Главный приоритет власти в России – это улучшение материального положения домохозяйств в стране, увеличение их доходов и снижение бедности. Возможно ли выполнить поставленные задачи и где сейчас находится экономика России?
Владимир Путин, выступая 18 июля на Совете по стратегическому развитию и национальным проектам, вновь подтвердил эти главные приоритеты:
Одна из наших основных национальных целей, мы всё время об этом говорим – это улучшение материального положения наших граждан, увеличение их доходов, особенно для тех граждан, которые живут, мягко говоря, скромно. То есть основная цель – это снижение бедности. В 2017-м году число граждан, находившихся в такой ситуации, составило 12,9%. По итогам прошлого года этот уровень снизился до 11%. Да, продвижение, конечно, есть. Но его темпы, скорость очевидно недостаточны. Поэтому даже при повышенной инфляции текущего года, ну, она, слава Богу, кстати говоря, снижается постепенно, мною была поставлена задача по снижению уровней бедности и неравенства.
В свою очередь, помощник президента по экономике Максим Орешкин заявил, что отечественная экономика уже к концу текущего года должна выйти "на определённые положительные тренды". По его словам, маховик экономики снова заработал, кредитные портфели банков растут, а ключевые ставки снижаются.
Россия не является первопричиной тех событий, которые происходят в этом году. Это глобальные тренды, и Россия просто их немножко ускоряет. Но всё, что происходит на глобальной арене, носит долгосрочный объективный исторический характер. И изменение баланса, вся нервозность США, Европы, они связаны с тем, что они понимают, что теряют своё место в глобальной экономике, теряют свою роль. И пытаются за неё зацепиться, её удержать. Именно с этим вся текущая ситуация и связана.
Прокомментировал господин Орешкин и идею Запада ввести так называемый потолок цены на российскую нефть:
Да, пришлось за последние несколько месяцев переориентировать ряд поставок. Но наши компании с этим успешно справляются. Тут периодически какие-то фантазии с западной стороны слышны о том, что надо цены ограничить, какие-то потолки ввести. Не хотят покупать – пусть не покупают. И как мы видим, это больше проблем вызывает у покупателей энергоресурсов, чем у России как у продавца.
О ситуации в отечественной экономике, а также о том, когда и при каких условиях можно будет говорить об улучшении ситуации с доходами граждан, в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько говорил с председателем совета ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимиром Гамзой и экспертом Института стран СНГ Александром Дудчаком.
Юрий Пронько: Что делать с доходами? Президент на совещании снова напомнил, что это главный приоритет. Но мы с вами в наших эфирах неоднократно обсуждали вопрос падения реально располагаемых доходов и неоднозначность подсчётов официальной статистики: во внимание берутся фокусные группы, но при этом не замечаются другие группы. Что необходимо предпринять? Есть ли рецепт, который позволил бы если не вывести на устойчивый рост, то хотя бы стабилизировать ситуацию с доходами и с инфляцией? Ваш взгляд, Владимир.
Прогноз самый пессимистичный: доходы населения будут падать два года
Владимир Гамза: Во-первых, доходы населения зависят от добавочной стоимости, которую производит экономика, иначе говоря – от валового внутреннего продукта.
Но совершенно очевидно, и на этом мнении сходятся все эксперты, что и в этом, и в следующем году валовой внутренний продукт будет отрицательным. В текущем году падение ожидается в районе 8–10%. Пока индикаторы показывают, что падение будет менее 10%, но как всё будет развиваться дальше, точно сказать трудно.
– И это означает, что доходы населения, домохозяйств будут падать.
В.Г.: Это означает, что тот самый добавочный продукт, который будет распределяться, меньше, чем в прошлом году. И понятно, что все получат меньше.
– И ничто не может развернуть ситуацию?
В.Г.: Ничто не может. В эти два года – в текущий и следующий – ситуация не изменится. Потому что идёт очень сильное падение инвестиций в основной капитал. А без инвестиций в основной капитал не может быть экономического роста.
По этому году, скорее всего, инвестиции в основной капитал будут в районе минус 15%. В следующем году этот показатель тоже ожидается отрицательный. Поэтому надеяться на то, что откуда-то возьмётся добавленная стоимость, просто не приходится.
– 2022–2023-й. Я понял ваш пессимизм, основанный на конкретных показателях и тех цифрах, которые наблюдаются.
В.Г.: Да, широкий анализ показывает, что ситуация будет складываться так.
Если политика правительства останется прежней, то падения на 10% не избежать...
– Александр, вы разделяете эту позицию?
Александр Дудчак: Я хотел бы обратить внимание на слова Орешкина, где он говорит про объективные глобальные процессы. Знаете, объективные процессы – это изменение климата, на который человек не так влияет, как ему приписывают.
А если мы говорим об объективных процессах, то мы, получается, говорим о том, что процессы, которые происходят в Соединённых Штатах и Западной Европе, в том числе под влиянием Соединённых Штатов, это объективные экономические процессы.
И если с такой точки зрения говорить, то да, конечно, мы от них зависим. Но всё-таки мы надеемся на то, что будет перестройка экономики и мы не будем настолько зависимы от тех процессов, которые происходят на Западе.
– Это понятно. Но вы разделяете пессимизм Владимира Гамзы по 2022–2023 годам?
А.Д.: Я могу согласиться только в том, что инвестиции в основной капитал – это большая проблема. И судя по всему, эту проблему не торопятся решать, потому что живут в прежних условиях. Невзирая на сделанные заявления, по большому счёту, кардинальных изменений в этом плане не будет.
Если мы вспомним выступление вновь назначенного вице-премьера, то все услышали то, что хотели услышать. Одни услышали то, что будет мобилизационная экономика. Другие – что будет экономика по-прежнему рыночная.
Но и исходя из всего этого, мы можем сказать, что особых изменений не будет, а политика, которая была до всех нынешних событий, останется прежней. И в этом случае надеяться на какие-то изменения, на повышение уровня жизни не стоит.
Но, может быть, правительство всё-таки что-то сделает, и этого падения на 10% не произойдёт. И у нас есть основания надеяться на это, несмотря на саботаж отдельных мощных финансовых структур. Тем не менее рычаги управления экономикой, которые сосредоточены в руках того же премьера Михаила Мишустина, позволят не допустить падения в 10%.
Комментарии