Крупнейшие банки страны ведут себя, как жадные лавочники
Рутинная по моим представлениям процедура получения наследства в Сбербанке превратилась в эпопею. Причем, «наследство» — это громко сказано.
Речь идет об остатках в размере нескольких тысяч рублей на счетах моей умершей матери. Несмотря, на то, что почти ко всем вкладам имелось наследственное распоряжение (то есть моя мать заранее позаботилась и отписала свои скромные сбережения сыну), Сберу этого было мало. Необходимы еще и наследственные документы, официально оформленные нотариусом.
То есть сначала надо было ждать полгода, не появится ли еще какой наследник (хотя их в природе не могло быть), потом оформлять бумаги у нотариуса и только после этого идти в банк за деньгами. Парадокс: Сбербанк не забывает чуть ли не еженедельно присылать СМС с предложениями то открыть вклад, то оформить подписку на очередной пакет услуг, но ни разу мне не напомнили, чтобы я, как наследник, обозначенный в базе данных Сбера, забрал деньги со счетов матери.
Не буду утомлять читателя подробностями хождений по мукам Сбербанка, скажу лишь, что получение наследства растянулось на полгода. Только к годовщине смерти матери я получил последнюю выплату.
Конечно, я не ходил в банк ежедневно, а лишь тогда, когда было на это время. Но каждый раз возникали очередные препятствия к выплате, приходись уходить и снова возвращаться. То случался сбой в программах, а то с меня потребовали новое свидетельство о наследстве, пришлось опять идти к нотариусу. В этой эпопее был даже обмен письмами с центральным офисом Сбера. То есть там тоже были в курсе моих проблем и ответили: выплатить не можем.
Наверное, я бы не стал писать эту заметку, посвящать читателя в свои семейные дела. Чащу терпения переполнил финал этой истории.
Выплатив с четвертой попытки оставшиеся 1,8 тыс. рублей, сотрудник отделения Сбербанка радостно сообщила мне, что в связи с тем, что мать имела вклады в Сбербанке в советский период (а кто их не имел?), мне еще причитается компенсация ритуальных услуг. Но как обычно произвести выплату сразу она не смогла: в очередной раз подвела компьютерная программа.
Вообще, такое впечатление, что программы для банков (не только Сбера) сочиняют диверсанты, которые заранее предусматривают сбои в их работе. Вспоминаются те благостные годы, когда этих программ не было, и проблем не было.
За этой компенсацией мне пришлось наведаться в банк еще дважды. На второй раз выяснилось, что оформленное заявление на выплату исчезло. И это несмотря на то, что менеджер пять раз копировала мой паспорт, а также другие документы. Кстати, компенсация ритуальных услуг у Сбербанка составляет 6 тыс. рублей и вряд ли как-то соотносится с расходами на погребение в столице. Но как раз может хватить на венок к годовщине смерти.
Не стоит думать, что я как-то необъективно отношусь к данному банку, я просто описываю произошедшее. Кстати, еще более длительная задержка произошла, когда годом ранее мне пришлось по доверенности от родственников умершего добиваться выплаты наследства в банке ВТБ. Хотя, казалось бы: есть нотариально оформленная бумага, есть Закон о банках и банковской деятельности.
Документы предъявлены — будьте любезны без проволочек отдать чужие деньги. Но нет. Во втором случае не помогло даже вмешательство Банка России, в который я обращался с официальной жалобой в связи с задержкой выплаты причитающихся средств. Оказалось, что даже Центробанк не имеет рычагов влияния на такие банки. А структурам ВТБ было странным образом наплевать даже на угрозы обратиться в суд, которые я высказывал.
Возможно у читателей есть иной, позитивный опыт в этих делах. Но лично у меня складывается впечатление, что крупные банки сознательно задерживают выплаты наследства. И даже выскажу крамольную мысль: вероятно, они надеются вообще его не выплачивать. Ведь наследники тоже не вечны, а смогут ли наследники наследников разобраться в этих хитросплетениях — большой вопрос…
Как говорится, с миру по нитке… Иначе как добиться столь впечатляющих успехов по части прибыли, которая, например, у Сбера в прошлом году достигла 1,5 триллиона рублей, а в целом по банковской сфере превысила 3,3 триллиона. Я бы не стал возмущаться поведением банков, не уважающих своих клиентов, плюющих на память ушедших от нас поколений, спасших страну от фашизма, если бы эти банки вкладывали средства в развитие страны.
Но вот, что сказал 3 апреля на пленарном заседании, посвящённом отчету правительства РФ в Госдуме, лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Для того, чтобы добиться устойчивого роста нужны инвестиции. Финансовые ресурсы, которыми располагает наша банковская система, составляют 180 триллионов рублей. А в инвестиции они вложили меньше полутора триллионов. Абсолютно спекулятивный подход, не позволяющий решать важнейшие задачи. Так давайте внесём изменения в закон о банковской системе и заставим её … работать на производство!»
Комментарии