Коровы и кони тормозят поезда в Хакасии
Фото: КрасЖД

Железнодорожники бьют тревогу. Такого на Красноярской магистрали в Хакасии, пожалуй, не было никогда. В настоящее время бродячий скот стал настоящей бедой для КрасЖД. Что делать с безнадзорно пасущимися животными, которые не только гибнут под поездом, но и наносят существенный ущерб железной дороге? Может быть, их ловить и передавать в колбасные цеха? Или показывать, к примеру, бродячих коней как диких мустангов за деньги туристам?

Или лучше уже наконец серьезно взяться за безответственных хозяев КРС, лошадей и овец, заставляя их объединяться и нанимать пастухов? Или пасти по очереди, как в других регионах?

Жестокая смерть под поездом

По утрам хозяева просто выпускают в степь домашний скот на самовыгул. Скотина идёт в поисках пастбищ, и железная дорога не становится препятствием на её пути. День солнечный, птицы поют, провода гудят – ничто, кажется, не предвещает беды. Скот мирно пасется вдоль железнодорожного полотна, или прямо на нём, отгоняя хвостами назойливых насекомых. Вдалеке появляется поезд, гудящая махина приближается, машинист тормозит, но многотонная железная машина не в силах остановиться сразу…

Страшная статистика

Самые проблемные участки с бродячим скотом в Усть-Абаканском и Аскизском районах. В 2023 году в Абаканском регионе Красноярской магистрали было зафиксировано 128 случаев нахождения скота на пути или рядом. Машинисты применили 37 экстренных торможений, в том числе произошло 27 наездов на животных.

За первое полугодие этого года в Хакасии зарегистрировано 16 случаев столкновений с подвижным составом.

Так, в начале мая на перегоне Кирба - Хоных машинист грузового поезда, увидев на пути корову, применил экстренное торможение, но тщетно. Животное погибло, а локомотив получил механические повреждения.

Коровы и кони тормозят поезда в Хакасии

Спустя два дня на перегоне Подсинее - Минусинск под состав попали 11 коз, 8 из них погибли. Экстренное торможение не помогло.

Случаи наезда на бродячий скот произошли также 14 и 15 июня на Аскизской дистанции пути.

Всего же в этом году только в Аскизском районе ежемесячно регистрируется порядка 30 случаев безнадзорно пасущихся животных вблизи или на железной дороге. И каждый из них – потенциальная опасность схода грузового поезда, которых здесь пропускается до 3 тысяч в месяц.

Гибнет скотина, гнется железо

Скорость груженого состава – 60-80 км в час, его невозможно остановить мгновенно – тормозной пусть составляет от 800 метров до одного километра.

Столкновение с коровой или лошадью, вес которых 300-400 кг, неминуемо ведет к повреждению локомотива. Как минимум, животное ломает механизмы и оборудование поезда, которое первым принимает удар, выходит из строя тормозная система. В более серьезных ситуациях кроме подвижного состава могут быть также повреждены пути и контактная сеть.

Все это влечет за собой задержки в графике движения поездов. Кроме того, в случае с пассажирским поездом могут пострадать люди.

Не стоит забывать и о том, что по железной дороге перевозятся опасные грузы. Это создает дополнительные риски в случае нештатной ситуации, в том числе – и для самих местных жителей.

Ну а если посчитать и косвенные потери, которые несет в этом случае РЖД, то речь идёт о миллионах рублей.

Машинист всегда на страже

Избежать серьезных последствий зачастую удается – благодаря бдительности и профессиональным действиям локомотивных бригад. При выходе крупного животного на путь перед приближающимся составом, у машиниста есть всего несколько секунд, чтобы принять меры. И если не предотвратить столкновение, то хотя бы минимизировать возникающие риски.

Машинист эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II Иван Скворцов знает все проблемные участки дороги, где выходит скот. Сам не раз применял экстренное торможение, но смириться с этим не может.

