Новые тарифы в Хакасии: согласны не все
Фото: go64.ru

В Хакасии завершена тарифная кампания. По указанию федерального центра в регионах с 1 декабря произошло досрочное увеличение коммунальных тарифов, поэтому все расчеты произведены до конца ноября.

В Хакасии рост тарифов в среднем составил 9% с допустимым отклонением 2,8% по некоторым видам коммунальных услуг в ряде муниципалитетов. Так решило правительство России. Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Хакасии посчитал тарифы в рамках установленных пределов.

Тарифная кампания завершена: сколько и за что будут платить жители Хакасии

В республике согласны с установленными тарифами не все. Впрочем, так происходит всегда. Ресурсоснабжающие организации всегда будут хотеть тариф как можно больше, а потребители - как можно меньше. Экономическую обоснованность тарифов в регионе определяет орган регулирования - Госкомтарифэнерго. Установить величины, которые во всем устроили бы все стороны, объективно невозможно.

И одно дело, когда тариф устанавливается для стабильных организаций с большой потребительской сетью, другое дело - для сельских предприятий, которые из года в год накрывает волна банкротств.

В редакцию 19rusinfo.ru обратился инженер МУП «Таштыпская автоколонна» Юрий Бочаров. Это предприятие недавно занялось тепловодоснабжением, водоотведением практически всего Таштыпского района. Оно пришло на смену очередного банкрота, и руководство МУПа схватилось за голову - инженер сообщил о несправедливо низком тарифе для предприятия. Как считают в Таштыпской автоколонне, таким образом - на выпадающих - госкомитет пытается экономить республиканские деньги.

Регулятор в свою очередь напоминает, что еще несколько лет назад выпадающие доходы ресурсникам не платились вообще, и указывает на то, что перекладывать недостатки в работе коммунального предприятия на плечи потребителей - противозаконно.

19rusinfo.ru считает справедливым привести полноценные доводы обеих сторон.

Вот о чем пишет Юрий Бочаров:

«Как сэкономить средства республиканского бюджета и ускорить процесс банкротства коммунальных предприятий. Это девиз, под которым работает Госкомитете по энергетике и тарифному регулированию Хакасии. Откуда такой вывод? 30 ноября мы с директором МУП «Таштыпская автоколонна» Сутуловым И. М. съездили на правление Госкомитета по рассмотрению тарифов на коммунальные услуги на 2022 год (которые будут действовать и в 2023-м, - прим.ред.)

Основная беда в том, что Госкомитет не учитывает специфику Таштыпского коммунального хозяйства, связанную с тем, что у нас работают четыре котельные, которые не загружены на полную мощность и которые нельзя закольцевать, чтобы закрыть лишние котельные.

В связи с тем что присоединенная нагрузка значительно меньше мощности котельных и объем вырабатываемого тепла небольшой, соответственно, расход угля закладывают намного меньше фактического расхода.

Так, ежегодно предприятие сжигает 5800-5900 тонн угля. А в смете затрат на 2022 год предусмотрели расход угля 3329 тонн! Заниженный расход на 2500 тонн это более 5 млн рублей убытков. Хотя предприятие и без того убыточное. Не учтены затраты в сумме 1,5 млн рублей на два трактора, работающие на котельных, потому что они по воле конкурсного управляющего находятся под арестом. А без этих тракторов нам просто не обойтись.

Формально специалисты правы, потому что они прикрываются директивами Минэнерго России, которые рассчитаны на такие крупные предприятия, как Абаканская ТЭЦ. А специфику сельских маленьких коммунальных предприятий московские чиновники не учитывают, потому что они не жили в селе. Они все выходцы из больших городов, на которые и рассчитаны все законы. Их не волнует судьба сельчан, не интересует зарплата на сельских предприятиях, которая у нас почти такая же, как у техничек бюджетных учреждений.

Как выразился специалист центра энергосбережения: «Когда готовите бумаги, забудьте про реальное производство». Вот поэтому по Хакасии постоянно в стадии банкротства находится два десятка сельских коммуналок. И, пожалуй, главной причиной постоянного банкротства является непомерно высокий тариф на электроэнергию (котельные платят по тарифу для прочих потребителей, - прим.ред.) Странно, что в другие страны Россия продает электроэнергию дешевле, чем сельским коммунальным предприятиям. Для городских предприятий с большим объемом потребителей и вырабатываемой тепловой энергии это еще подъемно. Но не для села. Кому выгодна постоянная чехарда с банкротством?

