Валютные сбережения граждан РФ растут, несмотря на санкции, в том числе на зарубежных счетах
Несмотря на западные санкции и внутренние ограничения, валютные сбережения россиян выросли в начале года на 1,4% до рекордных 226,6 миллиарда долларов. Это следует из расчетов РИА Новости на основе данных ЦБ. Почти половина сбережений россиян в январе пришлась на наличную валюту: за месяц ее объем вырос на 1,5%, или 1,6 млрд долларов, — до 105,4 млрд долларов. За год эта сумма увеличилась на 21,6 млрд долларов.
Еще интереснее то, что второе место по популярности для хранения валютных сбережений занимают депозиты в зарубежных банках — на них находятся 29% всех валютных средств граждан РФ. В январе россияне перевели на свои иностранные счета 2 млрд долларов, в результате чего они выросли на 3% - до 66,5 млрд долларов, и это несмотря на угрозу потенциальных санкций и заморозки активов.
В то же время, валютные счета в российских банках предсказуемо продолжают уменьшаться на фоне продления запрета на снятие непосредственно валюты — получить свои деньги можно только в рублях. За январь такие счета сократились еще на 0,8%, или 440 миллионов долларов, до минимальных за все время публикации этой статистики 54,7 млрд долларов.
Помимо наличной валюты еще один набирающий популярность способ сбережения у россиян — старое доброе золото, тем более что в прошлом году при его покупке отменили НДС. Как следует из статистики Минфина, с января по ноябрь 2022 россияне скупили более 50 тонн золота в слитках. В предыдущие годы этот показатель составлял всего 6−7 млн. тонн.
Как пояснили «СП» экономисты, россияне в период неуверенности в завтрашнем дне вернулись к традиционной модели сбережений — покупке валюты, причем даже риск потерять ее из-за санкций оказывается менее пугающим, чем недоверие к рублю.
— Уход из национальной валюты — это индикатор того, что население не уверенно в том, как будет развиваться ситуация с экономикой внутри страны, — говорит кандидат экономических наук Михаил Беляев. — Люди ищут более надежный инструмент размещения собственных средств. К таким инструментам относится, прежде всего, золото, которое считается воплощением богатства, и тот, кто может его купить, считает, что обезопасил свои сбережения.
Валюта — это примерно то же самое. Население покупает ее, так как, во-первых, считает, что наше положение в экономике не так устойчиво, есть неуверенность в этой стабильности и в национальной валюте. Остальное они во внимание не очень принимают. Тем более, что люди видят, что доллар снова растет по отношению к рублю, поэтому спешат не только сохранить, но и приумножить свои сбережения.
Что касается зарубежных валютных счетов, нужно понимать, что эта тенденция не распространена равномерно по всему населению, а актуальна только для определенного контингента, у которого есть средства и который, возможно, имеет какие-то интересы за границей. Поэтому они используют инструмент вложений в зарубежные банки. Они знают, что это сопряжено с рисками, но надеются, что как физические лица они под санкции не попадут. Это психология. В любом случае, они считают, что даже с учетом всех рисков такие вложения более надежны, чем рублевые депозиты или счета в российских банках. Это специфическая манера поведения прослойки населения, которая обладает средствами и ориентирована на Запад.
Хранение же валюты в наличных характерно для держателей поменьше, которые покупают валюту по чуть-чуть, рассчитывая, что это обеспечит надежность их сбережений.
«СП»: Но насколько эффективно держать эти деньги «под матрасом»?
— Считается, что это не выгодно, потому что человек не получает доход. Но когда он прикидывает, что для него важнее — гипотетический доход или чтобы эти деньги всегда были под рукой и в надежном доступе, он выбирает этот вариант. Наличные не подвержены рискам банковских ограничений, санкций. Это тоже психология, которая, как правило, характерна для мелких держателей. Но не исключаю, что и состоятельные люди какой-то фонд держат в наличной форме, поступаясь возможностью дохода в пользу надежности и доступности.
«СП»: Есть ли какие-то риски для наличной валюты?
— Хождение иностранной валюты у нас запрещено. Но небольшие объемы всегда доступны для банковского обмена. Кроме того, те, кто ездит за границу, могут вывозить до 10 тысяч долларов и без декларации. Причем это не обязательно Нью-Йорк или Париж. Любое пересечение казахской или грузинской границы позволяет вывезти 10 тысяч долларов совершенно спокойно. По крайней мере, пока.
Есть целый ряд соображений за и против, способ сбережений — это вопрос психологии, намерений и будущих планов. Однозначного ответа на вопрос, в чем хранить деньги, нет.
«СП»: За счет чего увеличиваются валютные сбережения?
— Во-первых, есть контингент людей, у которых все равно растут доходы, и даже у многих. Это не только олигархи, хотя у них доходы также растут очень заметно. То есть не обязательно эти суммы раньше были рублевые, а потом их перевели в валюту. Хотя и это тоже происходит. Был период, когда граждане размещали свои сбережения в рублевых инструментах. Но когда начался период неуверенности, стрелка снова качнулась в сторону валюты. Так что это как бывшие рублевые депозиты, так и новые доходы, которые формируются в валюте.
Финансовый аналитик Сергей Дроздов также считает, что в сложившихся условиях валюта представляется россиянам наиболее надежным инструментом сбережений.
— Назовем это веянием времени. С февраля прошлого года, после того, как российские банки начали отключать от системы SWIFT, россияне, у которых есть деньги, особенно немаленькие, начали спешным образом открывать счета в иностранных банках и переводить туда свои доллары и евро.
По той же причине люди стали большее предпочтение отдавать наличной валюте. После того, как российские банки подверглись санкциям, они выкатили огромные комиссии за хранение валюты. Не говоря уже о том, что со счета можно было снять только 10 тысяч долларов, а остальное — в рублях. В этом плане мы плавно вернулись в 90-е, теперь валюта хранится под подушкой, у кого она есть.
«СП»: Но разве нет рисков, что средства в зарубежных банках будут заблокированы?
— Нужно понимать, что зарубежные счета чаще всего находятся не в западных банках. В основном это банки так называемых дружественных стран — Армении, Казахстана, Киргизии, Эмиратов и так далее. В западных финучреждениях, конечно, есть определенные риски, связанные с российским гражданством.
Что касается наличных, те, кто постарше, помнят времена, когда все хранили под матрасом, в том числе и валюту. Безусловно, это не очень комфортно и удобно, но, с точки зрения человека, это лучше, чем отнести валюту в банк, который ее примет, а потом не отдаст обратно. Это вынужденная мера.
«СП»: За счет чего произошел этот рост валютных сбережений?
— Те, кто порасторопней и у кого финансовая грамотность на более высоком уровне, воспользовались ситуацией лета прошлого года и на все свои рублевые сбережения купили валюту на очень хороших уровнях по 50−60 рублей за доллар. Сейчас американский доллар уже в районе 76−77.
Люди хорошо помнят, что произошло в феврале, когда курс побежал на 120, и опасаются, что ситуация может повториться. У нас традиционно привыкли сберегать свои деньги в иностранной валюте. Эта привычка, как мы видим, никуда не делась, просто немного изменились ее формы. Мы вернулись к истокам, к 90-м, когда люди хранили деньги в наличной валюте. У кого есть возможность и желание, еще и открыли счета в банках дружественных стран.
«СП»: То есть рублю особой веры нет?
— Нет, и никогда не было. Лучик доверия забрезжил в середине 2000-х, но потом все вернулось на круги своя. После того, как в 2017 году было введено бюджетное правило, результатом которого было периодическое и методичное ослабление курса рубля, все сомнения напрочь отпали.
Комментарии