Ключевое событие этой деловой недели – предстоящее в ближайшую пятницу заседание совета директоров Центрального банка России. И главным будет вопрос, на какой процентный пункт ЦБ поднимет свою ставку.
Согласно консенсунс-прогнозу аналитиков финансового рынка, ставка составит 18%. Однако некоторые эксперты считаю, что денежно-кредитная политика Банка России может быть ещё более ужесточена, и тогда ставка поднимется до 20%.
То, что ДКП будет ужесточаться, можно уже понять, исходя из процентных ставок по депозитам, которые предлагают сейчас крупнейшие банки страны. Ещё не дожидаясь заседания Совета директоров, отдельные игроки подняли эти ставки даже до 19% годовых.
Можно сколько угодно спорить, правильно или неправильно поступает Банк России в нынешней ситуации, ужесточая денежно-кредитную политику. Однако я хотел бы обратить ваше внимание на другие проблемные вопросы.
Я глубоко убеждён, что ЦБ сейчас "бьёт по хвостам". Закручивая гайки, они пытаются охладить кредитование, охладить потребительский спрос. И вот здесь мы подступаем к одной из ключевых проблем - дисбалансу между экспортом и импортом.
Нам очень много говорили с вами о том, что вот-вот будут приняты все необходимые решения, и за рубль можно будет продавать и покупать любые товары. При этом говорящие немного (а возможно, и много) лукавили. Действительно, покупать-то у нас за российские рубли готовы и газ, и нефть, и другие наши традиционные экспортные товары. Но продавать нам свои товары за рубли они не согласны, там необходима валюта.
Самый свежий пример: Китай, казалось бы, наш надёжный стратегический партнёр, однако принимать рубли отказываются даже крупные банки. Они требуют к оплате юань. Безусловно, бизнес может решить эти вопросы. Но тогда происходит удорожание транзакций, что, в свою очередь, сказывается на цене товара, который привозится в Россию. Это первый аспект.
Второй аспект: нам говорят, что у нас монетарная инфляция. Я с этим не согласен, у нас инфляция олигополий и монополий. Что же привело к такому мощному росту инфляции и инфляционных ожиданий? Решение по резкому увеличению тарифов на коммунальные услуги. И самое серьёзное удорожание было по газу – на 20 с лишним процентов.
При чём здесь денежно-кредитная политика Центрального банка, объясните мне? Правительство санкционировало это решение, газовая монополия его реализовала. И теперь потребители – и юридические, и физические лица всё оплачивают по совершенно новому тарифу.
И никто ни на Неглинной, ни на Краснопресненской не говорит, что это одна из причин роста цен в России. Но ведь понятно, что как только происходит такое повышение, то моментально срабатывает цепная реакция по всей группе товаров и услуг.
А ещё нам постоянно рассказывали с вами про импортозамещение. На мой взгляд, это слово, как и слово "реформа", у нас девальвировано. Разговоров много, а результат минимальный. Я промолчу о китайских шильдиках или китайских рулях на якобы российских автомобилях. Пусть премьер Михаил Мишустин разбирается со своими подчинёнными, которые лихо освоили денежные средства.
Есть более серьёзный момент. Очевидно, что мы не можем импортозаместить целые сегменты товаров и услуг. Возможно, мы не очень хотим это делать. Но это вопрос принципиальный: либо государство идёт на формирование своего стратегического плана, скажем, в самолётостроении. В советское время у отечественного самолётостроения были очень серьёзные достижения. Да, это была другая эпоха. Но надеюсь, что у нас есть задел, который мы ещё не растеряли.
Что касается отечественного автопрома, то, простите, "тазик с гайками" – это какая-то проклятая тема. Кто бы ни приходил в эту отрасль, в итоге всё равно получается "тазик с гайками". Я ничего не вижу прискорбного, если мы откажемся от производства собственных автомобилей. Ну, не умеем или пилим. Это же тоже откровенно надо говорить.
А вот самолётостроение, на мой взгляд, долгоиграющая тема, особенно с точки зрения наших расстояний. Ну, представьте, страна состоит из 12 часовых поясов. Есть куда лететь, есть где разбежаться.
И здесь можно вспомнить то, о чём неоднократно говорил академик Глазьев – так называемая "окрашенная эмиссия", когда государство принимает стратегический план развития отечественного самолётостроения и под это выделяются денежные ресурсы – "окрашенные рубли". Они не могут быть выведены ни на валютный рынок, ни на финансовый рынок. Они могут быть использованы только в создании лайнеров.
Но здесь мы вновь спотыкаемся об очень существенную проблему. В своё время министр финансов Антон Силуанов откровенно сказал, что "разворуют". И мы, действительно, сталкиваемся здесь с огромной проблемой. С одной стороны, мы осознаём необходимость развивать отрасль, да и финансовые средства у государства имеются. Но нет воли и институциональных решений, которые позволили бы это реализовать на практике.
Да, у нас есть огромное число структур с приставкой "гос-", но толк от них минимальный, зато расходы – максимальные.
Поэтому перед предстоящим заседанием Центробанка России я хотел бы, не оправдывая решение госпожи Набиуллиной и её команды, нанёсшей огромный ущерб отечественной экономике, от зачистки финансового рынка и создания олигополий до вывода гигантских средств из страны, сказать, что проблемы наши не в процентной ставке.
Несомненно, на заседании команда Набиуллиной эту ставку повысит. Но дело не столько в ужесточении денежно-кредитной политики, сколько в том, что нынешняя социально-экономическая модель, на мой взгляд, обанкротилась.
Комментарии