Антон Силуанов забраковал прорывной проект, направленный на развитие экономики России. Запрещено Минфином. Логику ведомства объяснил Борис Марцинкевич: продаём сырую нефть, и всё. Без всякой добавленной стоимости.
По сведениям западных СМИ, дальнейшее развитие совместного русско-китайского энергопроекта "Сила Сибири – 2" пока будто бы приостановлено. Этот газопровод планируется проложить через Монголию. Он должен существенно нарастить объёмы поставок "голубого топлива" в КНР.
По мнению ведущего "Первого русского" Никиты Комарова, соответствующие публикации едва ли имеют много общего с реальностью, поскольку многочисленные "сенсации" иностранных журналистов регулярно опровергаются объективными фактами.
Он, однако, добавил в эфире программы "Царьград. Главное", что обсуждения между Москвой и Пекином касательно реализации проекта и правда превышают изначально установленные сроки.
Если строительство отложат, ситуация с доходами от продажи углеводородов может ещё больше усугубиться на фоне санкций Запада. Никита Комаров обсудил обстановку в отечественной и мировой энергетике с главным редактором аналитического журнала "Геоэнергетика ИНФО" Борисом Марцинкевичем.
"Ничего удивительного"
Эксперт напомнил, что переговоры по поводу первой "Силы Сибири" начались в 2004 году и успешно закончились лишь в 2014-м:
Чтобы понять, что происходит с "Силой Сибири - 2", нужно посмотреть, куда она в Китай приходит. А приходит она в самый дикий край страны - на северо-запад. Это страшное место, своего рода Крайний Север для Китая. На самом деле плотность демографии и, соответственно, плотность экономики в КНР - достаточно большая проблема. Так, практически всё население располагается в тропиках, на бережку, то есть на юге.
Собеседник "Первого русского" уточнил, что планируемая мощность газопровода - 50 млн кубометров в год. Таким образом, Пекину прежде предстоит решить вопрос, где взять потребителя, чтобы освоить столь существенные объёмы.
Для Китая это требует, насколько я понимаю, разработки нового пятилетнего плана. Если будут приходить такие объёмы, надо в первую очередь продумать распределительную сеть. Также есть проблема с подземными хранилищами газа, как и у нас на Дальнем Востоке. Поэтому я ничего удивительного в происходящем не вижу,
- констатировал Марцинкевич.
Борис Марцинкевич опроверг "сенсацию" западных СМИ о "Силе Сибири - 2". Он напомнил, сколько времени ушло на реализацию проекта первой "Силы Сибири". Фото: Царьград
Цены на русскую нефть выставляет Лондон?
Никита Комаров также коснулся проблемы ценообразования в нефтяной сфере. Он указал, что стоимость Urals в России до сих пор формируют с оглядкой на британскую ценовую организацию Argus, которая тем временем почти всегда рекомендует котировки значительно ниже тех, что мы видим в ходе торгов на Санкт-Петербургской бирже.
Несмотря на это, и Минфин, и Минэкономразвития продолжают опираться на методики Argus. Выходит, даже сейчас, в 2024 году, британское агентство отчасти решает, какие нефтегазовые доходы получит наш федеральный госбюджет.
Что это такое? Мы же говорим о финансовом суверенитете, вообще в целом о суверенитете…
- подчеркнул ведущий Царьграда.
Марцинкевич пояснил, что Argus предоставляет методику расчёта цен на нефть как исполнитель. После того как методика утверждена, это уже методика не данного агентства, а заказчика, то есть Минэкономразвития России.
Соответственно, итоговую ответственность за ту или иную стоимость русских энергоресурсов несёт именно наше министерство, а не агентство-исполнитель, которое лишь предлагает методики расчёта. Что касается статуса Argus, тут тоже интересно, указал собеседник "Первого русского".
У нас в законодательстве ещё в 1990-х годах появилось замечательное решение, которое до сих пор никто не пересматривает, - огромное спасибо нашим депутатам, которые отстаивают наш государственный суверенитет. Так, котировки на отечественные сырьевые и полусырьевые товары рассчитывают компании Argus и S&P Global Platts. Вторая компания - американская. Когда в 2022 году объявили санкции, она повела себя крайне корректно: собрала чемоданы и ушла из России,
- рассказал эксперт.
