Олег Смирнов: Когда видишь, как загорелось табло, что топливо на исходе, а за твой спиной 200 человек — это страшно
Фото: URA.RU/TASS

Керосин у самолета лишним никогда не бывает

В российской авиации — скандал.

Пилот «Победы» пожаловался в Госавианадзор, что руководство компании заставляет летать с минимальным количеством топлива.

В распоряжении телеграм-канала «База» оказалось заявление анонимного пилота, который рассказал о проблемах с топливом. По его словам, чтобы достичь хороших показателей и получать премию каждые полгода, руководство заставляет пилотов сильно экономить на керосине. Расчёт делают по самым коротким схемам, однако летать по ним получается далеко не всегда.

В своей жалобе в «компетентные органы» летчик пояснил, что это требование снижает уровень безопасности в угоду экономическим показателям. По его словам, в аэропортах вылета после заправки появляются сообщения о нехватке или использовании резервного топлива, которое необходимо для ухода на запасной аэродром.

Авиакомпания «Победа» мгновенно выступила с опровержением.

«В Авиакомпании „Победа“ топливное планирование осуществляется строго в соответствии с Федеральными авиационными правилами и официально опубликованными маршрутами. Регулярно проводится контроль расхода топлива. При прогнозировании сложных метеоусловий или в часы наибольшей загруженности аэродромов предусматривается дополнительное топливо. Поэтому абсолютно все рейсы „Победы“ выполняются с достаточным количеством топлива для ухода на запасной аэродром или ожидания в очереди на посадку», — заявили в «Победе».

Ространснадзор сообщил, что проверит, соблюдает ли лоукостер «Победа» требования безопасности полетов.

В любом случае ситуация неоднозначная.

В 2006 году во время облёта грозы сверху Ту-154М авиакомпании «Пулково» попал в сильную турбулентность, свалился в штопор и упал в Донецкой области. Погибли 170 человек. СМИ тогда писали, что, по одной из версий, КВС (командир воздушного судна) решил обойти грозу сверху, чтобы сэкономить топливо.

«СП» связалась с несколькими летчиками авиакомпании «Победа», но авиаторы отделались крайне скупыми и неохотными ответами. Естественно, с просьбой не упоминать их фамилии.

«Вопрос с топливом прежде всего финансовый. Экономят в любой авиакомпании мира. Какой летчик сядет в самолет, зная, что у него не хватает топлива? Что касается дополнительного топлива на случай аварийной посадки или изменения маршрута, — тут последнее слово за командиром экипажа. Но рейс планирует авиакомпания, по крайней мере в „Победе“ это так. То есть „Победа“ подает планы и рассчитывает топливо. 40 лет так уже летаю, и ничего», — рассказал «СП» командир экипажа «Победы» Алексей.

Однако расход топлива зависит на самом деле от нескольких факторов, которые внезапно могут возникнуть во время полета. Это может быть изменение направления ветра, турбулентность. Заранее это предсказать можно лишь частично.

Есть и еще одно обстоятельство, которое неизбежно повлияет на расход топлива, связанный с погодой. Дело в том, что Россия к концу 2024 года полностью откажется от информации с западных метеоспутников. Информацию будут снимать только с нашего «Метеора». Как пояснили «СП» в Росгидромете, речь идет о прекращении сотрудничества с системой Eumetsat, которая поставляла российским метеорологам большое количество оперативной информации.

Как сработает такое импортозамещение, сказать трудно.

«Не лучше будет прогноз, это однозначно, потому что чем больше количество спутников, тем лучше. Чем больше информации, тем точнее можно прогноз сделать. Если он один летает, то в следующий раз пролетит только через сутки. А когда их много летает, частые снимки можно делать. У нас есть только низкоорбитальные „Метеоры“. Просто решили сэкономить. Зачем платить, если можно со своих брать бесплатно?», — считает руководитель проекта «Метеоспутник» Евгений Ронов.

То, что это может привести к непредсказуемым обстоятельствам при полетах, понятно не только метеорологам. Мы решили узнать мнение летчиков.

Действительно ли самолеты заправляются сейчас минимальным количеством топлива из-за экономии? Правда ли, что боязнь нехватки топлива становится для многих летчиков источником стресса во время полета? С такими вопросами мы обратились к заслуженному летчику СССР, председателю комиссии по авиации Общественного совета Ространснадзора Олегу Смирнову.

