Свежая статистика показала ложь всех данных о средних доходах населения. Сами того не желая, специалисты Росстата раскрыли правду о разрыве между богатыми и бедными. Но если вы вдруг не любите читать таблицы, мы сделаем это вместе с вами – и объясним суть происходящего.
Росстат впервые опубликовал оперативную оценку децильных групп населения по доходам (вот ссылка на скачивание таблицы). Все жители России разделены на 10 равных по количеству людей групп (по 14,5 млн человек в каждой), а группы эти ранжированы по средним доходам входящих в них граждан. Первая группа – самая бедная, десятая – самая богатая. Теперь стало проще оценивать степень неравенства, которую чаще всего определяют через децильный коэффициент: во сколько раз самая "жирная" группа богаче самой нищей.
Неравенство не по карману
По оценкам ООН, в 2014 году у России разница между 10% богатейших и беднейших (показатель R/P 10%) был равен 12,7. Сейчас – 14,99. Таким образом, за время действия антироссийских санкций разрыв между богатыми и бедными в России вырос почти на 20%. Но, кажется, причиной тому не санкции.
Отметим, что тот же Росстат опубликовал и ретроспективную таблицу децильного коэффициента. И там на 2014 год приходился показатель 15,4 (а не ооновский 12,7) – исходя из этого можно считать, что неравенство у нас как раз-таки сокращается. Увы, эмпирические наблюдения это не подтверждают.
А поскольку доходы – вещь не постоянная, сегодня – есть, завтра – нет, некоторые его более-менее успешно скрывают, но можно поглядеть на имущество. И вот тут у нас, господа, полный пигидий. Есть коэффициент Джини, определяющий распределение как раз не доходов, но имущества (от 0 до 1, где 0 – абсолютное равенство, 1 – абсолютное неравенство).
Так вот, у России в 2019 году, перед спутавшей некоторые карты пандемией, он равнялся 0,879. У США, известных высочайшим уровнем неравенства, этот показатель на тот же год составил 0,852. В первую мировую четвёрку, кроме двух сверхдержав, вошли также Нидерланды и Швеция. Но средний уровень жизни в России, будем честны, всё же намного ниже, чем у "конкурентов".
Они пока ещё могут себе позволить такое неравенство, для нас же это означает совершеннейшую нищету заметной части общества.
Это просто опасно
Выдающийся экономист Валентин Катасонов напоминает про "действие всеобщего закона капиталистического накопления, согласно которому при капитализме неизбежно происходит поляризация общества: на одном полюсе накапливается богатство буржуазии, на другом – нищета наёмных работников и тех, кто образует "резервную армию труда" (т. е. безработных)".
Конечно, стремиться к построению общества всеобщего равенства – так себе идея. Самый низкий в мире коэффициент Джини по обсчёту 2010–15 годов был у Украины, но позавидовать этому государству даже в те относительно благополучные годы мало кто рискнул бы.
Однако и наша крайность мало чем лучше. К тому же она порождает в обществе желание сломать эту схему, даёт простор твердящим о справедливости демагогам. Напомним, что даже на Украине Майдан начали именно с антикоррупционных лозунгов, с критики "роскошной резиденции" несчастного Януковича. После чего процесс закрутился очень быстро. В России такой сценарий тоже вполне возможен – в 1914–17 годах мы уже проходили урок ускоренного превращения крепчайшего государства в анархический и террористический ад.
Статистику пишут богатые
Помимо прочего, Росстат невольно разоблачил цифру среднедушевого дохода в России (44,37 тыс. руб. на душу населения): он равен доходу 7-й группы, то есть шесть групп получают меньше и лишь три – больше. Таким образом, цифру "средних" доходов рисуют нам в первую очередь сверхбогатые граждане. Если отбросить 20% самых обеспеченных личностей, то мы увидим совсем иную цифру: 80% граждан России живут на 29 626 рублей в месяц в среднем.
РБК, правда, находит возможность создать иное впечатление:
Из информации Росстата следует, что обеспеченные россияне относительно более сильно пострадали от кризисных явлений, чем необеспеченные.
Но обосновывается это всего лишь незначительным снижением доходов богатейшей группы во II квартале, тогда как беднейшей группе, живущей ниже всех уровней бедности, падать было попросту некуда.
Так же, кстати, и средняя зарплата по России вообще не отражает реального положения вещей, поскольку лишь в 18 из 85 субъектов Федерации этот показатель выше, чем средний по России, и половина этих субъектов – малонаселённые сырьевые регионы.
Кстати, буквально только что, во II квартале 2022 года, доля оплаты труда в общем ВВП России, и без того весьма низкая, упала c 43,6% до 42,1%. Рекомендуем, кстати, яркую статью Валентина Катасонова о том, как в России постепенно рассосались зарплаты.
Что с того?
Рост неравенства в России выглядит государственной политикой. Богатые ограждаются от "остального мира" и физически, и организационно, они пишут законы сами для себя, при этом реального представительства небогатой части населения в парламенте нет.
Соответственно, закон, хоть как-то выравнивающий доходы в обществе, просто не может быть принят, поскольку невыгоден и пишущим эти законы, и голосующим за них.
Прямо в процессе написания этой статьи стало известно о том, что пенсионных баллов в 2023 году будет меньше – для сохранения их числа на прежнем уровне нужно будет поднять себе зарплату хотя бы на четверть. То есть и по размеру пенсий разрыв между бедными и богатыми вырастет.
Очевидно, что здесь необходимо привлечь внимание президента – чтобы он как минимум ударил кулаком по столу и потребовал прекратить разделение общества на хозяев и рабов.
Иначе по столу ударит кто-то другой.
Комментарии