Михаил Побызаков сообщил, что происходит с бюджетом Хакасии
Скриншот прямой трансляции сессии Верховного Совета Хакасии, rutube.ru

Заместитель главы Хакасии Михаил Побызаков подробно сообщил о мерах, принимаемых в 2024 году правительством республики, по наращиванию доходной базы бюджета.

Этой теме посвятили Правительственный час на 11-й сессии Верховного Совета Хакасии.

ИА "Хакасия" считает необходимым представить полный доклад заместителя главы.

Михаил Побызаков начал с прогноза по доходам бюджета на 2024 год:

"С учетом информации Управления Федеральной налоговой службы по Хакасии, поступления налоговых и неналоговых доходов в 2024 году оцениваются в сумме 31,5 млрд рублей - на 10,5 млрд, или 25% меньше утвержденных бюджетных назначений. Это связано с падением налога на прибыль от алюминиевой и угледобывающей промышленности в условиях санкций на экспортно-ориентированные отрасли российской экономики.

А теперь о текущей ситуации. За 5 месяцев этого года в консолидированный бюджет Хакасии поступило 15,3 млрд рублей доходов, что почти на полмиллиарда или 3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Хочу обратить ваше внимание, что снижение доходов мы видим только по республиканскому бюджету, а собственные доходы муниципальных образований наоборот растут. Это закономерно, ведь главным источником наполнения ресбюджета является именно налог на прибыль, который падает, а местные бюджеты наполняются за счет иных налогов, неналоговых поступлений и все они растут.

Так, за 5 месяцев доходы республиканского бюджета снизились к аналогичному периоду прошлого года на 10%, а доходы муниципальных образований увеличились на 30%.

Это хороший рост, который позволит муниципалитетам в это трудное время исполнять свои социальные обязательства, обеспечивать первоочередные расходы.

Коллеги, налог на прибыль организаций сегодня является ключевым источником доходов для республиканского бюджета Хакасии, как и для бюджетов других регионов страны, с большой долей экспортно-ориентированных предприятий. И к сожалению, в условиях ужесточающихся санкций кардинально повлиять на налоговую базу по прибыли мы объективно не можем. По крайней мере без поддержки федерального центра.

В целях стабилизации обстановки в угледобывающей отрасли правительство Хакасии вместе с предприятиями ведет систематическую работу по увеличению отгрузки угля из республики на экспорт в восточном направлении с правительством России – а именно с министерствами транспорта и энергетики, полпредом президента в СФО и компанией «РЖД».

Сейчас идет активная работа по снижению транспортно-логистических затрат.

18 июня 2024 года на встрече с первым заместителем председателя правительства России Денисом Валентиновичем Мантуровым глава Хакасии Валентин Олегович Коновалов представил наши совместные предложения:

1) Увеличить для Хакасии квоту вывоза угля на восток на 2024 год 6,5 до 10 млн тонн.

2) Обеспечить вывоз угля из региона без задержки сроков, в соответствии с календарным графиком, согласованным с РЖД.

3) Возобновить действие понижающих коэффициентов на дальность при определении платы на перевозку угля.

4) Установить в дополнение к коэффициентам скидки в размере 12,8%.

Федеральным органам исполнительной власти поручено отработать эти предложения.

Правительством республики практически в ежедневном режиме проводится работа с крупнейшими налогоплательщиками, в первую очередь - в части платежей налога на прибыль.

В прошлом году из-за падения налоговой базы сформировалась значительная переплата по этому налогу: на 1 июня она составляла почти 6,5 млрд рублей. Как следствие, во второй половине 2023 года организации не только не уплачивали налог, но и возвращали большие суммы из бюджета. В результате фактические поступления в 2023 году по сравнению с 2022 годом упали в 2,1 раза (на 10 млрд 446 млн рублей).

