Перевод граждан поголовно на электронные платежки неизбежен, но есть нюансы
Электронные платежные документы за жилищные и коммунальные услуги планируют внедрить на всей территории страны.
Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу на рассмотрение, и его уже поддержали комиссия Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан и профильный комитет по строительству и ЖКХ.
Как указывают в пояснительной записке к своему законопроекту авторы этой инициативы, депутаты от «Единой России» Законодательного собрания Краснодарского края, необходимо внести в Жилищный кодекс поправки, которые позволят изменить существующий способ информирования россиян об оплате за услуги ЖКУ.
Тем самым, утверждают они, будут созданы условия для оплаты за коммунальные услуги и капремонт альтернативным способом — посредством получения документов в электронной форме. Для этого россияне должны иметь возможность отказаться от использования бумажных платежек путем подачи соответствующего заявления.
Надо сказать, что тема перевода россиян на электронные платежки в сфере ЖКХ всплывает в новостных лентах различных российских министерств и ведомств уже не первый год.
Сейчас заговорили об экономии. Авторы инициативы приводят расчеты с растущими расходами на бумажные платежки: согласно смете административно-хозяйственных расходов регионального оператора Краснодарского края, стоимость агентских услуг выросла более чем втрое — с 31,3 млн в 2021 году до 75 млн в 2023-м.
А на 2024 год на указанные цели предусмотрено уже 100 млн рублей. Инициатива, полагают краснодарские депутаты, поможет еще и сохранить лесные насаждения. Например, только в Краснодарском крае можно будет сохранить более 130 деревьев в год, если хотя бы половина из 1,1 млн абонентов в регионе перейдет на электронную доставку платежного документа.
Также, уверяет первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, депутат Владимир Кошелев, переход на электронные уведомления об оплате ЖКУ решит еще одну проблему.
Сегодня, констатирует он, бумажные квитанции направляются на адрес помещения, но зачастую он не совпадает с фактическим адресом проживания собственника, что затрудняет возможность получения им платежного документа.
Рассуждения в обосновании данного законопроекта вроде бы здравые, и плюсы этого решения вполне очевидны.
Однако любая самая полезная новация неизбежно несет в себе и некоторые минусы. А вот о них-то и эксперты, и авторы законопроекта предпочитают умалчивать.
Минус № 1
Даже не нужно быть особо продвинутым экспертом в сфере ЖКХ, чтобы знать — в один прекрасный момент любая электронная база в России может «упасть» либо по причине какого-то глобального сбоя в Сети, либо по причине простой DDos-атаки хакеров.
Последствия вполне предсказуемы.
С одной стороны, база данных может быть полностью «слита» в нужные руки, и тогда остается только гадать, какой размах и формы могут приобрести мошеннические действия любителей легкой наживы. По квартирам у нас продолжают ходить то липовые «сотрудники пенсионных фондов», то «газовики», то «электромонтеры». Эту армию могут пополнить стройные ряды лже-«коммунальщиков» или «судебных приставов», прекрасно знающих, какой гражданин кому и сколько недоплатил, и как его «развести».
С другой стороны, если такое случится, какая-нибудь управляющая компания, а то и поставщик ресурса может не избежать соблазна заявить, что какой-то конкретный пользователь не платил за те или иные услуги, и пририсовать ему хороший «должок». И несчастный гражданин рискует положить годы, доказывая, что никому ничего не должен, база-то «упала», пойди концы найди.
Да и если до суда дойдет, тоже хлопот не оберешься. С привычной бумажкой-то проще, предъявил отрывной корешок, и все. А электронную копию чека мало у себя найти (далеко не все ее вообще сохраняют после оплаты), так его еще и заверить надо в банке (а это отдельная эпопея) или у нотариуса (лишние расходы), чтобы суд принял эту распечатанную квитанцию в качестве надлежащего доказательства правоты плательщика.
Минус № 2
Число пенсионеров среди потребителей коммунальных услуг в России велико. И далеко не все из них общаются с цифровыми гаджетами на «ты».
Бабушек и дедушек, для которых понятие «телефон» неразрывно связано с понятием «будка», еще надо учить пользоваться всеми современными «наворотами» смартфонов. Да еще и контролировать их после этого приходится — все ли кнопочки они нажимают так, как надо. Ведь в современных реалиях один случайный клик «не туда» чреват оформленной платной супердорогой подпиской на какую-нибудь ненужную услугу, которую отключить бывает очень проблематично. Дети и внуки «продвинутых» пенсионеров знают об этой проблеме не понаслышке.
А как быть со стариками-сиротами? Кто и как будет их уберегать от затратного для кошелька интернет-спама в случае поголовного перевода россиян на электронные платежи? Учить вести электронную базу платежей и так далее?
Да и потом, эксперты, рассуждая об экономии времени при проведении электронных платежей, забывают (или просто не хотят вспоминать) о том, что для многих одиноких стариков поход на почту для оплаты услуг ЖКХ — это чуть ли не единственный шанс оставаться в социуме и поддерживать общение с другими людьми. Старики вообще мало куда торопятся, а стоя в очереди к операционисту, можно ведь и о погоде поговорить, и просто посудачить на славу с однокашниками. А то и найти свою вторую половинку, всякое бывает в жизни.
Минус № 3
Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов, рассуждая об идее массового перевода граждан России на электронные платежи в системе ЖКХ, утверждает, что такой способ оплаты ЖКУ будет удобен гражданам, которые активно пользуются интернетом и владеют современными гаджетами.
Но не стоит забывать, что большинство наших сервисов электронных платежей, особенно связанных с госструктурами, жестко «заточены» под очень ограниченное количество платежных систем наших крупнейших банков, которые можно пересчитать по пальцам одной руки неосторожного фрезеровщика.
Значит, тем, кто ими не пользуется по тем или иным причинам, придется их заводить, чтобы оплачивать ЖКУ. Но это лишняя занятая память в мобильном устройстве, лишняя ненужная всплывающая реклама от партнеров и вообще лишние телодвижения. Где тут об экономии времени рассуждать?
Например, поклонникам системы Union Pay, которая прекрасно функционирует на маркетплейсах, хорошо известно — в московском метро такой банковской картой не пополнить карту «Стрелка» через автомат.
Если подобный нюанс не учесть в процессе перехода на электронные платежи ЖКУ, не будет ли в таком случае иметь место навязывание определенных услуг населению?
Минус № 4
По сути дела, в России уже и без того довольно давно осуществляется «добровольно-принудительный» перевод россиян на электронные платежи.
Причем делается это, например, в Коломенском районе Московской области, очень просто — почтовые отделения в малых населенных пунктах в целях оптимизации просто перестают брать на работу почтальонов, которые должны доставлять бумажные квитанции населению.
Таким образом у людей попросту не остается иного выхода, кроме как подписаться на электронные уведомления местного ЕИРЦ — добираться самим за квитанциями из сел и деревень затратно.
Точно то же самое происходит и в других уголках России.
Но если такой переход уже осуществляется не один год, зачем тогда нужна отдельная законодательная инициатива? Чтобы просто ускорить процесс? Но от его текущих темпов в России в целом, пожалуй, ничего не зависит.
Однако, как видим, депутаты все-таки настаивают на принятии отдельного закона, регулирующего этот процесс.
Зачем? Имитируют бурную деятельность на местах? Или все же здесь есть еще какой-то скрытый нюанс?
Впрочем, это уже тема для отдельного большого разговора с экспертами.
Комментарии