Убийство в Эвенкии (соседний с Хакасией Красноярский край) в 2003 году раскрыли благодаря единственному свидетелю.
В июле 2003 года в эвенкийском поселке Тура пропала 17-летняя девушка. Ушла вечером отдыхать с друзьями и больше домой не вернулась. Как и куда она могла исчезнуть? Сыщики бились над разгадкой, уверенные, что вчерашнюю школьницу убили. Иначе просто так люди из этой глухомани не пропадают. И оказались правы. Спустя 20 лет тайна была раскрыта – благодаря свидетелю, который долго молчал, а потом вдруг проговорился. Подробностями истории в эксклюзивном материале делятся коллеги «КП»-Красноярск. Имена всех участников этой истории мы изменили.
Бойкая девчонка
В Туре некоторые помнят Оксану Сергунову до сих пор: была обычной сельской девчонкой. Чуть взбалмошная, чуть дерзкая и бойкая, могла постоять за себя, причем не только словами, но и кулаками. Смышленая, имела большой круг общения. В чем-то порочном не замечена, как и все сверстники любила тусовки в ночных кафешках и дискотеках. В то лето она окончила школу и пока ничем не занималась. Возможно, планировала уехать на большую землю учиться.
Мать воспитывала двух дочерей в одиночку, без отца. Работала завскладом, зарплата была такой, что позволила обеспечивать достаток в доме. Кроме Оксанки была старшая сестра, на тот момент она уже выпорхнула из родного гнезда. К сожалению, несколько лет назад сестра трагически погибла. И сейчас единственной потерпевшей признана 67-летняя мать.
Следователь ГСУ СК России по Красноярскому краю и Хакасии Артем Буланов, который вел это дело и летал в Туру, отрицательных отзывов об Оксане не получил. Все знавшие ее так или иначе были единодушны: «жаль девчонку».
Знакомство на беду
Тура – оторванный от большой земли поселок почти в центре Эвенкии. Если мерить по карте, даже по прямой до Красноярска тысяча километров. С двух сторон поселок окружен реками, Нижней Тунгуской и впадающим в нее Кучечумом. С третьей стороны – притундровая холмистая тайга на вечной мерзлоте. Выехать отсюда летом можно либо во время навигации по воде – громадный крюк. Либо на самолете. В любом случае тайком никак не получится. Этот факт будет иметь значение для расследования.
Сейчас в Туре живут примерно 4,4 тысячи человек, в начале нулевых – на полторы тысячи больше. Этакая «замкнутая экосистема», где все друг друга знают. Вот и Михаил Курнягин знал Сергунову-старшую: как-никак заведует складом, на который за короткое лето завозится все необходимое для жизни поселка во время долгой северной зимы. С таким начальством не мешает поздороваться – вдруг пригодится.
Михаил Курнягин – уроженец поселка. Ни единого пятна на биографии: 23 года, зарабатывал, жил в гражданском браке. Прямо придраться не к чему. Но Светлану он не знал. Можем предположить, что малолетние школьницы молодого человека не интересовали. Роковая встреча с одной такой бывшей школьницей состоялась 4 июля. Это была пятница.
Были же предпосылки к тому, чтобы беды не случилось. Молодые люди познакомились в одном из увеселительных заведений: «Привет – привет, я Михаил – я Оксана». Затем разбежались каждый со своей компанией. Спустя какое-то время снова пересеклись уже в другой ночной кафешке.
На окраине леса
«Он предложил потерпевшей отвести ее домой на своей машине, она согласилась. Затем по дороге предложил попить пива, оно было у него с собой. Уже на тот момент он управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения», - рассказывает следователь.
Почему хорошая девочка согласилась ехать с пьяным приятелем, которого знала пару-тройку часов? Может, произвел на нее впечатление? Или его автомобиль – УАЗ, похожий на армейский «Бобик»? Почему они выбрали не берег с романтичным видом на реку, а дальний пролесок? Чтобы никто не увидел и сожительнице не донес?
Итак, почти четыре часа, светло – белые ночи. Молодые люди «догонялись» градусами, общались. И, видимо, на фоне симпатии Михаила потянуло выяснить у девочки кое-что сугубо личное. Можем предположить, что пытался выяснять, были ли у нее интимные отношения? А девушка, воспитанная в духе «до свадьбы ни-ни» однозначно оскорбилась? Этот момент как раз и прояснит суд.
Выскочила из машины и нетрезвой походкой пошагала по направлению к дому. Идти было минут десять. Михаил же некоторое время соображал, как поступить, потом решил, что нужно догнать и объясниться. Пешком? Но она уже отошла метров на пятьсот. И тогда он заводит машину и дает газу, чтобы догнать. На гравийной дороге колесо попадает в выбоину, водитель теряет управление и врезается в девушку со спины.
«Выйдя из машины, увидел, что потерпевшая лежит на земле, изо рта бежит струйка крови. Девушка была жива, из легких выходил воздух. Он понимал, что она расскажет о случившемся и тогда его привлекут к уголовной ответственности за это. В эмоциях и под воздействием алкоголя он решил ее задушить…»
Это была та грань, которая сделала Михаила убийцей. Пока суд не вынес приговор, мы не можем его так называть. Даже если он подписал признательные показания. Но кем еще считать человека, который уперся предплечьем в горло беспомощной девушки и силой надавил? При этом отвернулся и зажмурился, чтобы не видеть того, что творил.
