Столица продолжит собирать ресурсы со всей страны, но по-тихому
Новую модель развития страны, предполагающей развитие регионов, готовы предложить российские власти — так, глава правительства РФ Михаил Мишустин в ходе стратегической сессии, посвященной работе над «Стратегией пространственного развития России» рассказал о новых инструментах развития регионов.
Премьер заявил, что в условиях растущего санкционного давления Запада растет значение регионов, через которые проходят международные транспортные коридоры. «Появляются центры экономической активности там, где раньше их никогда не было. Усиливается индустриальный потенциал Поволжья, Урала, Сибири. Раскрывается туристическая привлекательность Алтая, Северного Кавказа, Крыма», — сказал премьер-министр.
По его словам, кабмин собирает использовать довольно широкий набор инструментов, которые позволили бы субъектам Федерации сохранить динамику роста. Именно поэтому разработаны программы для развития Арктики, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма, Севастополя, Калининградской области, а также новых регионов и сельских территорий.
Председатель правительства также рассказал, что по поручению президента сейчас идет разработка единых стандартов обновления опорных населенных пунктов. «Ведется подготовка и реализация мастер-планов развития городов. Также продолжается строительство инфраструктуры. Запускаются механизмы для стимулирования частных инвестиций», — рассказал глава кабмина.
Некоторые эксперты увидели в выступлении Мишустина намерение изменить концепцию развития страны. Например, руководитель «Центра электоральных практик», политолог Сергей Поляков заявил, что премьер предлагает, по сути, отказаться от опоры развития именно на Москву, отменить «москвоцентричность», которую предусматривала прежняя экономическая модель.
— В 1990-е годы у нас, как известно, существовала экономика трубы, когда сырье продавалось на Запад, а доходы от этого поступали в Москву. В этих условиях регионам места практически не находилась, отсюда и «москвоцентричность». Было еще место небольшому количеству регионов, добывающих ресурсы, им что-то перепадало.
Сейчас заработала реальная экономика. Начало этого процесса, видимо, совпало с «крымской весной», когда были введены первые антироссийские санкции, на которые последовали антисанкции. И у нас стало расти сельское хозяйство.
И мы видим, что сегодня Краснодарский край по привлекательности для внутренних мигрантов поднялся на уровень Москвы. Туда едут люди, потому что там работает экономика. После начала СВО, как известно, последовала вторая волна больших санкций и в стране заработала промышленность.
«СП»: Все больше различных федеральных и международных мероприятий стали проводиться не в Москве и Санкт-Петербурге, а в других регионах…
— Не в этом дело, не в количестве мероприятий. Мы видим, что в регионах растет в цене коммерческая недвижимость, зарплаты в субъектах Федерации начинают догонять московские. Именно это определяет реальную самостоятельность регионов.
В условиях «экономики трубы» нищие регионы полностью зависели от Москвы путем дотаций. Сейчас регионы стали зарабатывать руками людей — рабочих, служащих, что меняет их экономическое положение.
«СП»: Нет ли здесь угрозы вертикали власти, которая в свое время строилась на распределении денег Москвой?
— Вертикаль власти была скелетом, на котором на рубеже 1990−2000-х собиралась страна после периода политической слабости федерального центра. Сейчас ситуация изменилась, мы уходим от «экономики трубы».
Если у регионов будет больше денег, они смогут самостоятельно решать многие вопросы — это на вертикали власти никак не скажется. У нас всегда были регионы, которые имели чуть больше политической самостоятельности — Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, но этот никак не сказывалось на единстве страны.
Однако председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) Юрий Крупнов не увидел в материалах, посвященных данной сессии, никаких признаков отказа от доминирующей роли Москвы.
— Думаю, Москва не нуждается, чтобы о ней говорили, она просто продолжает всасывать в себя всю страну, все ресурсы государства. Поэтому невольно вспоминаются строчки из замечательной басни Ивана Андреевича Крылова: «А Васька слушает, да ест». Поэтому не имеет какого-либо значения, упоминали Москву, или нет, на этой стратегической сессии.
«СП»: Как бы вы оценили проект «Стратегии пространственного развития»?
— Она столь же эклектична и невнятна, как и ныне действующий вариант стратегии на период до 2025 года. Там все про все, обо всем хорошем, чуть-чуть о плохом, и ничего в результате за этим следует. Зато в проекте нового документа появилась новинка — так называемые опорные населенные пункты. Это на самом деле такой троянский конь в пространственном развитии страны.
«СП»: Что вы имеете в виду?
— Оказывается, у нас не все населенные пункты являются опорными. В нашей ситуации выделяется две тысячи опорных пунктов, а остальные населенные пункты будут жить, как получится…
В результате получится так, что они будут исчезать, либо балансировать на грани исчезновения. И под все красивые слова верстается идея опорных населенных пунктов, которая будет не просто продолжать дело скукоживания пространства страны и сети населенных пунктов, но и в целом интенсифицировать этот процесс. Суть в том, что мы по-прежнему сдаем территории. Сдаем в значительно большей мере, чем Курскую область ВСУ.
«СП»: Что же делать? Как остановить процесс скукоживания пространства страны?
— Основной пункт в новой Стратегии пространственного развития, которую скоро будут принимать, должен заключаться не в предлагаемых «опорниках», создание которых отдает часть наших населенных пунктов на заклание, а в том, что ни одного из них мы не должны сдавать хаосу и бездумной экономической политике.
Ни шагу назад. Ни пяди земли. Там в стратегии есть еще масса различных моментов, но суть именно в этом. Кроме того, необходимо выделять принципиально новые макрорегионы для их стратегического развития — например, Нечерноземье. Это все, по сути, брошенные территории между Москвой, Питером и Уралом. На наших глазах они запустыниваются, обезлюживаются, и этого процесса как бы никто не замечает.
Наконец, нам необходима генсхема расселения Российской Федерации с четкой фиксацией — где и как в ближайшие 50 лет должны жить люди и в каком количестве. В этом смысле процесс должен быть завязан на демографию. Потому что пространство неотделимо от демографии, от системы производительных сил, генсхемы размещения производства. Вот суть того, чем должно заниматься правительство.
«СП»: Кто должен выполнять такую работу?
— Этим должны заниматься очень серьезные группы компетентных людей, которые должны такую генсхему расселения с опорой на генсхему развития производительных сил подготовить и делать это на основе проектного и научно-исследовательского знания.
Это не вопрос ученых, собравших какие-то хотелки, отчеты и быстренько состряпавших эту стратегию пространственного развития, которая в нынешнем виде представляет собой очередной бумажный документ псевдостратегического псевдопланирования, который будет просто зонтиком, прикрывающим идущие хаотические разрушительные процессы. А с учетом опорных населенных пунктов — ускоряющих, интенсифицирующих эти процессы. В этом суть. А все остальное — чьи-то фантазии и выдумки.
Комментарии