Татьяна Краснова: Будет очень обидно, если целевой набор в этом году в Хакасии просядет
Фото: 19rusinfo

Как известно, с 1 мая изменился порядок организации целевого обучения в учреждениях среднего профессионального образования и вузах. Решение актуализировать действующий порядок принято федеральным кабмином в конце апреля. Поэтому возникает закономерный вопрос, смогут ли субъекты федерации, в том числе и Хакасия, адаптировать систему образования к новому порядку организации целевого обучения.

Ответить на этот актуальный вопрос любезно согласилась ректор Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, доктор экономических наук Татьяна Григорьевна Краснова: 

- Действительно, в организации целевого обучения в системе высшего образования, а также по программам СПО произошли достаточно большие изменения. Они закреплены постановлением правительства Российской Федерации №555, которое принято 27 апреля сего года. Оно вступило в действие, с 1 мая все изменения в силе, и предстоящая приемная кампания должна пройти уже по новым правилам.

Какой механизм действовал ранее по целевикам? Абитуриенты и их родители обращались к работодателю или заказчику целевого места. Заказчиком мог выступить как работодатель, так и министерство, и ведомство, к которому относится тот или иной работодатель.

Вот такой пример приведу. Министерство здравоохранения Республики Хакасия являлось заказчиком, а работодателями выступали больницы республики. Они ежегодно в ХГУ заказывали от 50 до 55 целевых мест.

Абитуриент обращался к заказчику и заключал с ним договор о целевом обучении. С этим договором он приходил к нам во время приемной кампанию. И мы учитывали этот договор при поступлении. Министерство высшего образования и науки выделяло нам целевые места. Бесплатные целевые места.

Что происходит далее? Целевиков с договорами может быть не 54, а 100. Тогда между ними по целевым кодам разыгрывается конкурс. Все конкурсные документы выстраиваются по рейтинговой системе. И у кого результаты ЕГЭ выше, тот по целевому набору и проходит.

В соответствии с целевым договором они обучаются, получают стипендию от Минздрава Республики Хакасия. Проходят практику в тех больницах, к которым они прикреплены. Потом целевики идут трудоустраиваться в эти больницы после окончания обучения. Такой механизм действовал.

В настоящее время порядок организации целевого обучения изменен. Создана единая платформа – она называется «Работа в России». На этой электронной площадке каждый работодатель, каждый заказчик должен отразить свою потребность и заполнить еще много информационных полей. В том числе, показать, какие виды поддержки он будет оказывать обучающемуся. Это может быть стипендия или предоставление практики и даже компенсация проживания в общежитии.

Абитуриент подает заявку на целевое место через госуслуги на этой же электронной площадке. Словом, на госуслугах формируется заявка на поступление с учетом платформы «Работа в России», с учетом квоты и с учетом потребности работодателя. 

 - Татьяна Григорьевна, правильно я понимаю, что теперь могут претендовать на это целевое место не только ребята из Хакасии, но и представители других регионов? 

- Да, на обозначенное работодателем целевое место могут претендовать абитуриенты из других регионов. На электронную платформу могут зайти ребята из Красноярского края и Тувы и увидеть, что, например, республиканской больнице требуются специалисты в таком-то количестве. Абитуриент имеет возможность выбрать, в какой ВУЗ, на какую специальность, на какое направление подготовки он будет поступать по целевому договору.

А это как раз очень большая принципиальная разница. Причем он может выбрать только одно целевое место, только в один ВУЗ. Раньше он в ХГУ мог выбрать, куда пойти - на направление психологии или на лечебное дело. Сейчас это сделать невозможно: он должен выбрать одно целевое место.

Есть еще один важный нюанс. Если при внимательном изучении договора с заказчиком что-то смущало, абитуриент с высоким баллом мог участвовать в простом конкурсе, освободив целевую квоту. Сейчас это сделать невозможно. Если он заключил договор на целевое место, он по целевому договору и поступает. И если он от него отказывается, тогда он сможет перейти только на платную систему обучения. На бесплатное место, даже при высоких баллах, этот человек попасть не сможет.

Второй аспект, на который необходимо обратить внимание. Изменены сроки заключения договора. До 10 июня работодатели должны на электронной площадке «Работа в России» обозначить свои потребности в целевых местах. Срок очень небольшой, времени остается немного, и это самый большой риск для сегодняшних поступающих. Система новая, еще не апробированная.

Третий момент новизны заключается в том, что раньше законодательством не определялось, сколько у заказчика или работодателя должен проработать выпускник, который прошел обучение по целевому договору. Это могло быть сколько угодно лет. И заказчик мог сам определить, это могло быть и семь лет, и сколько угодно.

Сейчас четко определено - не более пяти лет. От трех до пяти лет специалист должен отработать, если он проходил обучение по целевому договору. В противном случае он должен возмещать деньги, потраченные на его обучение. Так предусмотрено законодательством.

В нашем университете доля целевых мест ежегодно составляет где-то в пределах 13,5 процента. Во всех вузах страны доля целевых мест - от 10 до 15 процентов. У нас в прошлом году было 232 целевых места. Самое большое их количество по направлению «Лечебное дело» - 54 места.