«Всегда едем по опасным участкам с особой бдительностью, предельно внимательно следим за дорогой и обстановкой на прилегающей территории. Но несмотря на это, случаи попадания животных под поезд происходят регулярно. На некоторых участках в Аскизском, Усть-Абаканском районах все очень серьезно. Скота очень много, выпас его бесконтрольный. Я забыл, когда видел пастухов. Кони, коровы, овцы ходят сами по себе, переходя через пути туда-обратно, где вздумается и придется. Если КРС в основном ходят утром и вечером, то кони еще и ночью. Их трудно заметить, они быстро передвигаются, выскакивают впереди. Столкновения с лошадьми не избежать. В окрестностях Аскиза беспризорно пасущийся скот можно встретить в любое время года, даже зимой. Поэтому мы всегда предельно внимательны, ведь животные непредсказуемы и могут выбежать в любой момент. Любое препятствие на пути является угрозой безопасности движения поездов», – говорит Иван.

Экстренная остановка – дополнительная нагрузка

Да и сама по себе экстренная остановка поезда на современной железной дороге – ситуация не простая, рассказывает и.о.главного инженера Абаканской дистанции пути КрасЖД Степан Кашперский:

«Железная дорога за последние годы очень сильно изменилась – вес груженых составов увеличился вдвое и больше, они идут быстрее, увеличилась пропускная способность, то есть поездов пропускается больше, интервалы между ними сокращаются. Это раньше он мог остановиться на перегоне и дальше легко продолжить путь. Сейчас же, если состав весом 7-12 тыс. тонн остановился с применением экстренного торможения, предотвращая наезд на скот, создается дополнительная нагрузка на путь. И потом, прежде чем отправить состав дальше, у нас уходит больше часа на то, чтобы убедиться в целостности и безопасности объектов инфраструктуры. Поэтому остановка – это еще и использование людских резервов, задержка грузов и пассажиров».

Колючая проволока

Чтобы предотвратить выход животных на пути, железнодорожники устанавливают километры специальных ограждений, защитных барьеров вдоль полотна.

Только в Аскизском районе таких скотоизгородей установлено порядка 130 км по обе стороны от путей. В настоящее время новые ограждения монтируют на перегонах Чертыковский - Камышта, Камышта - Уйтак (порядка 20 км).

Это могло бы полностью решить проблему, если бы не несколько «но».

Дело в том, что владельцы животных периодически не только ломают изгороди для беспрепятственного возвращения скота с пастбищ, но еще и крадут с нее проволоку.

Каждый месяц у железнодорожников в среднем уходит до 15 дней на восстановление изгородей – поправку и замену столбиков и проволочного ограждения.

Кроме того, не везде в Хакасии можно устанавливать такие ограждения. Например, на опасном отрезке дороги от станции Ханкуль до станции Ташеба любые земельные работы, в том числе установка скотоизгородей, запрещены из-за наличия на участке объектов археологического наследия.

«Железная дорога – стратегически важная для государства артерия. От ее бесперебойной работы зависит экономика регионов. И вопрос бродячего скота должны решать не железнодорожники – нужна ответственность владельцев скота, решения со стороны властей, нужны пастухи, контролируемый, организованный выпас скота», – считает Иван Скворцов.

Железнодорожники уверены: решить проблему выхода безнадзорного скота на железнодорожные пути можно только совместными усилиями – властей, правоохранительных органов, общественности и самих владельцев.

Что могут и должны местные власти

Не можем говорить за всех, но вот в Аскизском поссовете утверждают, что борются с вольными выпасами. Но сделать это без помощи законодателей и правительства республики не удается: народ упрямый и каждая копейка на счету. В настоящее время на территории Аскизского района нет ни одного организованного стада с пастухом ни в одном муниципалитете.

«В части границ населенного пункта у нас максимум два километра в сторону Абазы - остальное - территории Аскизского, Бельтирского, Есинского сельсоветов. Вокруг поселка гуляет аскизский, бельтирской скот.

Люди уклоняются от организованного выпаса, так как животных держат много, а оплата высокая. Люди живут в основном только подсобным хозяйством. На сходах граждане говорят, что для них даже 500 рублей за голову - большая сумма. А без оплаты нет и пастухов. Много раз я поднимал вопрос в Верховном Совете Хакасии, на аграрном комитете. Нужна финансовая поддержка для оплаты труда пастухов, которые на зиму остаются без работы», – поясняет глава Аскизского поссовета Сергей Энграф.

