние регионы". Ну и пусть уходит! Основной навар с пассажирских перевозок. Нам опять хотят спихнуть самое грязное, а наши власти на всё согласны. Они нас и под грузовые сдадут, видимо, личная выгода есть. Раньше аэропорт был в черте города, а теперь он "удалился" далеко-далеко, в Усть-Абаканский район. Поэтому грохот грузовых самолетов по ночам и грязь от их выхлопов нас теперь беспокоить не будут? Как только на федеральные деньги (наши налоги) мы построим грузовой терминал, его сразу продадут монополисту за копейки! Халяву все любят.
Ни нашим ни вашим сидят с этими акциями убытки покрывают, а народ летает из края дешевле в три раза