Был свидетель
Тело нужно было спрятать – он засунул несчастную в машину и поехал в поселок за лопатой. По пути начал соображать: есть молодой человек, который видел, как они выходили с живой Оксаной из бара. И он все расскажет милиции. Значит что? Нужно закрыть ему рот – сделать сообщником.
Назовем того парня Александром, он был не местным, студент на каникулах, знакомство с Курнягиным – шапочное. И почему-то без задней мысли согласился прокатиться с ним «в одно место». Вместе они выехали за поселок. Михаил, как местный рыбак и охотник, знал, где лучше спрятать свою жертву, где земля мягче (недалеко от места убийства). И уже там он показывает приятелю на тело. Студент в шоке, но помогает.
Мох, дерн, каменная крошка и дальше вечная мерзлота – такой оказалась могила 17 летней девочки. По показаниям Александра они вырыли примерно 70 сантиметров. Тело сбросили в яму, засыпали. Теперь они были повязаны. Вскоре парень уехал из Туры навсегда.
А Курнягин остался. Он наблюдал, как в Туру приехали милиция и прокуратура, допрашивали сельчан, искали девушку. Наверняка первые месяцы спал тревожным сном. А потом понял – чего ему опасаться? В Красноярск он переехал два года назад, а до этого ведь ходит по улицам поселка, весь из себя честный и хороший. Здоровался с матерью Оксаны, видел, как она старела в горе и одиночестве. И ни о чем не жалел.
Почему не нашли по горячим следам?
«С самого начала следствие стало отрабатывать круг друзей, одноклассников, близких потерпевшей. Они давали разрозненную информацию, что видели ее в разных местах. Предполагали, что она могла уехать или уйти в какие-то труднодоступные поселения, разбросанные по тайге. Спустя месяцы проверяли молодых рожавших женщин (было и такое подозрение). Непонятно, почему не пошли по методу, что нужно отработать увеселительные заведения на предмет где и с кем ее в последний раз видели», - отвечает на вопрос следователь Буланов.
Время было потеряно. И все же нет ничего тайного, что не стало бы явным. Все преступления раскрываются. И некогда любимая уголовниками присказка «нет тела – нет дела» сегодня не работает. Есть достаточно способов, чтобы заставить убийцу признаться в своем грехе, даже если остался только один след.
В нашем случае та самая ниточка была в руке Александра. Двадцать лет он мучился виной, что покрывает преступление. Возможно, не так давно в его жизни произошло что-то трагичное, и все переживания вылились наружу – он проговорился знакомому. Тот – другому, третьему. И так по цепочке информация через участкового дошла до уголовного розыска полиции. Сначала проверили самого Александра: обманывает или нет? Выяснили, что к убийству не причастен. Через него вышли уже на душегуба, но сначала за ним некоторое время следили.
Курнягин устроился в жизни неплохо. Два года назад переехал в Красноярск, занялся небольшим, но прибыльным бизнесом. Семья, дочь-подросток. Прошлое вычеркнул из памяти. Поэтому когда в январе нынешнего года его окружили «собровцы» и повалили на снег, заломив руки, удивился: «За что?» И поначалу отпирался (видимо, сам себя убеждал: не докажут).
Но все решила очная ставка со свидетелем – лицом к лицу в кабинете следователя. Подозреваемый удивился, увидев бывшего студента. Решил притянуть за уши версию, что Александр якобы принимал активное участие в преступлении. Не получилось, потому что сроки давности за закапывание тела уже прошли, а вот за убийство – не проходят.
Тело не нашли
На проверку показаний на месте, в Туру, летели обычным самолетом. Нужно было найти тело. Собрали конвой, позвали адвоката – и туда. Местность почти не изменилась. Однако останков не обнаружили. Курнягин указал квадрат примерно 25 на 25 метров. В июне туда пригнали технику, сняли пласт грунта глубиной до 70 см. Но костей нет. Либо место спутал (что маловероятно). Либо, как пояснили специалисты, медведь мог учуять запах разложения, выкопал и утащил.
Все это время пожилая мать ждала, что младшая дочь вернется. Сохранила ее имущество, недвижимость, не выписывала ее из квартиры. Но когда следователи рассказали ей правду, она ответила: «Спасибо». За то, что мучительная неизвестность закончилась.
«Если бы можно было отмотать время назад, я бы ничего подобного не сделал», - признается Курнягин.
Задним умом все богаты. Прокручиваем в голове альтернативы. Михаил ведь мог махнуть рукой: «Катись, дурында, а я тут посплю», - девушка бы ушла домой, он бы проспался. И наступило бы новое хорошее утро для всех.
Но нет, вместо человеческого сострадания наружу вырвалась черная натура: собственное спокойствие ему было дороже жизни невинной девочки. Она ведь ещё жить только начинала…
Комментарии