Хакасия предпочитает внешнеторговые операции с Китаем, Турцией и Республикой Корея
Фото:freepik.com

Правительство Хакасии дало оценку текущего состояния социально-экономического развития республики. Она нашла отражение в постановлении, которым вносятся изменения в госпрограммы РХ «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия».

С документом, подготовленным Минэкономразвития РХ, ознакомилось ИА "Хакасия".

Республика расположена на пересечении транспортных и торговых путей из Европы и Азии и выступает в качестве одной из ключевых для России территорий с точки зрения сотрудничества со странами Азиатско- Тихоокеанского региона: Китайской Народной Республикой, Республикой Корея и Монголией.

Экономическое развитие в РХ оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития региона.

В 2020-2021 годах  Хакасия, как и весь мир, оказалась перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков.

Начиная со II квартала 2020 года, экономическое развитие региона, как и развитие России и всей мировой экономики, определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате этого экономика республики столкнулась с одновременным ограничением предложения и спроса.

Ряд отраслей, в том числе сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других, в наибольшей степени пострадали в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в сферах торговли и предоставления услуг населению в период действия карантинных мер столкнулись с наибольшим снижением выручки. По итогам декабря 2020 года зафиксировано снижение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 688 единиц (с 16 632 единиц до 15 944 единиц), при этом количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 484 единицы, количество юридических лиц сократилось на 204 единицы. По итогам 2022 года республика по количеству субъектов МСП практически вышла на допандемийный уровень (16 533 единицы).

По итогам ноября 2023 года зафиксировано увеличение общего количества субъектов МСП на 800 единиц по сравнению с началом 2023 года (с 16 533 единиц до 17 272 единиц), при этом количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 819 единиц, количество юридических лиц сократилось на 80 единиц.

Сокращение количества юридических лиц обусловлено кризисными явлениями, вызванными пандемией новой коронавирусной инфекции, а также проводимой Федеральной налоговой службой работой по закрытию субъектов МСП, не осуществляющих экономическую деятельность и не предоставляющих отчетность (фирмы-однодневки).

Вместе с тем благодаря предпринимаемым мерам поддержки на всех уровнях власти и лояльной налоговой политике со стороны правительства региона можно говорить о постепенном выравнивании ситуации в предпринимательском секторе экономики и рассчитывать на увеличение количества субъектов МСП в последующие годы, В том числе в условиях непростой геополитической ситуации.

Отраслевая структура субъектов МСП по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной и выглядит следующим образом.

Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала остается наиболее предпочтительной для малого бизнеса и составляет около 40 % в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства. На предприятия промышленности приходится около 9% удельного веса количества субъектов МСП, 9% - на строительство, 9% - на транспорт и связь, 6% - на сельское хозяйство, 4% - на сферу общественного питания, 23% - на прочие виды деятельности.

Оборот средних и малых (без микропредприятий) предприятий увеличился за 5 лет на 23%. На долю микропредприятий приходится около 30 % всего оборота малых и средних предприятий.

Верхнеуровневый показатель «Численность занятых в сфере МСП» за 11 месяцев 2023 года показывает снижение, что связано с изменениями методики его расчета, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 № 542. Существенное влияние на показатель оказало исключение из расчета физических лиц, применяющих налог на профессиональный доход (далее - самозанятые), не отражающих чеки (доходы) в личном кабинете «Мой налог». Кроме того, из расчета исключен ошибочный двойной учет индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, за 11 месяцев 2023 года численность занятых в сфере МСП составила 73 тыс. человек. Снижение по сравнению с 01 января 2023 года (74,1 тыс.) составляет 1 100 человек. Несмотря на изменение методики расчета, планируется выравнивание ситуации по итогам 2023 года и постепенный рост в последующие годы реализации государственной программы «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия».

Положительная динамика наблюдается по количеству физических лиц, применяющих налог на профессиональный доход. На 01.12.2023 количество самозанятых составило 22 255, прирост к январю 2023 года - 7 077 человек.

Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в экономическом развитии республики. Удельный вес РХ во внешнеторговом обороте СФО в 2022 году составил 6,6%, в экспорте - 7%, импорте - 4,3%. Внешнеторговые операции велись с партнерами из 63 стран дальнего и ближнего зарубежья, обеспечивая более 98,4 % стоимостного объема товарооборота республики. Наиболее крупные объемы внешнеторговых операций региона приходились на следующие страны: Китай, Турция, Республика Корея.

В 2022 году по сравнению с 2021 годом внешнеторговый оборот республики увеличился на 48,2%. Экспорт на протяжении данного периода стабильно превышал импорт товаров.

Материал опубликован в рамках гранта Правительства Республики Хакасия

Добавить комментарий

Комментарии  

Все организации и фонды, где есть слово "развитие" нацелены на экспорт. Этот хищный интерес понятен - есть производители, а есть перекупщики, те кто хочет направить экспортные потоки за рубеж и сидеть на этих потоках, получать прибыль в долларах. Для простого производителя это путь в никуда - сбытовые монополисты будут его держать в изоляции, им нужно скупать за копейки, а продавать на экспорт задорого. Развития никакого не будет. Даже если раскрутить маленькую экономику внутри РХ, толку было бы больше (например, вывозить горожан на поездах в деревню, воздухом подышать, и устраивать на станциях ярмарки, да и вообще любой туризм). Наши люди доверчивы, верят монополистам, думают, что все эти фонды развития появляются, чтобы решать проблемы народа. Кому нужны проблемы народа?
Имя вывози горожан на поездах в деревню, воздухом подышать, и устраивай на станциях ярмарки, да и вообще любой туризм. Вопрос: каким поездом до Малого Монока возить будешь ? Назови деревню через которую проходит поезд(станции не называй) ?
Называю деревню - Большой Монок. Туда, где добывают руду всегда прокладывают железные дороги, у нас есть ж. д. и в Абазу, и в Вершину Теи. Это не моя придумка - это давний советский опыт кемеровчан, там в Горной Шории руду добывают, и по этой дороге раньше весь город отдыхать ездил, воздухом дышать. Сейчас это поезд "Зимняя сказка".
Назови деревню через которую проходит поезд ? Имя:" Называю деревню - Большой Монок".
Имя на своей волне. Диапазон радиоволны лучше не знать.
ТРЕБУЕТСЯ ПЕРЕХОД НА БАРТЕР. Причем для всей России, так будет удобнее.