Китай и Россия будут осваивать спутник Земли совместно — но лучше бы звучало «Россия и Китай»
Китайское национальное космическое управление (CNCA) рапортует, что посадочный модуль аппарата «Чанъэ-6» прилунился на невидимой нам стороне, намереваясь собрать образцы грунта в месте, со странным названием «Южный полюс — Эйткен».
Это первая в истории миссия по сбору образцов грунта именно с обратной стороны ночного светила. Был еще «Чанъэ-5», автоматическая межпланетная станция, запущенная для исследования видимой поверхности в конце 2020 года и успешно доставившая в Китай лунные образцы. На этот раз надо будет еще взлететь, состыковаться с орбитальным аппаратом и возвращаемый модуль должен приземлиться на севере Поднебесной
Но уже сейчас понятно, что если первым в космосе стал русский, первым на видимой, обращенной к нам стороне Луны, американец, то вот первыми посадили свой посадочный модуль на ее невидимой стороне китайские инженеры.
Российский летчик-космонавт и астронавт Юрий Усачев напоминает, что уже объявлено, что мы с китайцами в дальнейшем будем работать над освоением Луны:
— Хотя у них есть и своя космическая программа, которую они успешно претворяют в жизнь. В целом это нормальный процесс взаимодействия, который распространяется и на космическую отрасль. Уверен, что мы еще услышим о каких-то совместных серьезных росийско-китайских проектах.
«СП»: Складывается ощущение, что наметилось что-то вроде некоего соревнования между США и их союзниками с одной стороны и Россией и Китаем с другой. Не началась ли новая космическая гонка, на этот раз лунная?
— Я не люблю политизацию. Конечно, она присутствует в жизни, но я-то не политик, а скорее инженер…
«СП»:. четыре раза побывавший в космосе на кораблях «Союз ТМ-18» и «Союз ТМ-23», а также на американских «Атлантис STS-101» и «Дискавери STS-102».
— Идет нормальная работа. Те, кто хочет сотрудничать, сотрудничают. Некоторые воспринимает это как соревнование, а кто-то как обычный рабочий процесс. Я предпочитаю второе. Политики делают свою работу, а мы, технари свою.
«СП»: Но будем ли мы полезны Китаю, этому экономическому и демографическому гиганту? В чем может быть наше значимое участие в этом сотрудничестве?
— Я бы не стал так формулировать вопрос: «Кто кому полезен?» У китайцев все еще есть чему у нас поучится, задел то у нас в космонавтике огромный. Это, примерно, как получилось с Международной космической станцией (МКС). У нас ведь был тогда очень большой опыт в сфере длительных орбитальных полетов, поэтому американцы стали с нами сотрудничать, нарабатывая свой опыт. На практике же получается взаимная выгода, и нет такого, что кто-то лучше, кто-то хуже.
В те времена Россия такой огромный проект как МКС в одиночку бы просто не потянула, американцы же сами расписались в том, что не смогли сделать такую станцию чисто технически.
«СП»: Хочешь не хочешь, а приходится сотрудничать, ведь за пределами нашей общей планеты явственно понимаешь, что все мы земляне?
— Конечно! Вот и мы помогали американцам, учили их как не только долетать до орбиты, а находится там долго.
«СП»: И китайцев когда-то научили строить космические корабли, «бороздящие просторы вселенной». Когда в 2003 году третья китайская пилотируемая программа «Шэньчжоу» привела к успешному полету на орбиту первого китайского «тейконавта» злые языки утверждали, что уж очень китайский корабль похож на наш «Восток». Других научили, а сами разучились?
— Нет, это не так. Я не знаю, зачем вообще нам становится в позу униженных. В нашей космической отрасли работают тысячи умнейших, компетентнейших ребят, разрабатывающих новые современные проекты: и по кораблям, и по станциям. У нас большой задел и обширные компетенции, и специалисты есть. Все нормально, не стоит воспринимать Россию, как отставшую.
