Цены на топливо сейчас находятся значительно ниже пиковых значений 2023 года. Предпосылок для нового роста цен на бензин и дизельное топливо (ДТ) сейчас нет. Но это не отменяет подорожания в рознице в пределах инфляции и зависимости биржевых цен от мировой конъюнктуры. Проще говоря, от цен на топливо за границей, поскольку Россия - один из крупнейших экспортеров нефтепродуктов на мировой рынок.
По этой причине совсем избежать колебаний биржевых котировок не удастся. Ведь как бы ни регулировались государством розничные цены, АЗС закупают топливо на оптовом рынке, а значит, тоже зависят от мировой конъюнктуры, пусть и в меньшей степени.
У правительства есть весомый аргумент, чтобы не допустить резкого и сильного роста цен как в опте, так и в рознице, и при этом не регулировать рынок вручную. Речь идет о повышении нормативов продаж топлива на бирже. Последний раз нормативы были изменены в октябре прошлого года, доля продажи бензина была увеличена с 13 до 15%, а ДТ - с 9,5 до 12,5%. Нормативы определяются от объемов производства нефтепродуктов и обязательны для крупных нефтяных компаний.
Оптовые и розничные цены на бензин и дизельное топливо сейчас стабильны, но об их снижении пока речи не идет
В пресс-службе ФАС "РГ" сообщили, что вопрос изменения нормативов продаж на бирже обсуждался в феврале в правительстве РФ. Служба считает, что увеличение нормативов создает дополнительный баланс спроса и предложения, обеспечивает стабильность и предсказуемость формирования рыночных ценовых индикаторов. Кроме того, в ближайшее время могут быть утверждены механизмы реализации нефтепродуктов на срочном рынке. Это позволит компаниям и потребителям обеспечить стабильный сбыт и закупку необходимого объема топлива с поставкой на определенный месяц: стороны заключают контракт, по которому в определенный срок одна из них должна приобрести товар, а вторая - продать.
В минэнерго подчеркнули, что сейчас на бирже реализуется достаточно бензина и дизельного топлива. При необходимости нормативы минимальных продаж могут быть увеличены, уточнили в ведомстве.
Эксперты считают, что нормативы нужно увеличивать. "Ежегодно нормативы биржевых продаж у нас изменяются на 1-3%, также будет и в этом году", - говорит заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев.
Каждый лишний процент топлива на бирже - это дополнительное стимулирование и успокоение рынка. Поэтому нужно допустить к торгам мелкооптовый сегмент, именно их отсутствие на бирже создает все дисбалансы, которые мы видим на рынке. Как только крупные компании уменьшают предложение в мелком опте, спрос на бирже кратно вырастает, а вслед за ним цены, считает эксперт.
Также, по его мнению, нужно задуматься о внедрении форвардных поставок (срочный контракт о поставке товара в будущем на заранее оговоренных условиях). Многие контракты с покупателями на Дальнем Востоке с большой отсрочкой исполнения уже таковые.
Схожая точка зрения у аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, который отмечает, что с последнего повышения нормативов в октябре прошлого года стоимость топлива на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже (СПбМТСб) выросла примерно на 5-7%, в зависимости от марки и региона поставки. В случае дальнейшего роста оптовых цен правительство может обсудить увеличение нормативов продаж. Но мера работает только в сочетании с демпферными выплатами нефтяникам (компенсация из бюджета компаниям за поставки топлива на рынок по ценам ниже экспортных) и ограничивает рост оптовых цен на топливо на бирже. Однако не спасает от спекулятивной торговли и разгона цен от торговли алгоритмами (роботами), поэтому они медленно, но все же растут. Для насыщения внутреннего рынка достаточно поднять норматив для продажи бензина и ДТ до 20-25%, считает Чернов.
Как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, повышение биржевых нормативов позволит стабилизировать российский топливный рынок. Одной из его ключевых проблем является низкая конкуренция в производстве топлива. У нас де-факто рынок производителя, а не рынок покупателя. Производитель топлива может диктовать потребителю цену. Решить эту проблему можно, подняв нормативы для бензина до 50%, а для ДТ - до 33%. Норматив для ДТ ниже, поскольку большие его объемы уходят на экспорт, поясняет эксперт. "Это позволит остановить биржевые цены, а возможно, и снизить их. Закупка топлива станет проще и дешевле для независимых АЗС, а также трейдеров, которые, к примеру, продают топливо компаниям агропромышленного комплекса", - уточняет Родионов.
Эксперты сходятся во мнении, что рост нормативов продаж топлива на бирже не выгоден крупным нефтедобывающим компаниям, которые имеют свои нефтеперерабатывающие мощности и сети АЗС. Они часто работают по прямым контрактам, минуя биржу, что в том числе позволяет им удерживать цены на топливо на высоком уровне. При этом Родионов считает, что в качестве компромисса с нефтяниками правительство могло бы пойти на сокращения топливных акцизов, которые в последние годы стремительно росли.
Впрочем, есть и другие методы сдержать цены. Осенний топливный кризис изрядно разогрел рынок, дело дошло до временного запрета экспорта нефтепродуктов из России, и сейчас возвращаться к острой фазе противостояния правительства и нефтяных компаний, конечно, никто не хочет.
Но в случае возобновления роста цен на заправках у правительства всегда остается эта мера - прекратить экспорт и остудить внутренний рынок. Другое дело, что это решение весьма болезненное для экономики страны. Экспорт нефтепродуктов пополняет бюджет, а самое главное - удерживает объем добычи нефти на уровне, а именно отсюда выплачиваются основные налоги в нашу казну.
Комментарии