В этом году также имеется рост переплаты по налогу на прибыль. По данным на 1 июня она составила 1 млрд 131 млн рублей (в том числе: угольная отрасль – 614 млн рублей; алюминиевая – 311 млн рублей; гидроэнергетика – 120 млн рублей; по прочим налогоплательщикам – 86 млн рублей). В связи с этим снова образовались риски возвратов крупных сумм из бюджета. Чтобы этого не допустить, правительство Хакасии предложило налогоплательщикам подать заявления в налоговые органы о зачете переплаты по налогу на прибыль в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате этого налога. В результате нам удалось зафиксировать в бюджете республики порядка 700 млн рублей. Кроме того, для финансирования текущих расходов в июне дополнительно привлечено опережающих платежей в бюджет 280 млн рублей.

Как я отметил в начале, по всем иным источникам доходов консолидированного бюджета, кроме налога на прибыль и НДПИ по углю, у республики сложилась стабильная налоговая база, которая позволяет обеспечивать достоверность планирования и рост поступлений в бюджет.

В 2023 году рост собственных доходов составил 10,6%. По итогам пяти месяцев текущего года рост поступлений (без учета налога на прибыль и НДПИ по углю) составляет 20%.

Одним из самых стабильных источников, обеспечивающих ежегодный рост доходов, является налог на доходы физических лиц. По итогам 2023 года доля этого налога в собственных доходах консолидированного бюджета превысила 34%, в доходах республиканского бюджета 27%, в доходах местных бюджетов – более 58%. А по итогам 5 месяцев рост к аналогичному периоду прошлого года составили 22%.

Отмечу что значительная часть НДФЛ передается в местные бюджеты. Так, сельским поселениям дополнительно передано из республиканского бюджета 10% НДФЛ по единым нормативам.

За 5 месяцев текущего года муниципальные образования республики получили по дополнительному нормативу на 35% больше НДФЛ к аналогичному периоду прошлого года, по единому нормативу - на 26% больше.

Весомый вклад в доходную часть бюджета вносят платежи малого и среднего бизнеса, применяющего специальные налоговые режимы.

По итогам 5 месяцев прирост поступлений от спецрежимов составил 40% (435 млн рублей). Основной объем прироста приходится на налог, взимаемый по УСН (351 млн рублей) и на налог по применению патента (54 млн рублей). Напомню, что 30% доходов по УСН в 2021 году правительство Хакасии передало в бюджеты городских округов и муниципальных районов. За 2023 год местные бюджеты получили 583 млн рублей от УСН. За 5 месяцев текущего года – 410 млн рублей. Я хотел бы особо отметить, что, передавая на места дополнительные нормативы по НДФЛ и УСН, правительство дает муниципалитетам реальный инструмент для того, чтобы стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства на своих территориях и наращивать собственную доходную базу.

В целом, увеличение поступлений доходов от МСП обеспечивается за счет созданных и сохраняемых в Хакасии комфортных условий налогообложения (в виде пониженных ставок), а также мер поддержки в рамках госпрограмм.

Отдельно хочу отметить рост числа самозанятых граждан и отчислений в бюджет от их деятельности. Количество самозанятых в Хакасии с каждым годом растет, на сегодня их уже более 27 тысяч человек. В 2023 году было около 23 тысяч, в 2022 – 15 тысяч, в 2021 – 7 тысяч человек. И если за весь 2023 год в бюджет от самозанятых поступило 50,2 млн рублей доходов, то за 5 месяцев этого года уже 40 млн рублей.

В республике сложилась стабильная налоговая база с ежегодным приростом по региональным налогам (на имущество организаций, транспортный налог). За 5 месяцев бюджет получил более полутора миллиарда рублей, что на 6% больше аналогичного периода прошлого года.

Растут поступления от налога на добычу всех полезных ископаемых кроме угля – за 5 месяцев видим рост в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Правительство системно работает по наращиванию доходной базы бюджета в земельно-имущественной сфере.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет по итогам 2023 года составили 3,6 млрд рублей и выросли на 2,3%. А за пять месяцев этого года рост составил 5,5 % (или на 88,4 млн руб.)

Неналоговые доходы от использования государственного и муниципального имущества по итогам 2023 года выросли на 20%. В текущем году неналоговые поступления также растут – за 5 месяцев на 24% (или на 149,6 млн руб.) в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.

В июне этого года, по поручению главы Республики Хакасия утвержден план мероприятий по дальнейшему наращиванию налоговых и неналоговых поступлений в земельно-имущественной сфере.

