Цены на многое стремятся вверх, а покупательная способность населения приближается к грани истощения. На сколько в прошлом году поднялись ценники на некоторые категории товаров и отработан ли крайне необходимый в таких условиях пакет антикартельных законопроектов, специально для 19rusinfo.ru (ИА "Хакасия) порассуждал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Хакасии Андрей Тенишев.
«Лидером роста цен в ушедшем году стали ставки фрахта на океанские контейнерные перевозки - в среднем они увеличились на 800%, а в некоторых случаях - до 1000%.
Растут цены на строительные материалы. Лидеры роста - металл, песок и пиломатериалы. По некоторым видам материалов рост составил более 100%. Это обусловило рост цен на жилье - в среднем в Хакасии оно подорожало более чем на 22%.
Дорожают продукты. В лидерах роста - пресловутый «борщевой набор». Бензин за год вырос в цене почти на 9%, обогнав инфляцию. Дизтопливо подорожало более чем на 10%.
Россети и РЖД пытаются ввести тарифы по принципу «инфляция+», включить в них дивиденды и отойти от их долгосрочного планирования. Если ФАС поддержит такие решения, эти перемены будут хороши для компаний, но крайне негативно скажутся на экономике страны.
Ключевая ставка ЦБ вкупе с неадекватно высокими ставками эквайринга и рост цен на мировых товарных рынках не прибавят оптимизма нашей экономике. Огосударствление экономики продолжит нарастать, а уровень экономической конкуренции - снижаться.
Все вместе взятое станет спусковым крючком для разгона инфляции в 2022 году. От двузначных показателей инфляции в будущем году нас может спасти лишь виртуозная работа Росстата, а не старания Минэкономразвития, ФАС и Центробанка. Рост доходов значительно уступает темпу повышения цен и тарифов. Покупательная способность населения приблизится к грани истощения.
Госзакупки. Это около 30 трлн рублей ежегодно, почти треть ВВП. От того, насколько эффективно и справедливо будут распределены эти средства, во многом зависит состояние экономики. Процедуры госзакупок станут эффективнее - в 2022 начнут действовать новеллы 44-ФЗ. Хотя сам закон стал «тяжелее», за 7 лет существования - 83 федеральных закона внесли сотни поправок в текст закона.
Сотни подзаконных актов и противоречивая судебная практика. Сложные и запутанные процедуры - закономерный повод для обоснованной критики. Это свидетельствует о том, что нужен новый закон и новая контрактная система.
Картелизация как экономики в целом, так и госзакупок продолжает нарастать. Но борьба с картелями сходит на нет. Практически перестал применяться проактивный метод выявления антиконкурентных соглашений. ФАС была одна из первых в мире служб, начавших применять такие методы, и вполне успешно.
В 2020 было возбуждено 625 дел об антиконкурентных соглашениях, в том числе, - 269 дел о картелях. В 2021 году этот показатель снизился почти вдвое. При этом, дел о крупных картелях практически не возбуждается. Единичные дела о крупных картелях возбуждены еще на материалах, наработанных предыдущей командой ведомства.
Большая часть выявленных картелей - картели на торгах. Картелей на товарных рынках выявлено чуть больше десятка. Все они возбуждены территориальными органами в отношении небольших картелей локального масштаба. Ни одного картеля на общефедеральных товарных рынках не выявлено. Особенно резко - почти в три раза - сократилось количество дел о сговорах с государственным заказчиком на торгах - в 2020 году их было 98.
При сокращении общего количества дел ухудшилось их качество - в 2020 году судами было отменено всего 3,9 % принятых решений по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях, в 2021 году количество отмененных решений увеличилось
Разработанный по поручению президента России пакет антикартельных законопроектов выхолощен и в таком виде после доработки поступил в Госдуму. Из него изъяты все положения, ужесточающие ответственность картелистов и дающие ФАС современные инструменты противодействия картелям и, наоборот, тщательно прописаны механизмы освобождения от ответственности участников сговора. Поручение президента об усилении борьбы с картелями исполнено с точностью до наоборот».