— Перед вылетом топливо всегда рассчитывают так, чтобы его хватило долететь до пункта назначения, а также до запасного аэродрома. Он может находиться близко, а может и далеко. Тут надо рассчитать еще и точку возврата. Так работают по схеме грамотные авиакомпании.

В расчет топлива закладывают всегда и погодные условия. Что тут имеется в виду? Прежде всего направление и сила ветра. Если ветер попутный — расчет топлива меньше. Если встречный ветер — топлива тратится больше. Но бывает ветер такой силы, что не хватает долететь до заправки.

«СП»: Как поступают в этом случае летчики? Ведь ситуация — из разряда нештатных.

— Понижение высоты при сильном ветре и грозах ведет к увеличению расхода топлива. А бывают и грозы, целый фронт гроз, которые не обойдешь ни низом, ни верхом.

Обходить приходится справа или слева. Но обход грозового фронта увеличивает время полета и, соответственно, расход керосина.

«СП»: Насколько я понимаю, именно нехватка топлива стала причиной посадки самолета в поле под Новосибирском 12 сентября прошлого года?

— Да, там экипаж «Уральских авиалиний» менял маршрут из-за туч, теряя топливо, к тому же отказала гидравлика, самолет летел с выпущенным шасси, что еще больше увеличивало расход топлива. Но спасло то, что увидели открытое место, с полосой правильной формы, длиной километра в четыре. На эту полосу как раз и приземлились.

«СП»: В вашей практике случалось такое, что не хватало топлива и самолет мог упасть?

— Вообще, это конечно страшно. Ты видишь, как загорается табло, которое показывает, что топливо на исходе, а за спиной у тебя 200 человек. И ты понимаешь, что ты отвечаешь за них и за все, что может произойти. Поэтому вопрос с топливом — важнейший. И исходить надо из того, что керосин никогда лишним не бывает. Экономия за счет безопасности — это тупик.

«СП»: Возможно, все происходит из-за того, что керосин взлетел в цене, и его начали экономить?

— Лоукостер экономит на всем. Даже на провозе ручной клади.

«СП»: В письме летчика, которое появилось в Сети, говорится о том, что на инциденты с нехваткой топлива влияют санкции. Каким образом?

— На расход топлива влияет двигатель, если он не отрегулирован, и производитель отказывается его исправлять. Двигатели надо ставить такие, которые «едят» меньше керосина. Сейчас наши специалисты, насколько я знаю, работают над тем, чтобы и двигатель ПД-14, и ПД-35 работали с меньшим потреблением топлива. Играет роль и аэродинамика. Самолеты надо делать такой формы, чтобы смягчалось лобовое сопротивление с ветром.

В ситуации, о которой идет речь, очевиден конфликт между интересами компании, которая заинтересована в экономии топлива и экипажем, который заинтересован в сохранении жизни пассажиров. Я — на стороне последних", — резюмировал заслуженный летчик СССР, председатель комиссии по авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

Кстати, в последние дни произошли события, которые заставили говорить о безопасности полетов и по другим поводам.

Так, в среду, 28 августа, на работу аэропорта Казани ввели временные ограничения. Об этом сообщили в официальном телеграм-канале представителя Росавиации. Аэропорт временно не принимает и не отправляет авиарейсы. Очевидно, это связано с атаками БПЛА на объекты гражданской авиации, которые произошли за последние дни.

До этого беспилотник атаковал закрытый аэропорт Белгорода. 23 августа БПЛА влетел в здание командно-диспетчерского пункта и взорвался.

21 августа два российских аэропорта — Мурманска и Апатитов — ввели ограничения на прилеты и вылеты. Сообщалось, что над Мурманской областью «выявлена воздушная угроза применения беспилотника». Губернатор Андрей Чибис заверил, что что все необходимые меры по повышению безопасности полетов приняты.

svpressa.ru

Добавить комментарий

Комментарии  

А еще нужно сказать, что стоимость полета за рубеж на самолетах зарубежных авиакомпаний существенно ниже, чем на самолетах того-же аэрофлота... Спрашивается - почему ?