Уважаемы депутаты! По вопросу, который вы обозначили к «Правительственному часу» о работе по выявлению и регистрации коммерческих объектов недвижимости, сообщаю: правительство Хакасии ежеквартально формирует перечни объектов капстроительства, в том числе коммерческого назначения, которые имеют разрешение на строительство, но не введены в эксплуатацию, а также объектов, которые НЕ имеют разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. На 1 января 2024 года таких объектов в регионе было 93 – на 23 (20%) меньше, чем год назад. Наибольшее количество таких объектов – на территории Орджоникидзевского (24) и Ширинского районов (20).

Проблема регистрации прав возникает из-за отсутствия законного механизма по побуждению правообладателей оформлять в собственность такие объекты. При этом муниципальные образования вправе обратиться в суд о признании таких объектов самовольной постройкой.

На постоянной основе ведется работа по легализации налоговой базы. Например, нашим правительством совместно с МВД и Налоговой инициированы контрольные мероприятия в отношении отдельных производителей пива. По результатам сумма доначислений только по акцизу на пиво составила около 4 млрд рублей (работа по взысканию задолженности продолжается. На текущий момент материалы проверки находятся на рассмотрении в Арбитражном суде Республики Хакасия).

Аналогичная работа проводится в отношении золотодобытчиков. Здесь основной проблемой является недопоступление НДФЛ. Сегодня такие факты имеются у отдельных компаний. Выясняются причины. И здесь необходимо подключаться администрациям муниципалитетов, на территории которых предприятия ведут добычу золота.

Отмечу, что все доходы и в республиканский, и в местные бюджеты поступают от налоговой базы, которая формируется на территориях муниципалитетов. Поэтому работа по увеличению доходов касается как органов государственной власти республики, так и органов местного самоуправления.

Коллеги! Важно понимать, что все выше перечисленные меры могут лишь частично компенсировать выпадающие доходы в основных отраслях экономики региона. Поэтому первоочередной нашей задачей является развитие экономики, на которую НЕ будут оказывать существенного воздействия внешние рынки. Экономики, которая в перспективе обеспечит устойчивость доходной базы и снижение зависимости бюджетов от платежей ресурсных отраслей.

В частности, последние годы правительством Хакасии пересмотрен подход к развитию обрабатывающих отраслей промышленности: сделан упор на государственную поддержку таких предприятий.

В 2021 году мы создали Фонд развития промышленности Хакасии, который предоставляет льготные займы предприятиям. За это время фондом поддержано 18 проектов, с объемом инвестиций – 580 млн рублей, в том числе 2 проекта в текущем году (модернизация производства ООО «Саянские мясные продукты» и ИП Алешин Е.О.) Мы оказали поддержку предприятиям переработки леса, металлообработки, машиностроения и легкой промышленности, предприятиям по производству продукции для стройиндустрии, упаковки. Хакасия одной из первых в России начала поддержку производителей пищевой продукции.

Льготные займы – очень популярная мера поддержки. С учетом сегодняшней ключевой ставки, коммерческие банки не дадут кредиты под менее чем 20%. Мы же предоставляем кредиты по ставке от 3% до 7% годовых.

Сейчас капитализация нашего Фонда составляет практически 370 млн рублей, но мы готовим заявку на докапитализацию по линии Минпромторга России, прогнозная сумма – 50 млн рублей.

С 2022 года мы также предоставляем субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на приобретение оборудования. Благодаря этой мере господдержки предприятия региона с 2022 года реализовали 44 инвестиционных проекта, привлечено более 1 млрд рублей внебюджетных инвестиций. На каждый государственный рубль предприятия вложили практически 3 рубля. Создано более 400-сот новых рабочих мест и увеличена отгрузка продукции более чем на 4 млрд рублей. Стимулирование промышленных предприятий будет продолжено. Перечислю некоторые предприятия, которые благодаря поддержке из республиканского бюджета модернизировали производство, увеличили объемы продукции, расширили рынки сбыта в 2023 году: «Мясоконсервный комбинат «Абаканский», «Завод Алешина» «Конвейерные технологии», «Абаканвагонмаш», «Черногорская швейная фабрика».

