Человек, победивший Amazon: Кирилл Малофеев о своем успехе и будущем IT в России
КИРИЛЛ МАЛОФЕЕВ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

В гостях у Юрия Пронько – человек, одолевший в суде всесильный Amazon, которому принадлежит сервис Twitch. Кирилл Малофеев рассказал, как люди зарабатывают в интернете, как удалось наказать "Твич" за нарушение русских законов, и главное, объяснил, почему мы до сих пор не сделали свой собственный стриминговый сервис.

Что такое стриминг и Twitch

Юрий Пронько: Давайте начнём с азов. Потому что для массовой аудитории "Амазон" – понятно, стриминг – более-менее понятно, Twitch – уже с трудом, а как на этом ещё и зарабатывают деньги – совсем глухая тема. Кто такой стример, что такое стример в России?

Кирилл Малофеев: Начать хочется с небольшого экскурса в историю. Стриминг, или ведение прямых трансляций, впервые появился именно на "Твиче". В Instagram* и YouTube это явление пришло значительно позже. Принадлежащий "Амазону" Twitch – это платформа, которая изначально посвящена трансляции в онлайн-режиме того, как люди играют. Позже там появились дополнительные категории, но в основном это, конечно, площадка, которая позволяет людям транслировать процесс их игры.

– И на этом зарабатывать?

– Конечно. Все наверняка видели новости про киберспортсменов, которые выиграли International по Dota 2, заработали миллионы долларов. Но это немного другая жизнь. Как у нас есть актрисы и актёры, певцы и певицы, так у нас есть и представители так называемой богемы. Основная задача которой – просто быть знаменитостями, селебрити. Стримеры и есть эти "селебрити". Точно так же, как блогеры в YouTube, они производят видеоконтент – с некоторым отличием в том, что это происходит в онлайн-формате.

То есть можно непосредственно смотреть, как именно создатель производит свой контент. И тут же дать обратную связь. Именно обратная связь – наиболее ценимый элемент, именно она произвела фурор, именно поэтому заработки на "Твиче" у лучших русских стримеров доходят до десятков миллионов рублей в месяц. Когда я начинал стримить в 2014 году, этот бизнес в России был маленьким, а теперь он вырос до достаточно крупных величин.

– А как вы пришли к этому? Вот был подросток Кирилл Малофеев, и как он решил этим заняться?

– Моя история немного другая. Я не хотел быть блогером, я был профессиональным киберспортсменом. И стриминг являлся вторичным моим родом деятельности, для меня это хобби. Но я занимаюсь этим уже очень давно, это часть моей жизни. Я знаю некоторых подписчиков по именам – людей, которые со мной с 2014-го, с 2016 года. А теперь, когда меня заблокировали, я потерял доступ к этой аудитории. Фактически потерял друзей.

– То есть вы теперь вообще никак и ничего не можете там делать?

– Я не только не могу вести трансляцию, я даже не могу зайти в свой аккаунт, чтобы написать кому-то, кто у меня был сохранён во френд-листе. Не могу зайти на другую трансляцию, написать в чате "привет". Скажу больше: запрещено даже моё появление на трансляциях других людей.

Санкции по никнейму

– Так, а в чём же вас обвинили, почему вы подали в суд и выиграли дело в первой инстанции?

– Меня обвиняют в нарушениях экспортного законодательства Соединённых Штатов Америки. Я нахожусь под санкциями США за то, что я ношу ту же фамилию, что и мой папа, и у меня соответствующее отчество. Вопрос заключается лишь в том, имеют ли право они на территории России соблюдать санкционное законодательство Штатов. Кстати, забавно: я – первый человек в истории, который попал под санкции под никнеймом. Там прямо в указе написано: Имя – никнейм – фамилия.

– Вам обидно? Вы прошли определённые этапы, знали поимённо многих друзей, подписчиков – и вот так, ни в чём не провинившись, лишились всего. То есть дело не в деньгах?

– Для меня, конечно же, стриминг в первую очередь заключён не в деньгах. Он – в том общении, в том, как это сейчас говорится у молодёжи, вайбе, который у меня был на трансляциях. И мне действительно очень обидно, что я лишён доступа к этому.

