«Национальный рейтинг прозрачности закупок 2023», по сути дела, обнулил комплементарный контекст двух публикаций о государственных закупках Хакасии в местном интернет-издании.
Так, член экспертного совета Комитета по защите конкуренции в Госдуме Андрей Тенишев публично порассуждал о том, «Чем может гордиться Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия». В более ранней публикации «Чем занимается Госкомзакуп Хакасии» сообщалось об участии «Республика Хакасия в лице Госкомзакупа Хакасии, начиная с 2017 года, в федеральном конкурсе «Национальный рейтинг прозрачности закупок».
Во избежание претензий в искажении фактов процитируем первоисточник:
«В 2017 и 2020 гг. Республика Хакасия была признана регионом с высоким рейтингом прозрачности закупок. Указанное свидетельствует о действительно стабильно налаженной системе закупок в Республике Хакасия».
Почему автор публикации был столь избирательным во временных отрезках, стало понятно после знакомства с результатами ранжирования регионов по степени прозрачно-непрозрачной закупочной деятельности на официальном сайте Аналитического центра проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».
Действительно по итогам 2017 года эксперты позиционировали Хакасию в престижной части «Национального рейтинга прозрачности закупок» - на 21 месте. В 2020 году республика спустилась в рейтинге на 4 позиции вниз, однако именно в эти годы закупочная деятельность региона получила одну из двух положительных оценок. Государственные закупки Хакасии не потянули на «гарантированную» прозрачность, им была присвоена «высокая» прозрачность.
Однако уже в следующем году степень прозрачности деятельности региональных госзакупщиков снижается до «средней». В 2021 году экспертное сообщество опустило Хакасию на 55 место, год спустя сумма зачетных баллов сократилась, но республике удалось удержаться на этой позиции.
В текущем году Хакасия продолжила движение вниз: в «Национальном рейтинге прозрачности закупок» регион занял 56 место. Причем количество баллов соответствует все той же «средней» прозрачности закупочной деятельности региональных госзакупщиков.
Более резко в течение одного года утратил прозрачность закупочной деятельности столичный муниципалитет Хакасии. В 2022 году Абакан занимал в рейтинге прозрачности закупок 51 место: эксперты сочли закупки муниципального образования как среднепрозрачными. В текущем году Абакан неожиданно резко мигрировал в подвал рейтинга - на 74 позицию. Более того, впервые за время ранжирования региональных и муниципальных закупщиков административный центр республики получил негативную оценку - «низкая» прозрачность закупочной деятельности.
Как утверждают эксперты, абаканские закупщики до 2021 года трудились с «высокой» степенью прозрачности, причем в 2019 году столица заняла среди 78 муниципальных закупщиков 14 место. В 2020 году Абакан все еще входил в двадцатку лучших муниципальных закупщиков страны, год спустя оказался на 23 позиции.
Со следующего года наблюдается резкая смена позиций: в 2022 году «средняя» прозрачность закупок опускает Абакан на 51 место. Еще более печальны результаты ранжирования муниципальных заказчиков в текущем году: степень прозрачности закупочной деятельности столицы Хакасии признали «низкой».
Барнаул (17 место), Кемерово (25), Новокузнецк (26) и Кызыл (31) демонстрируют «высокую» прозрачность муниципальных закупок. В закупочной деятельности Иркутска (47) и Горно-Алтайска (50) эксперты признали «среднюю» прозрачность. Новосибирску (55), Красноярску (63) и Томску (65) удалось обеспечить «базовую» прозрачность. В аутсайдерах два сибирских города — Абакан (74 место) и Омск (78 место).
Комментарии