С целью обеспечения роста собственных доходов правительство Хакасии создает особую экономическую зону «Хакасская технологическая долина» для размещения высокотехнологичных промышленных производств.

На Петербургском международном форуме между правительством Хакасии и компанией «РУСАЛ САЯНАЛ-2» подписано соглашение о намерениях по строительству нового завода по производству алюминиевой фольги и ленты с ожидаемым объемом инвестиций более 27 млрд рублей. Проект станет якорным для ОЭЗ, в его рамках будет создано около 500 рабочих мест.

Планируемые доходы в бюджет с учетом налоговых льгот от ОЭЗ с 2025 года по 2030 год оценочно составят 381 млн рублей в год (только НДФЛ). После окончания льготного периода, с 2036 года ОЭЗ ориентировочно будет приносить в бюджет по 4,5 млрд рублей в год. Эта сумма рассчитана только по проекту якорного резидента, по мере появления новых резидентов доходы от ОЭЗ будут расти. Добавлю, что создание ОЭЗ поддержано первым заместителем председателя правительства России Денисом Валентиновичем Мантуровым.

В соответствии с перечнем поручений по реализации послания президента Федеральному Собранию планируется списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам при условии целевого направления этих средств на развитие региональной экономики. На сегодня Правительством РХ уже сформирован перечень из 50 инвестиционных проектов, с общим объемом вложений около 160 млрд рублей. Например, туда вошли проекты фабрики «Вдоволь» по созданию производства замороженных полуфабрикатов с объемом инвестиций 1,5 млрд рублей; компании «Барит» по развитию кластера переработки баритов руд на 850 млн рублей.

Правительство Хакасии ведет системную работу по привлечению федеральных средств на развитие республики. В 2024 году президент России одобрил включение Хакасии в перечень субъектов, для которых целесообразна разработка индивидуальных программ социально-экономического развития на 6 лет, с 2025 года по 2030 год включительно. Правительство Хакасии добивалось этого решения с 2020 года.

Цель программы – создание условий для опережающего социально-экономического развития и создание новых точек экономического роста. Объем финансирования индивидуальной программы составит 1 млрд рублей ежегодно за счет средств федерального бюджета.

20 июня в Минэкономразвития России мы прошли предварительную защиту проекта индивидуальной программы. В ее рамках планируется направить средства на:

- докапитализацию Фонда развития промышленности республики и инфраструктуру поддержки МСП;

- на снятие инфраструктурных ограничений в первую очередь по энергообеспечению;

- создание инфраструктуры особой экономической зоны и промышленных парков;

- на развитие туризма.

Мы ожидаем от реализации программы привлечения 30 миллиардов внебюджетных средств, около 2 млрд новых налогов, более 2 тысяч рабочих мест.

В июле правительство также подаст заявку на конкурсный отбор региональных программ развития промышленности в Минпромторг России – на 250 млн рублей на 2025 год.

Одно из важнейших направлений по увеличению доходной базы – работа с недоимкой и иной просроченной дебиторской задолженностью. В конце 2022 года создана специальная межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли заместители главы республики, руководители заинтересованных исполнительных органов, представители региональных управлений налоговой службы и службы судебных приставов.

Межведомственной рабочей группой проведено 5 заседаний с участием прокуратуры Хакасии, 4 заседания с участием представителей муниципалитетов, где есть проблемы со взысканием этой задолженности. Постановлением президиума правительства Хакасии от 22 марта 2024 года утверждена «дорожная карта» по взысканию дебиторской задолженности по платежам в консолидированный бюджет, пеням и штрафам по ним на 2024 год.

В результате сумма просроченной дебиторской задолженности бюджетов муниципальных образований Хакасии по неналоговым доходам на 1 апреля 2024 года по сравнению с 1 января 2023 года сократилась на 7,1%.

Отдельных пояснений требует имеющаяся недоимка – задолженность по уплате налогов и сборов в консолидированный бюджет Хакасии (как значительная часть просроченной дебиторской задолженности). Работа по сокращению и взысканию недоимки проводится налоговыми органами и службой судебных приставов на постоянной основе, в соответствии с полномочиями и налоговым законодательством.