Сложившаяся ситуация говорит о том, что цель специалистов Госкомитета направлена на сдерживание роста тарифов, чтобы сэкономить средства республиканского бюджета на выплату выпадающих доходов. В ход идут и такие уловки, как завышение объемов услуг, за счет чего соответственно занижается тариф.

Так, объем водоотведения увеличен на 2022 год на 50% против 2021 года! Хотя ежегодно расход воды и сточных вод уменьшается, так как все предприятия и население установили счетчики расхода воды. Численность детей как в школах, так и в детсадах уменьшается. Поголовье скота заметно сократилось. Тот же расход угля на единицу вырабатываемой Гикокалории в 2021 году был установлен в размере 193,1 кг условного топлива, а на 2022 год установили 182,7 кг? За счет такой аферы занизили расход угля на 184 тонны. А это опять же дополнительные убытки - 386 тысяч рублей.

И как в такой ситуации обеспечить своевременную выплату зарплаты, рассчитаться за электроэнергию, за уголь? Как провести качественный ремонт оборудования? Не говоря уже про его модернизацию. Одно могу сказать: «Сколько веревочке не виться, а когда-нибудь рванет».

Прокомментировать письмо 19rusinfo.ru попросило председателя Госкомтарифэнерго Хакасии Манука Данданяна. Также редакция поинтересовалась объемами выплаченных коммунальщикам выпадающих доходов за последние годы.

Ответ приводим также без каких-либо сокращений:

«Тарифы для данного предприятия были приняты 30.11.2022 на заседании правления Госкомтарифэнерго Хакасии при участии представителей управления федеральной антимонопольной службы по Хакасии, а также МУП «Таштыпская автоколонна». Все вопросы в ходе заседания были обсуждены и сняты. Письменных возражений от регулируемой организации не поступало.

Регулятор устанавливает тариф на основе тарифной заявки. Проводится детальная экспертиза предоставленных документов. В расчет тарифов включаются только экономически обоснованные расходы.

Затраты на уголь зависят от количества угля и его цены. Цена на уголь должна быть подтверждена договором на поставку угля, заключенному по результатам аукциона. В расходы на уголь МУП «Таштыпская автоколонна» Госкомтарифэнерго Хакасии принял цену угля по предложению предприятия в соответствии с предоставленными документами. Количество угля определяется, исходя из нормативного расхода и объема полезного отпуска тепловой энергии. Сверхнормативные расходы угля в соответствии с основами ценообразования включать в расчет тарифа недопустимо. В тариф данного предприятия включен нормативный удельный расход топлива, который составил 182,4 кг.у.т./Гкал. В заявке предприятия удельный расход топлива составлял 239,69 кг.у.т./Гкал , что не подтверждено расчетами.

Отклонение фактического расхода натурального топлива на предприятиях от нормативных значений, учтенных при расчете тарифов на тепловую энергию обусловлено следующими причинами:

- отсутствие входного контроля количества и качества поступающего топлива (угля);

- отсутствие приборов учета тепловой энергии, отпущенной с котельной, обязательных по законодательству об энергосбережении;

- грубые нарушения технологических режимов работы котлов и несоблюдение технологии сжигания топлива. 

На предприятиях не производится входной контроль качества и количества топлива. На большинстве котельных отсутствует весовое оборудование. Количество угля, указанное в товарных накладных от поставщика, часто не соответствует количеству угля, поступившего на котельную. Учет топлива, фактически используемого для производства тепловой энергии, производится «на глаз», без использования весового оборудования и других приборных способов учета. Часть угольных складов котельных не имеет соответствующей защиты от хищений топлива. Соответственно, фактическое количество топлива, использованного для производства тепловой энергии, неизвестно.

При расчете тарифов использовались сведения о калорийности и качестве топлива, указанные в сертификатах, предоставленных ресурсоснабжающими предприятиями или угольными разрезами на конкретные, ранее отгруженные партии топлива. Сведения о калорийности и качестве топлива, фактически отгруженных на предприятия, отсутствуют. Экспертиза качества полученного топлива не производится. По сведениям, полученным от предприятий, качество топлива, полученного от поставщиков, визуально намного хуже заявленного, но официальная экспертиза не проводилась в связи с отсутствием средств на ее проведение. Собственные установки упрощенного типа по определению калорийности топлива предприятиями не приобретаются.

Перекладывать недостатки в работе коммунального предприятия на плечи потребителей - противозаконно.

Принцип работы Госкомтарифэнерго Хакасии - соблюдение баланса интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей. Главная задача регулятора - не допустить в тарифе необоснованных расходов.

Законность тарифных решений проверяют контролирующие органы. Если обнаружатся противоречия действующему законодательству, то решение будет отменено.

