Схватка с медведем - выживший таежник рассказал о пережитом год спустя
Фото: личный архив Виктора Селигеева

«Медведь за сутки предупреждал о нападении»: таежник, «собранный по кускам» врачами после схватки с хищником, рассказал о пережитом год спустя, пишет krsk.kp.ru.

Не испустить дух в лапах медведя мало, чтобы выжить. Жертве нападения хищника еще нужно вовремя попасть в руки врачам, которые сумеют ее «собрать». Так везет далеко не всем.

«Первый канал» снял продолжение о невероятной операции, проведенной в Хакасии

18 сентября 2023 года жизнь 43-летнего Виктора Селигеева из села Верхнеусинское Красноярского края разделилась на «до» и «после». Он отмечает эту дату как второй день рождения. Мужчина собирал кедровые орехи в тайге, когда на него напал подкравшийся медведь. Несмотря на тяжелые травмы, Виктор был в сознании.

Растерзанный, он еще с километр брел до товарищей и отключился только на операционном столе, когда его доставили в больницу вертолетом МЧС. Потом — три дня искусственной комы, неделя реанимации и череда операций.

В конце сентября 2024 года он перенес шестую, уникальную. 12 часов ювелирной работы врачей, часть — под микроскопом. Пациенту восстановили поврежденную хищником верхнюю челюсть. Донор — сам пострадавший. Ему трансплантировали его же кость с сосудами. Это позволит нормально есть. Вернуться к привычной жизни. А в тайгу он уже вернулся: ходил один, чтобы побороть возникший страх. Житель лесного поселка себя без нее не представляет.

Придя в себя после хирургического вмешательства, таежник рассказал корреспонденту «КП»-Красноярск о пережитом и о восстановлении.

15 мужиков-таежников были на промысле. Они заготавливали кедровый орех в глухой тайге Ермаковского района. Для многих сибиряков это – существенная подработка. Виктор не исключение. На его участке работали человек семь, остальные – на других, далеко.

Промысловики обычно ходят «двойками», а Виктор всегда выделялся. С детства привык «шишковать» один. Так было и в роковой день. Он отбился от товарищей и ушел на возвышенность не позвонить, как многие думали. В том месте и связи-то нет. А работать.

– Собирал я шишки, и вдруг чувство появилось странное. Кто-то за спиной! Оглядываюсь назад – вот он, медведь! Бежит прямо на меня, уже метрах в трех. Сзади подкрался неслышно, – вспоминает Виктор.

Он не скрывает, как вел себя в критической ситуации:

- Я даже не успел почувствовать страх, когда увидел его. Сразу понял, что на меня кинется. Преследовал меня хищник секунд десять. Я кричал и уворачивался, когда эта махина мчалась на меня. За деревья вставал. Ничего не помогло. Когтями меня из-за ствола достал: зацепил и уронил. А потом сел на меня, придавил и грызть голову начал. Я мысленно с близкими попрощался, но не переставал бороться за жизнь. Защищался от пасти левой рукой. А он три раза ее укусил – и три открытых перелома.

А потом случилось неожиданное — медведь бросил свою жертву и ушел в лес. Возможно, хищника отвлекли какие-то звуки, или он решил, что окровавленный человек уже мертв. Есть его явно не входило в планы зверя.

Пострадавший сборщик орехов убежден, что хозяин тайги предупреждал его о нападении:

- Накануне в том же месте слышал, как медведь в зарослях неподалеку пыхтел, хрустел ветками и всячески выказывал недовольство присутствием человека. Я понадеялся, что «проходящий» был хищник, а это его территория оказалась. На следующий день он меня подкараулил и напал.

На месте происшествия работали полицейские и охотоведы. Там оставили следы медведица с медвежатами. Видимо, мать защищала потомство. Виктор детенышей не видел. Он поделился, что медвежью семью так и не нашли.

Сборщик дикоросов думал, что зверь вернется его добить. Какое-то время лежал и прислушивался, а потом начал действовать. Понимал, что до вечера его не хватятся, а за это время просто истечет кровью. Покалеченному человеку пришлось брести за помощью около километра.

Как это было - из первых уст:

- Я находился в состоянии шока. Боли не было. Накатывала слабость от кровопотери. Вело желание жить. Мне еще троих детей поднимать! Знал, где поблизости наши сборщики орехов. Шел к ним. Отойдя от места нападения, начал кричать их. Парни услышали и подбежали. Я их попросил вызвать МЧС и оказать первую помощь. Подсказывал, что и как делать. Раньше учителем физкультуры работал, знаю. Перебинтовали, дали обезболивающее… Носилки соорудили и меня на поляну возле лагеря переместили. Там вертолет приземлить может.

А кто-то из ребят в это время бежал десять километров по тайге до зоны сотовой связи, чтобы вызвать спасателей. Вечером Ми-8 МЧС доставил Виктора в Республиканскую клиническую больницу в Абакане.

Он еще и шутил!

Пациент был в тяжелом состоянии. У него была большая кровопотеря. Медведь разорвал его лицо, повредил верхнюю и нижнюю челюсти, раздробил нос, задел глаз, скальпировал, сломал руку в трех местах… Это невероятно, но жизненно важные органы не пострадали.

В приемном покое Виктор умудрялся хохмить с врачами, пока они готовили его к операции. Он вспоминает, что мужской юмор челюстно-лицевого хирурга Меллина помог ему пережить тяжелые минуты.

- Вас медведь грыз, а почему не доел? - пошутил врач.

- А вы у медведя спросите, - улыбался разорванными губами пациент.

