Мало Хакасии проблем с наполняемостью бюджета, так теперь еще и РЖД решила добить. Директор Фонда развития РХ Александр Мяхар опубликовал в своем Тг-канале документ за подписью директор РЖД Олега Белозерова. Это письмо, адресованное президенту РФ Владимиру Путину, министру энергетики Сергею Цивилеву и вице-премьеру Виталию Савельеву, в котором руководство РЖД предлагает... не заключать с угледобывающими компаниями соглашения на 2025 год. Исключение почему-то сделано для Кемеровской области.
"Как в принципе такое возможно? - недоумевает Александр Мяхар. - Одна компания, которая, по сути, должна отражать интересы государства, подвешивает экономики части регионов в состояние неопределенности, руководствуясь интересами частной прибыли.
Для нашей республики такой поворот, вне всякого сомнения, будет иметь отрицательное значение.
Говорили, у нас проблемы с логистикой? Проблемы с одной компанией — имя ей РЖД".
Принадлежащее Александру Мяхару издание "Пульс 19" так рассуждает по поводу обращения Белозерова:
"Во-первых, прибыль от перевозок заложена в тариф, а тариф — это согласованные и выверенные цифры.
Во-вторых, снова цитата: «Продление практики заключения соглашений с угледобывающими субъектами Российской Федерации в текущих параметрах в 2025 году приведет к ограничению вывоза на восток около 14-15 млн тонн высокодоходных грузов и, как следствие, сокращению доходов ОАО “РЖД” не менее чем на 25 млрд рублей».
Арифметика, конечно, интересная, и проверить её нельзя, можно только принять за допустимое значение. Но тогда следует принять во внимание и то, что снижение объёмов отгрузки угля в Хакасии привело к значительному сокращению бюджета. По разным оценкам экспертов, эта сумма может достигать 10 млрд рублей. При этом социальные обязательства должны выполняться субъектом РФ, и федеральный центр транш за траншем направляет в Хакасию миллиарды рублей на выравнивание бюджета. И это только в отношении одной Хакасии. Если сложить вместе 3-4 региона (хотя угледобывающих в РФ гораздо больше), то те 25 млрд рублей, которые РЖД жаждет получить дополнительно, возьмутся не откуда-нибудь, а косвенно из государственного кармана.
И, говоря про прямые убытки бюджету, мы напоминаем про фактор поступления НДФЛ в разноуровневые бюджеты, то есть будет страдать общая экономическая ситуация. А также отдельно всегда надо иметь в виду и программы социального партнёрства, которые угольщики постоянно проводят для муниципальных образований и которых теперь могут лишиться уже целые регионы.
В-третьих, г-н Белозеров всё же в своём обращении решил не представать отпетым капиталистом, полностью руководствующимся интересами наживы, а постарался разбавить просьбу социальным фактором. Цитата: «Пролонгация практики заключения соглашений с угледобывающими субъектами Российской Федерации создаст риски недофинансирования инвестиционной программы ОАО “РЖД”, что потенциально может привести к сокращению до 30 тысяч работников».
Но и на это мы можем привести очень весомый аргумент против. В Хакасии из-за срыва отгрузок лишиться рабочих мест может не меньшее количество людей. По оценкам, до 50 тысяч населения нашей республики так или иначе имеет отношение к угольной отрасли, включая семьи рабочих и МСП, обслуживающие предприятия или имеющие с ними коммерческие отношения. И опять же, речь только про Хакасию, где население республики меньше миллиона. Если суммировать общий урон от потери рабочих мест во всех угледобывающих регионах страны, аргумент Белозерова может стать не только частным, но и ничтожным.
И здесь возникает вопрос даже не в-четвёртых, а самый главный: где в этом обращении генерального директора РЖД к президенту позиция и аргументы регионов по этому вопросу? Не интересы прибыли одной компании, а людей, граждан субъектов Российской Федерации? Что по этому поводу думает, к примеру, Валентин Коновалов? Как заявления о возможном прекращении или значительном сокращении отгрузки угля соотносятся с заявлениями о том, что достигнуты некие договорённости, в соответствии с которыми отгрузка угля из Хакасии в следующем году, напротив, увеличится? И ведь эта позиция была обоснована конкретными цифрами, показывающими, что уголь для Хакасии чрезвычайно важен по разным направлениям, начиная от бюджета и заканчивая общей экономической взаимосвязью региона".
Действительно, для Хакасии подобный ход РЖД означает финансовую катастрофу.
Впрочем, своего согласия на такой шаг никто не давал - ни президент, ни правительство. Скорее всего, Белозеров и Ко понимают, что поставить под угрозу экономику нескольких регионов им никто не даст, но блефуют.
Редакция 19rusinfo.ru запросила по данному поводу официальный комментарий в правительстве Хакасии.
Комментарии