Что касается объемов воды, то они снижены в тарифной составляющей согласно отчетности предприятия. Объем водоотведения остался на прежнем уровне.

Автор обращения жалуется на высокие тарифы на электроэнергию. Но сетевые организации - ресурсоснабжающие предприятия, которые также несут расходы. Стоимость производства электроэнергии (мощности) определяется рыночным путем, т.е. зависит от спроса и предложения на общероссийском оптовом рынке электроэнергии. Эта составляющая экономически обоснованного тарифа не регулируется. Устанавливаются тарифы на передачу электроэнергии. С 1.12.2022 рост тарифов составил 8,9 %. Это минимально допустимый уровень, определенный постановлением правительства РФ.

В то же время рост экономически обоснованных тарифов для потребителей Таштыпского района (кроме населения) составил: на водоотведение - 15,6%, на водоснабжение - 18%, на теплоснабжение - 17%.

Разница между ростом платы граждан и экономически обоснованного тарифа будет компенсироваться из республиканского бюджета.

За последние 3 года выплата выпадающих доходов из республиканского бюджета производится своевременно и в стопроцентном размере. В 2022 году на выплату выпадающих доходов выделено 346,4 млн руб., в 2021 - 397,9 млн, в 2020 - 246,9 млн. В то время как за 2016 год выплачено всего 2,79 млн руб. В течение 2017-2019 гг. выпадающие вообще не выплачивались. Выплаты будут продолжены. На 2023 год запланировано направить на компенсацию расходов порядка 380 млн рублей.

Поэтому и услуги ЖКХ должны оказываться качественно. Любые нарушения в работе коммунальщиков не связаны с недофинансированием».

На вопрос 19rusinfo.ru будет ли Таштыпская автоколонна отстаивать свое мнение в суде, Юрий Бочаров ответил:

«Вопрос, казалось бы, резонный. Хотя и ответ лежит на поверхности. Правительство Хакасии приняло постановление от 25 февраля 2022 года за № 78. Так вот в данном постановлении есть один очень интересный пункт 2.7, в котором перечисляются документы, представляемые для получения выпадающих доходов. В подпункте 4 прописано: «Гарантийное письмо, подписанное руководителем организации и заверенное печатью об отсутствии разбирательств в судебном порядке в судах судебной системы Российской Федерации в отношении объёмов оказанных услуг, установленных тарифов для организаций коммунального комплекса на товары и услуги (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, водоотведение) по взысканию выпадающих доходов за отчётный период».

То есть если хотите получить хотя бы частичные выпадающие доходы, не смейте судиться. Следовательно, порядок получения выпадающих доходов состоит из двух пунктов: пункт первый - Госкомитет по энергетике и тарифному регулированию всегда прав; пункт второй - кто не согласен, смотри пункт первый».

Все приказы о новых тарифах можно найти на сайте правительства Хакасии в разделе Госкомтарифэнерго. Кроме того, разработана интерактивная карта тарифов ЖКХ для населения. Ее можно увидеть, перейдя по ссылке.

По данным федерального правительства, раз тарифы подняли досрочно, в 2023 году изменений не предполагается. В следующий раз рост тарифов на услуги ЖКХ планируется только в июле 2024 года. Хочется верить.

Добавить комментарий

Комментарии  

Подождем платежек от СГК за декабрь. Тогда и поймем на что подписались.
Все ресурсники монополисты, им все мало...но 9 процентов для населения это многовато.
Комментарий на ответ Данданяна М. А.: Весовое оборудование технологически не предусмотрено ни на одной котельной в районах Хакасии. Количество полученного угля соответствует ведомости разреза на отгрузку. Качество угля ни на одной котельной в районах не проверяется так как для этого нужна специализированная лаборатория, которой даже в Хакасии нет. Такие лаборатории имеются в Кемерово и Новосибирске. Качество угля определяет разрез и фиксирует его параметры в сертификате качества. Воровство угля исключено так как уголь такой марки нигде больше кроме наших котельных в районе не используется. В бытовых печах тем более он не горит. Нарушение технологии сжигания угля не установлено. Это безграмотная чушь для отписки. инженер МУП «Таштыпская автоколонна» Ю. В. Бочаров
вся беда тарифной вакханалии в том, что Правительство России меряет всех одним аршином и крупные городские, и маленькие сельские коммунальные предприятия. простой пример на бытовом уровне: два одинаковых дома, в одном доме живут 5 человек, а в другом 1. по подходу Госкомитета по энергетике и тарифному регулированию на отопление дома, в котором живёт 1 человек, угля или дров надо в пять раз меньше чем на обогрев дома, в котором живут 5 человек