– Но это касается не только вас – и другие пользователи из России подвергаются дискриминации?

– Да, и уже достаточно давно, будем честны. А спецоперация, конечно же, усилила давление на стримеров со стороны "Твича". Но и раньше, без учёта национального менталитета, принципов воспитания, особенностей лексики, стримеры блокировались за литературные русские слова, которые можно использовать у нас, хоть на улице подойти к полицейскому и их сказать. У нас, как вы знаете, за обсценную лексику есть административное наказание. За другую – нет. То есть эти слова абсолютно законны, но использовать их просто в общении на онлайн-площадке вы не можете.

– Можете привести пример? Я просто хочу понять, что можно говорить полицейскому, и что нельзя – в "Твиче".

– Да, конечно. Есть у нас слово "негр". Слово "негр" является литературным в русском языке. Оно используется у Пушкина, у множества русских писателей и поэтов. А на "Твиче", если вы произнесёте данное слово в ходе трансляции, она будет немедленно бессрочно заблокирована – без рассмотрения вашего дела, без возможности апелляции. А если при вас кто-то произнёс или написал одно из запрещённых слов такого рода, вы должны сказать "осуждаю".

Это, конечно, полная дискриминация, поскольку в нашей стране у слова "негр" никогда не было оскорбительного оттенка. Интересно, что раньше на территории России какое-то время действовали послабления. То есть блокировка была не с первого раза, а со второго. Но со временем мы пришли к формату cancel culture ("культура отмены"), и так далее. Очень известные, самые известные российские стримеры были забанены за совершенно невинные действия.

– Почему? Они вас боятся? В чём суть? Ведь вы им тоже приносите монетизацию, это бизнес. 

– Суть заключается в том, что уровень модерации, который является неадекватным даже для родины "Твича" США, в России выглядит просто смешно и нелепо. Они вынуждены соблюдать правила своей платформы, которые сами же и ввели, но эти правила нисколько не учитывают специфику региона. И по этой причине, например, "Твича" нет в Китае – их модерация явно выходит за рамки и норм законодательства, и здравого смысла.

Порнографии – да, России – нет

– Может быть, нам стоило тоже отказаться, если китайцы так поступили?

– Вопрос хороший. Но нужно понимать, что, несмотря на существующие, уже на данный момент достаточно хорошие аналоги "Твича", ключевой проблемой для стримера является потеря аудитории. По той простой причине, что мы, по-русски говоря, "подсели на эту иглу". И вся аудитория – в "Твиче".

– Нам тут комфортно. Так же, как и с YouTube, принадлежащим большому "Гуглу". Они заблокировали Царьград, ваш отец и весь наш коллектив вступили в борьбу – и мы добились того, что русский суд встал на нашу сторону. Вы примерно то же самое намерены сделать и в отношении "Твича" с "Амазоном"?

– Да, безусловно. Я, во-первых, хочу, чтобы меня разблокировали. Первое условие – разблокировка, восстановление монетизации. Но есть и второе условие, для всего нашего сообщества – это запрет на модерацию такого толка. Если есть статья, в результате которой я могу без суда и следствия быть, так сказать, виртуально расстрелян, то есть и другие статьи. И мы не должны мириться с этим.

Меня это волнует давно, но этого было недостаточно, чтобы суд принял это во внимание. Но так как второе условие теперь будет лишь составляющей частью дела, то мы можем реально добиться каких-то успехов. И наша общая давняя стримерская борьба с модерацией российского "Твича", возможно, придёт к какому-то счастливому для нас финалу.

– Счастливый финал – это разблокировка и восстановление монетизации. А если они на это не пойдут?

– Ну, если не пойдут – мы все знаем, что будет в итоге. Кейс Царьграда открыл дорогу многим несправедливо угнетённым у нас в стране. И это позволяет рассчитывать на то, что есть какие-то шансы побороться с этим технологическим гигантом. Армия пострадавших от "Твича" стримеров исчисляется сотнями людей, и это только среди топ-стримеров. Есть, так сказать, целый расстрельный список людей, которые были заблокированы за совершенно несерьёзные нарушения. Между тем "Твич", где дети 7–10 лет – едва ли не ядро аудитории, абсолютно спокойно относится к совершенно чудовищным вещам.