«СП»: Космическая отрасль во всем мире сейчас переживает довольно непростые времена. Все стало сложнее по сравнению с 60-ми годами, когда произошел первый полет Юрия Гагарина и даже со временем встречи на орбите «Союз-Апполон» в 1975 году. Тогда было только две космические державы, а сейчас их стало много. Да к тому же Илон Маск лично, можно сказать «в одиночку», готовит освоение Марса, чуть ли не соревнуясь с целыми государствами, таким как США, Россия и Китай…
— Маск осваивает средства Министерства обороны США. Молодец, показывает всем новое направление развития. Он взял старые технологии и переработал их на новом этапе научно-технического прогресса, новом технологическом уровне. Порадуемся за него, нормально парень работает. Я сторонник позитивного восприятия происходящего, — отметил эксперт…
Будем же и мы позитивны и порадуемся за китайских соседей, досконально отчитывающихся о комплексе китайского зонда «Чанъэ-6», состоящем из спускаемого и взлетного аппаратов, успешно приземлившихся в назначенной зоне в воскресенье. Запуск произвели не с Байконура или Мыса Канаверал, а с космодрома Вэньчан. На борту в момент старта находилось четыре модуля, кроме посадочного еще и научные приборы из Франции, Италии, Европейского космического агентства (ЕКА), а также… небольшой спутник из Пакистана.
Успешное прилунение — это только начало, сообщает китайское агентство Xinhua. Затем посадочный модуль проведет забор проб на лунной поверхности. Два дня побурят в нескольких точках, в автоматическом режиме, проведут комплекс научных исследований.
Вообще-то «Южный полюс — Эйткен» место само по себе довольно необычное, глубокая низина, образовавшаяся когда-то в результате удара огромного метеорита. Поэтому китайский зонд попал на глубину восьми километров ниже уровня средне-лунной поверхности. Так что действительно впервые в истории человечества соберут образцы с ранее ни разу не обследованной, да еще и углубленной территории.
Доктор экономических наук, эксперт по Китаю Андрей Островский напоминает, что вообще-то Луна довольно обследованное место:
— Туда уже запускали свои аппараты и японцы, и индийцы. А у нас, к сожалению, сорвалась посадка спускаемого аппарата «Луна-25». У китайцев полет нормальный.
«СП»: Продолжится ли наше с ними космическое сотрудничество?
— Документы в прошлом году подписаны, в ходе переговоров между президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином заключено соглашение. А как там все будет развиваться в реальности, жизнь покажет.
«СП»: Китай с его экономикой, претендующей на звание первой мире, может и сам справиться, без нас. Тем более, что он уже сотрудничает с ASE-ЕКА. Напомним, что нынешняя китайская космическая программа третья по счету: китайцы хотели полететь в космос после нас с американцами еще в 60-х. Потом в 70-х. Но из-за политических и экономических трудностей тогда вынуждены были свою программу заморозить. А сейчас у них все получилось. Нужны ли мы теперь Китаю?
— Что значит «без нас»? Мы ему на каком-то этапе очень сильно помогали, в том числе в запуске на орбиту первого китайского космонавта Ян Ливэя, ставшего возможным в результате реализации китайской космической программы 90-х годов.
Как бы то ни было, политически все решено, осталось только воплотить договоренности на техническом уровне. А с этим у нас не все так хорошо, как бы хотелось, — сетует эксперт…
Ну, это у нас. У наших китайских друзей все отлично. Включили в нужный момент маршевый двигатель изменяемой тяги, и аппарат скорректировал положение и приблизился к лунной поверхности. Работала автономная система визуального обхода препятствий, камера в видимого спектра искала сравнительно безопасную зону прилунения, в зависимости от яркости поверхности.
Плюс лазерный 3D-сканер выискивал препятствия на поверхности, чтобы выбрать место в «Бассейне Аполлона». Вообще посадочный модуль оснащен множеством датчиков, в том числе микроволновыми, лазерными и оптическими датчиками изображения, которые измеряли расстояние и скорость. Не хуже, чем парктроники китайских авто.
Против помех из-за лунной пыли в оптических датчиках, во время приземления, посадочный модуль дополнительно оснастили датчиками гамма-излучения, все это заранее смоделировали в лаборатории на Земле. А еще экспедиция проходит при поддержке спутника-ретранслятора «Цюэцяо-2», который завис на орбите Луны. Связка спускаемого аппарата, подъемного устройства и спутника не смогла бы работать без надежной китайской электроники, заполнившей сначала Землю, а вот теперь и космос.
Будем считать, что китайцы осуществили разведку. Теперь можно детальнее исследовать поверхность обеих сторон Луны, определяя удобное места для размещения базы. Следующим этапом станет доставка на поверхность Луны исследовательских аппаратов различного назначения и луноходов. Для связи и ретрансляции на орбите уже опробован спутник-ретранслятор типа «Цюэцяо». В общем будем обживать Луну, присоседившись к китайцам. Проект предусматривает открытый формат, к нему могут присоединяться все желающие. Хотя было бы приятнее, чтобы присоединялись к нам.