Глава Минэкономразвития России Максим Решетников. Фото: Russian State Duma/Globallookpress
Корпорация Argus между тем осталась. Марцинкевич объяснил, почему её специалисты постоянно подчёркивают лондонскую принадлежность своей организации:
Связано это с тем, что русские сотрудники Argus начиная с 2022 года написали с полсотни писем во все ведомства: "Заберите нас, сделайте нас российской компанией. У нас есть опыт, у нас есть связи во всех отраслях. Просто объявите, что мы российская компания, и всё". Ответов ниоткуда нет… Поэтому они продолжают подчёркивать британское происхождение корпорации, надеясь, что кто-то наконец обратит внимание.
"Государственная мудрость, отточенная веками"
Собеседник Царьграда добавил, что цены по-прежнему рассчитывают на основании стоимости русской нефти марки Urals в порту Антверпен (для Северной Европы) и в порту Аугуста на Сицилии (для Южной Европы):
Этой цены в природе просто нет, потому что эмбарго у нас действует с декабря 2022 года. Тем не менее мы это берём. Нам так хочется… И отнимаем от этой стоимости условные 15 рублей… Ой, 15 долларов, простите. У нас же налог на добычу полезных ископаемых в долларах рассчитывается, извините… Мы же про суверенитет, про финансовую независимость, про расчёты в национальных валютах, но считаем в долларах.
Никита Комаров поинтересовался, в чём логика: зачем продолжать делать подобные расчёты, основываясь на поставках в ЕС, которые сильно ограничены?
Нет логики. Мне не надо этого понимать. Ведь я не правительственный чиновник, не депутат. Там какая-то государственная мудрость, которую посторонние люди просто не могут понять. Конечно, это мудрость, отточенная веками, годами. Снизойти с этих горних высей, спуститься с небес и плебсу объяснить, в чём мудрость заключается, пока ни у кого не получается,
- констатировал Марцинкевич.
Фото: Svetlana Vozmilova/Globallookpress
Саботаж Минфина
Эксперт обратил внимание, что министр финансов Антон Силуанов де-факто дважды проигнорировал указы президента России Владимира Путина, который неоднократно требовал от правительства оптимизировать налогообложение в нефтяном секторе. Ведь ключевой доход от русской нефти наше государство получает в виде налога на добычу полезных ископаемых.
Формально министерство финансов разработало новый законопроект, чтобы внести соответствующие изменения в налоговое законодательство по просьбе президента. Борис Марцинкевич, однако, объяснил, что представлял собой тот документ:
Всё осталось на своих местах. То есть мы увидели ту же ориентацию на североевропейскую нефть марки Brent, те же самые цены. И мало того что цены рассчитываются по Антверпену и Аугусте, рассчитывается ещё и фрахт, которого нет… Точно так же оцениваются и страховые полисы, хотя мы больше не страхуемся в европейских компаниях - они требуют соблюдать потолок цен согласно санкциям. Но мы всё равно и это учитываем при определении налога на добычу полезных ископаемых. Вот такой законопроект подаётся…
То есть формально работа проделана, инициатива есть, она была принята, но в реальности ничего не изменилось. И примечательно, что в Госдуме законопроект одобрили в ускоренном режиме.
Вместо трёх чтений - два. И всё остаётся на своих местах… После этого, в мае 2023 года, президент России направляет второе письмо в правительство, которое практически слово в слово повторяет первое: наведите порядок в налоговой системе. И в июле того же года Государственная дума в двух чтениях вместо трёх принимает очередной законопроект от Минфина, который опять оставляет всё на своих местах…
- констатировал собеседник "Первого русского".
Фото: Konstantin Kokoshkin/Globallookpress
Кроме того, по мнению Марцинкевича, чем больше у нас будет объём нефтепереработки, чем больше будет поставок не сырой нефти, а нефтепродуктов, тем лучше для развития отечественной экономики. Но у Минфина, видимо, другая логика. Так, Силуанов, по сути, забраковал прорывной проект.
Давайте вспомним предложение "Роснефти" построить на дальнем конце нефтяной магистрали "Восточная Сибирь – Тихий океан" завод по переработке. Под Находкой. Де-факто это было запрещено Минфином. Почему? Потому что на период строительства просили налоговые льготы. А их не дают. Объяснения следующее: это, дескать, приведёт к выпадению доходов из бюджета... То есть проще так: продаём сырую нефть, и всё. Без всякой добавленной стоимости,
- заключил эксперт.
Подробнее о вызовах, с которыми столкнулась нефтяная отрасль России, – в видеоверсии программы "Царьград. Главное".
Комментарии