Так, например, трансляция порнографии на платформе была наказана лишь после многочисленных жалоб двумя неделями блокировки. Если же я произнесу, простите, слово "негр" – я буду заблокирован немедленно, без суда и следствия, навсегда.

"Тонкая работа"

– Если рассматривать аналогию с Царьградом, то нам пришлось пройти достаточно сложный путь. И это закончилось успехом, хотя Google так или иначе пытается оспорить вынесенное решение. На ваш взгляд, Amazon и Twitch так же будут реагировать на решение суда?

– У "Твича" есть маленькая проблема: он, помимо прочего, грубо нарушает наше законодательство, потому что он не локализован в России, он не хранит персональные данные на территории России. Вот, по-моему, неделю назад он был оштрафован за это на полтора миллиона рублей. Но главное, конечно, то, что там действует модерация, дискриминирующая русских и позволяющая откровенно русофобские и антирусские высказывания. Попробуйте зайти на "Твич" и написать, например "Крым – русский". Вы будете заблокированы – и, вероятнее всего, очень быстро. А попробуйте зайти и сказать "Смерть русскому солдату!" – вряд ли вам придёт хотя бы предупреждение.

– То есть то, за что наш регулятор запретил Meta* с её Fecebook* и Instagram*, здесь находится в свободном доступе?

– "Твич", безусловно, действовал тоньше. Если у Meta* прямо вышли правила, позволяющие требовать убийства русских, то у "Твича" есть лишь внутренние правила модерации, которые никогда никому не афишируются. То есть стример узнаёт, за что его забанили, как правило, постфактум. Это я уже, как ветеран блокировок, знаю, куда смотреть, что делать. А обычный стример обычно узнаёт, что сделал нечто запрещённое, лишь в момент, когда ему приходит письмо, что ваш источник заработка был у вас отобран и заблокирован, потому что, знаете ли, вы говорите слова, которые не нравятся нам в Соединённых Штатах Америки.

А что с твичезамещением?

– Самый распространённый вопрос, Кирилл, который я слышал, в момент, когда нас заблокировали на YouTube: "Если вам не нравится там, почему вы не сделаете свой аналог?" Звучит справедливо, но YouTube до сих пор в России не заблокирован именно из-за отсутствия реальной альтернативы. Есть Rutube, что-то пытаются сделать, но пока не очень получается. И вот относительно "Твича" тот же вопрос: когда будет русский "Твич"?

– Давайте честно. Во-первых, я уверен, что рано или поздно хорошая альтернатива YouTube у нас в стране появится. Но мы должны понимать, что корпорация Microsoft потратила несколько миллиардов долларов на разработку стриминговой платформы, альтернативы "Твичу". Именно с теми же целями, для той же аудитории. Это не был конкурент YouTube, это был конкурент именно "Твича", назывался Mixer. Десятки миллионов долларов были потрачены на привлечение только одного стримера. Самого популярного в мире стримера на тот момент Ниндзя – чтобы он перешёл на Mixer. Вы слышали когда-нибудь про платформу Mixer?

– Нет.

– Не только вы не слышали про эту площадку. Они не достигли успеха. Существует множество "убийц" "Твича", появляющихся ежегодно. Но монополии в высокотехнологичных секторах разваливаются очень неохотно, медленно и тяжело. По той причине, что для меня, как для создателя, перейти на другой сервис – значит потерять 90% аудитории и 95% заработка. Я уж не говорю про русский аналог, который подразумевает, что кто-то должен взять деньги, на эти деньги сделать продукт, желательно уложившись в срок моей жизни, и тогда я смогу там стримить. Нет, мы понимаем, что этот продукт, конечно же, появится, мы верим в нашего производителя. Но такого, чтобы взять, сделать и перейти – пока нет.

– Или нечто новое должно появиться. Понимаете, я вспоминаю нулевые – как был популярен LiveJournal. И где он? Его нет. И Facebook* отомрёт со временем. С другой стороны, я вижу успех Дурова и его "Телеграма". Здесь есть конкуренция и битва есть. По YouTube битвы нет. И, получается, по "Твичу" тоже битвы нет?