Исполнительные органы Республики Хакасия НЕ наделены полномочиями по взысканию просроченной налоговой задолженности, но правительство Хакасии оказывает всемерную поддержку налоговым органам по сокращению имеющейся недоимки.

Таким образом, основной акцент в работе с просроченной дебиторской задолженностью правительство Хакасии ставит на задолженность, которую администрируют госорганы Хакасии и органами местного самоуправления.

Работа муниципальных администраций строится по тому же принципу, что и деятельность региональных органов власти и ведется по двум направлениям:

- сокращение недоимки просроченной дебиторской задолженности. В соответствии с решением межведомственной рабочей группы главам муниципальных образований рекомендовано обеспечить утверждение в срок до 1 апреля 2024 года плана мероприятий (дорожной карты») по взысканию дебиторской задолженности и направить его в министерство финансов Республики Хакасия. Все муниципальные образования утвердили и представили соответствующие планы в установленные сроки и должны ежеквартально отчитываться о их реализации.

- реализация плана финансового оздоровления. Всеми органами местного самоуправления утверждены планы мероприятий (по аналогии с 60-п) по росту доходов бюджета, включающие реализацию мер по устранению неэффективных налоговых льгот и увеличению доходного потенциала местных бюджетов. Отчеты о реализации планов направляются в министерство финансов Республики Хакасия, а положительный эффект учитывается при принятии бюджета муниципального образования".

Добавить комментарий

Комментарии  

Вчера его доклад уже публиковали в статье на 19русинфо) правительство ничего не делает, чтобы развивать мсп, абсолютно. Что такое 50 млн для фрп? НИ-ЧЕ-ГО. Возьмите другие субъекты от 70 млн и до 250 местные фонды выдают, а тут на всех 50 млн, и как долго будем развиваться?
Дай, дай, дай , как вы привыкли из бюджета и ложкой, работать не пробовали ?
Хочется спросить, но не у Побызакова,который в экономике и финансах ноль, а у тех кто вершит финансовый и экономический "бум" в Хакасии.Когда и где будут открыты производства выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Когда Вы займетесь индустриальными технологиями в сельском хозяйстве по производству мяса птицы, свинины, молока? И вообще, когда Вы начнете грамотно работать,а не ходить с протянутой рукой. Мы же видим что "связи" Сокола не помогают, хотя парень уже как летчик профи налетал летных часов по маршруту Абакан-Москва-Абакан-Москва.
т.е вопрос в воздух...
Вы откуда такой незамутненный? Промышленное с/х которое больше субсидий получает чем налогов платит? Или инвестиции из долгов брать? Вы ещё завод по выпуску процессоров посоветуйте открыть... ))
Так и не могу понять , почему такой сложный материал по финансам , доходам , подает нам заместитель по социальным вопросам ? А где министр финансов , где заместитель курирующий финансы , наконец сам Глава почему про доходы не говорит ? Почему Побызаков М.А ? Там все поменялись местами ? Что вообще происходит ? Или Побызаков заместитель по всем вопросам ?
Вы тексты читаете или только заголовки?
Ну вот я прочитал текст внимательно и тоже не понял, почему Побызаков то ? То , что он член комиссии ? Так там и в этой комиссии и члены разных общественных организаций. И что ? Доклад о доходах , а уж тем более в сложном периоде , должны делать профессионалы - минфин , налоговая , зам по финансам. Михал Анатолич спец по социалке. Какие доходырасходы ? Вы вообще о чем ? Между строк там тоже ничего не поясняется. Не стройте из себя самого умного , Кино .
отдайте аванс за июнь-общеобразовательные учреждения Орджоникидзевского района ни копейки не получили за ИЮНЬ!!!
"Денег нет, но вы держитесь"
Дочитал только до квот на вывоз угля, дальше читать нет смысла, по причине полной оторванности от реальности. Какие 10 млн тонн? Нам и шесть вывезти не дают.
А где результаты эти так называемых "мер, принимаемых в 2024 году правительством республики" ?
Где зарплата Миша ? почему сенаторы ничего не делают?