Наказание за самовыгул

За безнадзорный выпас скота законодательством РФ предусмотрена ответственность для его владельцев, которой они стараются избежать. В частности – не чипируя животных, чтобы в случае столкновения с поездом невозможно было установить владельца.

По закону, крупный рогатый скот должен быть промаркирован и поставлен на учет до 1 сентября текущего года, а овцы и козы — до 1 сентября 2026-го.

Как рассказали транспортные полицейские, в прошлом году на участке Абаканского ЛО МВД России было зафиксировано 69 происшествий, связанных с нарушением правил по выпасу скота и его прогону через ж.д. пути. И больше всего – на территориях Аскизского и Усть-Абаканского районных муниципалитетов. В этом году – уже 47. На нарушителей законодательства составлено 12 административных протоколов.

По каждому факту полицейские проводят проверку, информируют глав администраций МО, проводят профилактические беседы, объясняя людям, что они обязаны соблюдать правила выпаса скота. При этом, штрафы для владельцев безнадзорно пасущихся животных составляют всего лишь 100 рублей, для должностных лиц – до 300 рублей. Конечно, эта мера несущественная, чтобы в корне изменить ситуацию.

 «У нас участки пастбищ для выпаса определены, отмежеваны. Но если стадо не организовано, то по Правилам содержания сельскохозяйственных животных ответственность за выпас скота несет владелец. Мы ведем работу по выявлению бесхозных животных и привлекаем к административной ответственности. Около 40% сельхозживотных на сегодня зачипировано, полный план - до 1 сентября. Сканером можно будет считать и определить владельца животного», – поясняет Сергей Энграф.

Коровы и кони тормозят поезда в Хакасии

Душа не болит у хозяев

После беседы с главой Аскизского поссовета удивляет вот что. Если владельцам животных безразличны тревоги железнодорожников – опасность схода поезда от столкновения со скотом, вероятность того, что пострадают пассажиры и подвижной состав – то почему у них не болит душа за собственный скот? Ведь это же их имущество, которое они могут в любой момент потерять?! А это гораздо больше, чем оплата пастуха!

«В феврале этого года был случай, когда животное попало под локомотив, и мы его вытащить никак не могли в час ночи, выдергивали двумя автомобилями. Почему в этот момент рядом с нами не было владельцев животных? Тогда бы они, возможно, по-другому посмотрели на проблему» – говорит Степан Кашперский.

Если отвлечься от эмоций: владелец домашнего животного, который не следит за тем, где гуляет его скот, должен понимать всю ответственность наказания в полной мере в случае происшествия. Это могут быть не только штрафы, но и судебные иски о возмещении ущерба со стороны ОАО «РЖД». Безответственность может обойтись хозяевам в десятки, а то и сотни тысяч рублей.

А если из-за столкновения пострадают люди, то вступят в силу другие, более жесткие юридические нормы – вплоть до уголовной ответственности.

Фото в материале: КрасЖД.

Добавить комментарий

Комментарии  

вот кто оказывается сдерживает вывоз красного угля
Интересно, а как в советское время было? И КРС больше было, и поезда чаще ходили.
В СССР безнадзорного скота, практически не было. В Совхозах, понятно весь скот под присмотром пастухов и чабанов. У частников тоже в массе своей скотина в стаде ходила. А те редкие случаи, когда сами по себе паслись - ловили объездные, конторы в каждом совхозе были. и хозяину, если объявлялся выставляли счёт за потраву совхозных полей. Совхозов, и даже, крупных хозяйств нет. Фермерам проще экономить и выпускать скот на самовыгул. У мелких частников (кто для себя скотину держит) ещё хуже, их мало и пастуха нанять проблематично. за тарелку супа работать никто не хочет. Э-эффективность фермерства налицо. )))
Сейчас после прививок на узелков.дерматит у всех животных должны быть чипы . если под шкурой то сканером считывается хозяин ,или на ухе .Если нет чипов то значит ветврачи не работают .Или обработка это показуха .
Впереди локомотива летит дрон и периодически отстреливает шумовые гранаты. А если корова упорствует, может и настоящий взрывпакет приложить...
С такими тарифами РЖД легко может себе позволить огородить пути, как это и делается в других странах...