– Да. Очень дорогая разработка.

Почему взлетел "ТикТок"

– Но если мы понимаем, что эта платформа настолько уникальна, что создать ей альтернативу практически невозможно, значит, надо запускать нечто принципиально другое. Это возможно в стриминге?

– Мы все думали, что невозможно, потом появился "ТикТок", который стал революцией. Появились рилсы (reels) в "Инстаграме"* – эти кругляшки, которые являются, по сути, эквивалентом голосового сообщения в видеоформате. Какие-то новые решения появляются, приживаются. Но мы должны просто помнить, сколько решений не дошли до этого этапа. Проблемой же нашего рынка является то, что разработка исключительно для России является, как правило, малоперспективным занятием.

– Маленький рынок?

– К сожалению, да, маленький. Раньше мы могли хотя бы рассчитывать на рынок СНГ, а сейчас даже не можем работать с зарубежными юрлицами. Что для технологического сервиса является – не скажу, что смертным приговором, но подразумевает очень тяжёлое выживание.

Да, у нас есть свой сильный поисковик "Яндекс", но он был создан в совсем иные времена. Если бы вы сделали стриминговый сервис до Twitch, если бы вы сделали видеохостинг до YouTube, у вас были бы неплохие шансы остаться на плаву. Например, если мы вспомним старый Rutube, то ведь он в какой-то момент имел больше 10% рынка в России – когда уже был YouTube. Но и он потерял свою нишу рынка, потому что очень тяжело конкурировать, если у них сегмент – это весь мир, а у вас – только Россия. Вопрос, можем ли мы, так сказать, с шашкой на коне конкурировать с танком. Ну, может быть, можем.

– Но "ТикТок" смог.

– "ТикТок" разрабатывался для одного из самых больших национальных рынков в мире, как минимум второго – я не уверен, что китайский меньше американского. И разрабатывался он на китайские государственные деньги без задачи быстрого возврата денег. Мы знаем, что "ТикТок" убыточен. Он находится на государственных субсидиях за то, что продаёт информацию пользователей. Это работает. То есть если вы мне дадите денег и скажете: "Разработайте продукт для вот этой цели, и мне неважно, какие у него будут финансовые результаты", – у меня намного выше шанс, чем сделать просто бизнесовый продукт, который должен конкурировать на рынке с куда более сильными оппонентами.

"ТикТок" не только получал практически бесконечное финансирование. У него были ещё и правильно поставленные KPI. И сейчас мы видим, что "ТикТок" в перспективе может быть прибыльным. У него есть на это шансы. Но если бы у него изначально была цель зарабатывать деньги – этот проект не появился бы в том виде, в котором мы его сейчас знаем. Он бы появился для в 100 раз меньшей аудитории, был бы локальным китайским успешным проектом, не более.

– Мало нас, очень мало с точки зрения именно рынка. Мы всегда упираемся в демографию. Есть минимум населения, минимальный рынок. Если бы состояние домохозяйств, их доходы хотя бы позволяли приобретать массу товаров и услуг – так у нас и с этим ещё проблемы. Но, может быть, вы намерены ещё поднять тему демонополизации этой сферы? Если мы говорим о монополиях – может быть, стоит обратить внимание русского суда и на данный факт? Сложно?

– Многие боролись с этим титаном, не только у нас в стране. Не существует, наверное, каких-то быстрых способов, потому что вы не можете сделать десять маленьких "фейсбуков", как не можете сделать 10 маленьких BP – они не дадут того же эффекта, что один большой. Людям нравится эта социальная сеть, потому что там все их друзья. Вы не можете сказать, что вот эти 10% трафика мы отдадим вот этому сайту, эти 10% трафика вот этому сайту. К сожалению, онлайн-технологии так не работают. 

Но иногда монополиям всё-таки ломают головы. Мы будем стараться.

* Деятельность соцсетей Facebook и Instagram запрещена в России, их компания-владелец Meta признана экстремистской организацией

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий

Комментарии  

Малофеев, так не лезь со своим уставом в чужой монастырь. Не нравится ресурс, иди лесом. Странная логика - наводить свои порядки в чужом доме.