Еще одна зима в Хакасии станет испытанием для отшельницы Агафьи Лыковой
Фото: пресс-служба РТУ МИРЭА (Лев Кузьмин)

«Все едут с умилением: ой, святости наберутся, а там…» - отшельница Агафья Лыкова лишилась помощницы, о которой просила много лет
На пороге зимы отшельница Агафья Лыкова из Хакасии осталась без помощницы.

Еще одна зима в Хакасии станет испытанием для отшельницы Агафьи Лыковой

Фото: пресс-служба РТУ МИРЭА (Лев Кузьмин)

Зима близко, а отшельница Агафья Лыкова из Хакасии снова осталась без помощницы. Как она встретит в одиночку самую суровую в году пору? Об этом рассказал «КП» - Красноярск духовник Карповны, иерей Игорь Мыльников.

«Уедешь – погибнешь»

Отшельница живет одна, без своей семьи, на лесной заимке вот уже 36 лет. До ближайшего жилья оттуда больше 200 километров, настоящая глухомань. Кругом – непроходимая тайга, дикие звери (это территория заповедника «Хакасский»). Добраться туда можно только по реке или по воздуху – дороги нет.

Но друзья с «большой земли» не бросают Карповну. Бабушку опекают инспекторы заповедника. Кроме того, два раза в год навещают волонтеры московского технологического университета (РТУ МИРЭА). С ней постоянно на связи представители Русской православной старообрядческой церкви. Также огромную помощь оказывают Агафье меценаты-предприниматели. Экспедиции на ее заимку, разумеется, устраивают за свой счет.

Без поддержки ей никак: отшельнице уже 79 лет, здоровье нет-нет, и подводит. А перебраться из тайги в деревню она не может. Здесь родилась, здесь и упокоится. «Тятенька еще мне сказал: «Уедешь отсюда – погибнешь», - поясняет Агафья Карповна.

Вот и несет свой крест: трудится (без перерыва на выходные) да беспрестанно молится. И почитает такую жизнь за счастье. «Я не одна, со мной Бог», - повторяет она, а лицо освещается детской улыбкой. Недаром глава РПСЦ митрополит Корнилий назвал ее примером святости.
В гостях у Агафьи - Владыка Корнилий. Фото: РПСЦ, Московская митрополия, чтец Иван Нуйкин.

В гостях у Агафьи - Владыка Корнилий. Фото: РПСЦ, Московская митрополия, чтец Иван Нуйкин.
По заветам отца

… В конце августа исполнилась мечта Агафьи: у нее появилась помощница. Об этом отшельница просила много лет.

Помощников-мужчин к ней отправляют регулярно. Но очень уж хотелось Карповне, чтобы рядом была женщина. Конечно, одних с ней убеждений (Агафья относится к старообрядцам Белокриницкого согласия).

Ведь у лесной молитвенницы правила очень строгие, их завел еще ее отец, Карп Осипович. Если что-то не по ней, отрежет сразу: «Так не можно!». И спорить бесполезно.

Словом, прижиться на заимке не просто: нрав у отшельницы крутой, иначе здесь и не выстоишь. Таёжная закалка!
Прижилась, но не вернулась

Новая помощница, казалось, ей под стать. 67-летняя Александра Колмакова приехала из деревни в Эвенкии. Это Крайний Север, земля охотников и добытчиков. И к тяжелому труду приучена, и лютыми морозами не напугаешь.

Агафья радовалась, как ребенок: напекла пирогов с морковью, свежего хлеба (шел пост, мясные и рыбные блюда были под запретом).

Постепенно они нашли общий язык: вместе работали, вместе молились. Так прошла пара недель. А потом Александра засобиралась обратно.

- Предполагалось, что за это время она поможет Агафье подготовиться к зиме, - поделился с «КП» - Красноярск иерей Игорь Мыльников. – И станет понятно, уживутся ли они. Ее заберет вертолет, а дальше будет принято решение: возвратится ли на заимку.

В итоге Александру вывезли на «большую землю». А обратно она не вернулась.

- Сами понимаете: человеку 67 лет, - разводит руками Игорь Мыльников. – Возраст солидный, к тому же толком неподготовленная.

