На дороге в Хакасию гром грянул, Тува зашевелилась
Фото: ИА "Хакасия"

Тува, наконец, озаботилась состоянием единственной автодороги, соединяющей регион с Хакасией и ведущей к международному пункту пропуска с Монголией.

Около 8 млрд рублей планируют привлечь в ремонт автомобильной дороги Ак-Довурак - Абаза. Об этом сообщил ТАСС на стенде агентства на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) глава Тувы Владислав Ховалыг.

Ежегодно в сезон паводков автодорогу Ак-Довурак - Абаза размывает, автомобилистам приходится объезжать через столицу республики Кызыл или территорию Красноярского края.

"Ремонт этой автодороги очень важен для нас. Решили отдельные, узкие участки расширить для грузового транспорта, отремонтировать пять мостов. Таким образом, сегодняшние наши расчеты составляют 7,7 миллиарда рублей на весь проект для того, чтобы уже этот коридор мог заработать в полном объеме", - сообщил Ховалыг.

Закончить ремонт дороги планируют в 2027 году.

Как сообщало ИА "Хакасия", у темы с ремонтом этой автодороги длинная история. В сентябре-2023 также говорили о планах по ее ремонту к 2027 году. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ) сообщал глава Тувы Владислав Ховалыг.

По словам главы республики, осложняет ремонт дороги местность, где она расположена.

"Дорога тяжелая, с перевалами, реками, на ней 22 моста. Поэтому быстро этот проект не реализовать", - пояснил Ховалыг.

По информации 19rusinfo.ru, заявления главы соседней с Хакасией республики более чем смелое, но очень обнадеживающее.

О ремонте многострадальной дороги власти Хакасии ведут речь на протяжении не одного десятка лет. Собственно, глава РТ сказал лишь об участке трассы Абакан — Ак-Довурак, которая является главной транспортной артерией, связывающей западную часть республики Тува с Хакасией, а также является важнейшей внутриреспубликанской дорогой Хакасии.

В свою очередь Тува несколько лет уже работает на создание трансграничного транспортного коридора, который позволит увеличить торгово-экономическое сотрудничество сибирских регионов с Монголией и Китаем. И этот участок дороги им, наконец, понадобился.

Но тема ремонта этой сложной автодороги с разрушающимися мостами и переходами не решается много лет.

Как сообщало 19rusinfo.ru, в 2018-м глава РХ Виктор Зимин поставил задачу своим подчиненным подготовить письма руководителям законодательной и исполнительной власти Тувы с требованием передать участок автодороги Абакан - Ак-Довурак в ведение Хакасии.

Глава Хакасии выразил свою принципиальную позицию по поводу ремонта и обслуживания участка данной автодороги, расположенного в Хакасии, но принадлежащего другому субъекту. Эта дорога уже длительное время находится в неудовлетворительном состоянии, ремонт дорожного полотна не производится, в связи с чем существует угроза безопасности граждан.

Данный вопрос уже десяток лет находится на стадии переговоров: проходят встречи и ведется официальная переписка с правительством Тувы.

Тува вовсе не собиралась отдавать участок дороги Хакасии. Не желала также Тува передавать эту дорогу и в федеральную собственность. Собственно, как собака на сене — ни себе, ни людям, да обслуживанием и ремонтом не занималась. Насчет ремонта неизвестно, а дорогу, ясное дело, не отдает потому что получает хорошие акцизы на нее из бюджета РФ. Зачем ей их терять.

Дорога построена в 1969 году из-за необходимости связи асбестового комбината в Ак-Довураке с железной дорогой. По словам экс-министра транспорта и дорожного хозяйства Хакасии Александра Егорова, часть дороги Абаза — Ак-Довурак была передана соседям еще в 1972 году, в том числе и мост через реку Абакан в районе Абазы, состояние которого на момент 2014 года уже  было критическим.  И у Хакасии остался участок протяженностью 138 км. За Абазой дорогой владеет Тува.

Трындец: не помогли и личные связи Сергея Сокола

В декабре 2017-го в Абазе дорожники Хакасии принимали гостей из Тувы. Это была уже вторая встреча сторон, заинтересованных в ремонте 5-километрового участка транспортной артерии Абакан — Ак-Довурак. 25 октября 2020 года года стороны встречались по этому поводу в Кызыле. Это был еще один виток непростых переговоров.

По информации Минтранса РХ, в выездном совещании в Абазе приняли участие глава ведомства (на тот момент) Александр Попов, министр дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва Олега Бады, а так же руководство Хакасавтодора, Тываавтодора, главы Таштыпского района и Абазы.

На встрече обсуждались вопросы приведения в нормативное состояние участка автодороги на Ак-Довурак, которая проходит по территории Хакасии, но принадлежит Тываавтодору. Ряд участков дороги, по которым осуществляется движение транспортных средств, признаны аварийными, что представляет угрозу безопасности дорожного движения. Кроме того, эта дорога, проходящая по одному из красивейших мест Хакасии, представляет интерес и для быстро развивающегося туризма, наличие баз отдыха привлекает туристов со всей страны, особенно зимой.

Стороны, кажется, договорились, по крайней мере г-н Попов сообщил, что соседи согласились поэтапно привести дорогу в нормативное состояние. В ходе совещания было рекомендовано Тываавтодору начать работы по ремонту с 5-километрового участка, находящегося вблизи Абазы, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения для населения как самого города, так и других близлежащих поселений.

По информации vcatuva, в связи с заявлениями главы Хакасии о дороге Абакан - Ак-Довурак, вспоминаются слова главы Тувы, озвученные им еще в сентябре 2017 года по поводу состояния дороги. Он считал, что Хакасия должна вложить собственные средства в ремонт дороги.

«Сегодня, к сожалению, этот участок автомобильной дороги является аварийным, здесь запрещены пассажирские перевозки, невозможны автобусные сообщения. Много мостов в аварийном состоянии, четыре из которых требуют срочного ремонта, - заявил тогда глава Тувы на тот момент Шолбан Кара-оол. Я веду переговоры с моим коллегой, главой Хакасии Виктором Михайловичем Зиминым по вопросу финансирования его регионом данной дороги, ведь преимущественно ею пользуются хакасские предприниматели, которые везут нефтепродукты в Монголию.

Кстати, наши предприниматели так и не заняли эту нишу, а вот аскизское предприятие Хакасии сегодня активно занимается транспортировкой нефтепродуктов. На мой взгляд, здесь есть повод для переговоров», - отметил тогда Шолбан Кара-оол.

Далее Тува все-таки решилась передать дорогу в федеральную собственность, выхода, видимо, не было. В июле 2023-го появилось сообщение, что дорога Абакан - Ак-Довурак станет частью транснациональной магистрали. На Монгольском экономическом форуме-2023 было заявлено, что в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» ведётся реконструкция автомобильного пункта пропуска «Хандагайты»:

"Завершается работа по передаче в федеральную собственность автодорог Абакан – Ак-Довурак, Чадан – Ак-Довурак и Кызыл – Эрзин, которые станут частью транснациональной магистрали "Красноярск – Абакан – Ак-Довурак – Чадан – Хандагайты – Улангом – Ховд – Урумчи».

Добавить комментарий

Комментарии  

Там дорога в таком состоянии, что по 5 км в год на 40 лет работы хватит