Обращаю внимание на то, что новизна состоит в том, что до 10 июня нужно определиться, на какое целевое место абитуриент поступает, заключить договор. Зайти на эту площадку, посмотреть, какие работодатели нуждаются в целевиках, и делать это очень быстро. Раньше у нас времени было значительно больше на это. И целевики могли это сделать до 10 июля, на месяц больше. Это существенно больший срок и легче принимать решения. А здесь у нас получается, что некоторые еще не сдали ЕГЭ, а им нужно уже принять решение.

Какие плюсы? Плюс в том, что на платформе «Работа в России» можно увидеть все целевые места на все вузы России, а также на те формы поддержки, которые работодатель готов предоставить. Это большой плюс, потому что раньше это увидеть практически было невозможно и только в процессе встреч и бесед с работодателем можно было об этом узнать. Я считаю, это, конечно же, достижение этой системы.

В чем минус? Медики на специалитете учатся шесть лет, далее в ординатуре два года, то есть человек восемь лет обучается. Но уже сегодня он должен выбрать организацию, куда потом пойдет работать. Представляете, через восемь лет. А за такой промежуток времени очень многое может измениться. И это достаточно сложно. Сложно что-то изменить, что-то перезаключить. Впрочем, и в старой системе целевого обучения такие моменты были. И сейчас этот негативный нюанс остается. И это минус.

Второй минус – это по времени. Сократилось время выбора. Сейчас самая горячая пора у абитуриента, то есть он находится сегодня еще в школе, сдает ЕГЭ, у него совершенно другие обстоятельства, другие хлопоты, а в это же самое время он уже должен определиться с целевым местом.

И это тоже для нас пока проблематично. И мы еще не знаем, как этот год мы пройдем. Возникающие вопросы планируем обсудить на совещании в комитете по образованию, культуре и науке Верховного Совета Хакасии под руководством Оксаны Владимировны Развариной. В нем примут участие представители Верховного Совета, организаций высшего образования и исполнительной власти.

Мы будем обсуждать, как же нам таким образом организовать процесс, чтобы в этом году не получилось провала с целевыми местами. Очень будет обидно, если мы их не заполним. Такого ни разу не было. А вот из-за сокращения сроков риски есть, а времени на раскачку у нас нет. 

- Вот вы обозначили количество целевых мест в госуниверситете - 232 целевика, это 13,5 процента. Это соотношение регламентировано или так по факту сложилось?

- Эта система по целевым местам действительно по факту сложилась. В принципе, объем целевых мест можно наращивать. Дело в том, что сейчас очень сложно увеличивать контрольные цифры приема на бюджетные места. Очень сложный процесс.

- А прием целевиков осуществляется на бюджетные места?

- Да, это исключительно бюджетные места. И по целевым местам ситуация немножко лучше. Если регион доказывает, что целевых мест больше, значит, есть возможность. Я думаю, что у нас есть большой потенциал по педагогическому образованию, учитывая нехватку учителей в школах. Поэтому при распределении контрольных цифр приема в вузы легче всего добиться выделения дополнительных целевых мест, нежели простых, бюджетных мест. Нам предстоит в эту систему встраиваться, отрабатывать и пытаться получать большее количества мест на следующий год. 

- Полагаю, еще одна проблема заключается в отраслевом раскладе целевых мест. Мы прекрасно понимаем, целевики решают проблему острой нехватки врачей, медсестер в Хакасии. А как учесть кадровые потребности других отраслей - промышленности, энергетики? Есть ли уже сегодня представление о том, сколько целевых мест требуется частному бизнесу?

- У нас сегодня, как я уже сказала, самый большой удельный вес целевиков в медицине. Потому что много лет работаем по решению этой проблемы, все отработано в этой части. Согласно контрольным цифрам приема, 50 процентов целевых мест для медиков, на всех других специальностях 10-15 процентов от бюджетного набора. Это немного.

То есть основное сосредоточение сегодня – это на первом месте мед и на втором месте педагогика. Вот пока это выглядит так.

Здесь во многом еще зависит от работодателя. Он обязан трудоустроить прошедшего обучение целевика. И работодатель чаще всего неохотно идет на заключение договора о целевом обучении, потому не уверен, какая у него будет ситуация через пять лет.

Только большие крупные корпорации идут на заключение договора о целевом обучении. Некоторых работодателей останавливает необходимость предоставить обучающемуся какую-то социальную поддержку. Не все работодатели готовы платить студенту даже дополнительные 2000 рублей в месяц по разным причинам, в том числе и объективным причинам.

А это в свою очередь существенно тормозит процесс. Изучаю ситуацию по стране и я вижу, что на первом месте везде медицина-педагогика, в некоторых регионах еще и нефтегазовый комплекс хорошо целевиков заказывает. 

- О дефиците кадров в бюджетной сфере всегда есть информация. Чего не скажешь о частном бизнесе. В связи с чем возникает вопрос, какая структура станет связующим звеном между учебным учреждением и работодателем – Минобрнауки или Минтруд? 

- Сегодня на уровне правительства Республики Хакасия это не определено. В каждом регионе может быть один координатор либо несколько. Чаще всего, действительно, где-то им является Минобр, где-то Минтруд. У нас долгие годы координировало все вопросы Министерство образования и науки. На предстоящем совещании это будет один из важнейших вопросов. Я полагаю, все-таки нужно определить одного координатора. Когда нянь много, дитя без глаза. Я с вами согласна.

Беседовала Любовь Жиц