Видимо, жизнь в таких суровых условиях оказалась ей не по силам. Да и работать наравне с Агафьей сможет далеко не всякий.

Взгляды развели

Напомним, в прошлом году у Агафьи была другая помощница. И – надо же совпадение! – тёзка. Агафья Федоровна родом из Уругвая, с 2009 года живет в России. Ей под 50, пятеро детей, а внуков 26.

- Ой, какую красивую привезли мне, ой, красивую! Ой, подружка моя! – ликовала отшельница.

Они довольно быстро наладили отношения. Разговаривали, как будто давно знакомы. Агафья Федоровна взяла на себя часть хлопот по хозяйству, но… На таежной заимке она провела примерно полгода. Начались проблемы со здоровьем. Потом на них наложились другие, более серьезные (две Агафьи относятся к разным течениям в старооборядчестве, помощница – беспоповка, отрицает «истинное» духовенство).

В конце концов, гостье пришлось уехать.

Не щадит себя

Кстати, единственной из женщин-помощниц, кого приняла заимка, оказалась коренная москвичка Надежда Усик. В 90-е годы она пять лет прожила бок о бок с отшельницей, была ее послушницей. И Агафья не хотела ее отпускать. (В одной из своих публикаций «Комсомольская правда» в Красноярске рассказала ее удивительную историю).

- Работа-работа, что такое праздность, Агафья не ведает, - вспоминала Надежда Николаевна в разговоре с нашим корреспондентом. - Из-за этого у нас порой возникали споры. Мне как мирской было невдомек: «Зачем сажать СТОЛЬКО картошки?». Но надо понимать: голод Лыковы пережили страшный. Сейчас ее дом на высоте 1100 метров, это считается нормальным. А раньше они жили на высоте 1700. Там часто заморозки, губили посевы. Останется картошки только-только на посадку. Тогда всей семьей «уходили на голод». Питались одной травой. От голода умерла ее мать. Поэтому так повелось: сколько можешь, столько и сажай! Как-то у нас была очень суровая осень. В октябре ударил мороз, -25, половина урожая картошки осталась в пашне. А копали без перчаток, можно сказать, из-под снега. Но для нее нет преград: холод не холод, надо – делаем.

Агафья работает так много – самоотверженно, не щадя себя – что может за день не присесть, забывает поесть. Что для отшельницы в порядке вещей, для других может быть непосильно. Но она такая. Благодаря этому, скорее всего, и выжила.
Картошка из-под снега

Как же сейчас Агафья?

- Позавчера мне звонила, - сообщил «КП» - Красноярск директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий. - Поздравила меня с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Передала, что все у нее хорошо. Пока на заимке она одна, но рядом кордон, где живет наш инспектор. По возможности он всегда помогает. Так что Агафья Карповна под присмотром.

Скоро ей предстоит самое сложное в году время – зимовка. В тайге уже несколько раз выпал снег, но ещё не лег, рановато.

- Да и для Агафьи он тоже не к месту, - продолжает Виктор Непомнящий. – Она тут поделилась напастью: не успела выкопать еще всю картошку! А так продукты ей завезли, недостатка ни в чем нет.
От домика Агафьи до ближайшего жилья - больше 200 км.

Не тяжело ли будет – на заимке без подмоги, одной?

- Готовим для нее нового помощника! – заверил «Комсомолку» иерей Игорь Мыльников. – Будем рассказывать, давать ЦУ: как там жить, как вести себя с хозяйкой. Ведь все едут к ней с умилением: ой, святости наберутся, а там… Конкретные трудности. И к ним надо быть готовым.

krsk.kp.ru

Добавить комментарий

Комментарии  

А вы ей туда направьте ABVGATa и вопрос будет решен.
Гламурная отшельница, на вертолете ей всё доставляют.
В книге В.Пескова Таежный тупик " отшельница" примерно с середины 80 годов пользуется благами цивилизации, повышенное внимание к ней выработало иждивение. На вертолете( отшельница) налетала больше чем мы с вами. Помощников на заимке больше чем пионеров в отряде.
Переселить ее в подсинее на дачи и вопрос решен