Подзабытый и в Москве, и у себя на малой родине в Хакасии заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев дал интервью редактору издания «Реальная Россия».
Напомним, после увольнения (именно увольнения, а не ухода) с поста руководителя Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев остался не у дел, потому как с его амбициями кафедры РАХиГС ему мало. Теперь Тенишев почему-то решил, что его призвание — обличать всех и вся. Хотя раньше всегда молчал.
«Цены на продукты питания растут, а местная торговля уничтожается федеральными торговыми сетями. Это – тоже заслуга местного правительства», - рубит правду-матку Тенишев.
Андрей Петрович, вы это серьезно — про рост цен в Хакасии? А сможете назвать регион, где цены на продукты НЕ растут? Или считаете, что президент Владимир Путин лжет, говоря об общероссийской инфляции?
Владимир Владимирович еще в сентябре 2022 года подвел итог в экономической сфере:
"Инфляция у нас сейчас где-то 14% с небольшим, но есть тенденция на снижение. Думаю, по результатам года у нас будет где-то 12%, а по мнению многих наших экспертов, в первом квартале, ко второму кварталу следующего года мы выйдем, скорее всего, на целевые показатели - кто-то говорит 5-6%, а кто-то говорит, что будет достигнут и уровень 4%".
То есть можно взять абсолютно любой субъект РФ — от Чукотки до Чечни — и сказать: «Цены на продукты питания растут». И, по шаблону Тенишева, обвинить в этом региональную власть, а не экономическую ситуацию в стране, связанную с санкциями и СВО.
Да и заход федеральных торговых сетей в регион — такое тоже, к сожалению, общероссийская тенденция, от монополизации никуда не деться.
Но так ли это плохо? Если кто-то хочет питаться качественными фермерскими продуктами, то всегда их сможет найти на рынках или в небольших специализированных торговых точках. Если у кого-то в доме закроется магазин на первом этаже с продуктами, где по неделям лежит обветренный сыр, нет большого выбора и при этом совсем не низкие цены, то кто от этого пострадает? Точно не покупатель.
Также Тенишев молчал, к примеру, тогда, когда в 2010 году население Хакасии и соседнего Минусинска активно выступило против строительства в Абакане кремниевого завода.
Все помнят, какой массовый характер носила акция протеста. Подобного митинга в Хакасии не было ни до, ни после. И это был именно народный митинг, потому что люди прекрасно понимали, во что превратится территория республики, если дать «Русскому кремнию» построить на базе «Абаканвагонмаша», то есть практически в черте города, такое ядовитое производство.
Собравшись, дубина народного протеста отдубасила промышленников так, что мало не показалось. Не помогла ни активная контрпропаганда тогда еще авторитетного ТВ7 (“Nota Bene”), ни стенания обманувшегося в ожиданиях Александра Супоненко, директора "Русского кремния", чей плач Ярославны активно выкладывал у себя на сайте небезызвестный Александр Бортников.
Сейчас почему-то про этот почивший в Бозе (Слава богу) завод вспомнил Тенишев:
«Хакасия в свое время отказалась от строительства кремниевого завода. Абсолютно иррациональное решение. Кремний - это не только солнечная энергетика. Это электроника и средства связи, это космическая промышленность. Угроза экологии была минимальна. Те же прагматичные немцы и корейцы вполне строят заводы у себя на густонаселенных территориях. Хакасия тогда выбрала вместо солнечной энергии – уголь. Очень спорное решение. Как с точки зрения экологии, так и с точки зрения экономики. Время это подтвердило», - говорит он.
С чего вдруг Тенишев взялся утверждать про «минимальную угрозу экологии»? Контраргумент этому найдется в любом источнике информации: получение чистого кремния – производство повышенной опасности, чреватое выбросами токсичных веществ в атмосферу и пожарами.
Хлористый водород и прочие хлористые производные от кремния разъедают конструкции и очень быстро выводят оборудование из строя. Соответственно, в случае порыва трубы либо разгерметизации цистерны образуется многометровая токсичная и взрывоопасная зона.
Все заверения о том, что это было бы производство замкнутого цикла — не более чем заверения Супоненко и Ко. Коммерсанты есть коммерсанты, им главное - прибыль. А экология - дело десятое, когда на кону получение миллиардов даже не рублей, а долларов.
Отчасти ясно, почему Тенишев до сих пор таит обиду — он считается человеком РУСАЛа, а именно подконтрольному Олегу Дерипаске En+Group принадлежит компания «Русский кремний».
Правда, непонятно, на кого конкретно обижается Тенишев. На тогдашних депутатов Верховного Совета Хакасии Валерия Шавыркина и Геннадия Нежевца? Именно они не побоялись и направили ряду федеральных ведомств открытое письмо с требованием остановить строительство в Абакане завода полупроводниковых материалов.
Парламентарии были убеждены, что «Русский кремний», реализующий проект, скрывает от населения его негативные экологические последствия. Народные избранники, не побоявшись никого (не чета нынешнему депутатскому корпусу), требовали перенести производственную площадку за пределы города.
Также через все интервью Тенишев красной нитью сквозит неприязнь к правительству главы РХ Валентина Коновалова. Наверное, и тут гложет обида. За то, что его туда не взяли (а он очень хотел, говорят).
Но обвинить Коновалова в том, что он запретил строительство в Абакане кремниевого завода, при всем желании невозможно — на тот момент Валентину Олеговичу было 23 года, он даже в рядах хакасского рескома КПРФ был только в качестве первого секретаря отделения комсомола.
А может, Тенишев предъявляет претензии тогдашнему главе Виктору Зимину, ныне покойному? Он тоже не высказывал особого желания построить завод. Точно не был «за», но перечить алюминщикам в открытую не смел — позиции РУСАЛа в регионе были тогда еще слишком сильны. Именно прошедший митинг стал переломным.
Так что, логичнее всего, если бы Тенишев обиделся на всю Хакасию, на тех людей, что пришли на митинг. Тех, кто за 2 месяца до акции протеста ездил с наклейками на автомобилях «Нет кремниевому заводу в Абакане!». Тех, кто пришел в противогазах, медицинских повязках и костюмах химической защиты.
"Нет кремниевому заводу, мы выбираем жизнь!" — говорилось в развернутых собравшимися плакатах.
И именно эти люди не допустили того, чтобы над Абаканом проливались ядовитые дожди. А Андрей Тенишев пусть обижается. Что ему еще остается.
Комментарии