Его пришлось в буквальном смысле «собирать по кускам» целой врачебной бригаде: двум травматологам, двум челюстно-лицевым хирургам, нейрохирургу, анестизиологу-реаниматологу и офтальмологу. Спасение было уникальным, как и сам этот случай.

- После поступления Виктора я провел у операционного стола шесть часов. Было много внутренних сомнений: оставить оторванные части лицевого скелета, которые приехали отдельно от пациента или на свой страх и риск фиксировать их в анатомическое положение, и будь что будет? Мы сохранили пострадавшему нёбо, собрали все повреждённые кости лицевого скелета при помощи металлических пластин, - рассказал заведующий отделением челюстно-лицевой и пластической хирургии Республиканской клинической больницы им. Г. Я. Ремишевской Руслан Меллин.

Этого известного доктора Виктор считает одним из своих ангелов-хранителей, который сохранил ему контуры лица и помог поверить, что все будет хорошо. А он не должен был дежурить в тот день. Попросила подмениться коллега. И это далеко не единственная счастливая случайность.

- Я по сей день размышляю о том, почему Виктор выжил, почему медведь его оставил и просто ушёл, почему череп не треснул, ведь у него были четыре глубокие борозды от клыков: два на лобной кости и два на затылочной. Наверное, ему уготована другая судьба, и он попросту не мог умереть в тот день. Однозначно это чудо, - поделился Руслан с «Комсомолкой».

Его настолько впечатлила эта история, что он нарисовал момент нападения хищника, узнав у Виктора мельчайшие детали. Рисование – его большое увлечение в свободное от медицины время.

Схватка с медведем - выживший таежник рассказал о пережитом год спустя

Рисунок Руслана Меллина

Необычный пациент показал пример стойкости не только в экстремальной ситуации, но и во время лечения. К примеру, он мог отказаться от шестой операции, но решился на нее.

- Медведь оторвал Виктору верхнюю челюсть до гайморовых пазух с обеих сторон, что привело как к обезображиванию лица, так и нарушению жевательного аппарата. У пациента оставалось два варианта: смириться с тем, что остаток жизни он будет принимать жидкую пищу и иметь дефект внешности, либо довериться нашей команде и провести сложную операцию по пересадке (аутотрансплантации) собственной кости на сосудистой ножке с подвздошного гребня (тазовой кости) в область отсутствующей верхней челюсти с подключением к сосудам лицевых вен и артерии. Такие операции обычно выполняются в федеральных центрах, - пояснил доктор Меллин.

– Доктора – настоящие волшебники! Они совершили невероятное, спася меня и дав возможность снова нормально жить. За год со мной работали многие врачи. Огромное человеческое спасибо и низкий поклон каждому из них! – поблагодарил Виктор от души медицинских работников.

Помогла поддержка семьи

Он не знает, сколько еще займет восстановление после нападения медведя. Оформил инвалидность. Надеется, на время лечения. Хочет вернуться к работе как можно быстрее, нужно кормить семью. В последнее время он занимался строительством и ремонтами.

Многие замыкаются в себе после нападений диких зверей: дают о себе знать пережитый стресс и шрамы. Виктор поделился с «Комсомолкой», как ему удалось не упасть духом:

- Мне помогла мощная поддержка родных и друзей. Ощущение нужности. После случившегося мне звонили родственники и друзья, они у меня по всей стране. В больницу приехала жена Юля и не отходила от меня. Дома ждут дети. Матвею девять лет, Ангелине - одиннадцать, а Василине - четырнадцать. Лучшее лекарство, когда начинаю хандрить в больничной палате - услышать их голоса в трубке.

Понимания, которые возникли у Виктора после того, как он был на волосок от смерти - простые, но важные:

- Мне вторую жизнь дали. Задумываюсь, зачем? Что полезного надо успеть сделать? Начал ценить каждый день. Осознал, что время отпущено не для грусти. Надо успевать радоваться в любых обстоятельствах.

Полезные советы

Медведей в природе Виктор встречал и раньше: и в окрестностях своего родного села, и во время работы на Севере. Эти встречи обходились без последствий. После нападения он переосмыслил свой таежный опыт и поделился «выстраданными» советами.

В тайге он привык ходить и вести себя тихо: теперь начнет передвигаться шумно, разговаривать, обозначать себя. Иногда этого достаточно, чтобы медведь не вышел к человеку. В нормальном состоянии он избегает таких встреч.

Будет брать с собой в лес собаку. При нападении крупного хищника она вряд ли спасет, но предупредит, если он близко. Немного задержит его. Возможно, даже отпугнет лаем.

При встрече с медведем главное – не паниковать и бороться за жизнь даже в ситуации, которая кажется безнадежной.

При нападении кричите и пытайтесь спрятаться. Помните, что убегать бесполезно.

Отправляясь в тайгу, уточните: есть ли сотовая связь там, куда вы собираетесь? Где зоны покрытия сети? Занесите в записную книжку мобильника номера МЧС и других экстренных служб.

Еще дома изучите, как правильно оказывать первую помощь при нападении диких зверей и возьмите с собой в поход все необходимое для этого.

Нужна помощь!

После сложных операций Виктору для возвращения к полноценной жизни необходимы реабилитация и протезирование зубов (после нападения медведя их осталось всего три, нормально пережевывать пищу невозможно). Восстанавливаться он будет за свой счет.

Для сельской многодетной семьи это неподъемные расходы. Жена Виктора – педагог. Сам он пока много времени проводит в больнице, и сейчас находится на инвалидности.

Если кто-то захочет связаться по этому вопросу, можно позвонить по телефону 89232735152.

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи министерство здравоохранения Республики Хакасия и лично пресс-секретаря Валерию Агафонову.

Добавить комментарий

Комментарии  

тут целый фильм снять можно о силе человеческого духа.