Ситуация с вывозом твердых коммунальных отходов в Хакасии снова обострилась. Особенно это касается частного сектора, жители которого не могут добиться от регионального оператора по обращению с ТКО добросовестного выполнения своих обязанностей.
Правительство Хакасии дало компании «Аэросити-2000» очередной срок на то, чтобы исправиться. Сколько раз этому монополисту давали последний шанс, уже не счесть. Многократно звучали угрозы расторгнуть контракт с оператором, но от слов к делу по непонятной для всех причине власти республики не переходят.
Глава Хакасии дал крайний срок «Аэросити-2000»
«Аэросити-2000» выполняет функции регионального оператора в Хакасии с 1 января 2019 года, и все это время отрасль сотрясают скандалы. Жители республики крайне недовольны услугой, качество которой за эти четыре года так и не смогли вывести на должный уровень.
Почему Хакасия не может решиться расторгнуть контракт с оператором, и как должна происходить эта процедура? Мыслями на этот счет с редакцией 19rusinfo.ru поделился заведующий кафедрой конкурентного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы, член экспертного совета по энергетике Госдумы РФ, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Хакасии Андрей Тенишев.
«Монополисты в Хакасии будут жить неплохо, пока в правительстве есть их адвокаты»
- Андрей Петрович, оператор «Аэросити» откровенно говоря, проваливает работу в республике, но контракт с ним все равно не расторгают. Что скажете про эту ситуацию?
- В интервью вашему информационному агентству в 2020 году я впервые сказал, что у Хакасии есть огромные проблемы с региональным мусорным оператором. Прошло четыре года с начала его работы в Хакасии, и проблемы продолжаются. То есть, они возникли не сегодня и не вчера. Чтобы четыре года правительство республики не могло навести порядок в этой сфере - это абсолютный абсурд!
Причем заметьте, тогда компания «Аэросити» выиграла конкурс на право быть региональным оператором в двух зонах - Хакасии и на юге Красноярского края. И там, и там сразу начались проблемы с вывозом мусора. Посмотрите новости соседнего Минусинска за 2020 год - статьи, репортажи о том, что город засыпан мусором.
Федеральная антимонопольная служба провела проверки и там, и там. Проверили, как прошли эти торги, честно ли, с нарушениями или без. В Красноярском крае к усилиям ФАС подключились краевое правительство и прокуратура. Результат: «Аэросити» изгнали с территории Красноярского края, отменили результаты торгов, провели новые и выбрали регионального оператора. Кто-нибудь слышал о проблемах с вывозом мусора в Минусинске? Все, проблема решена, причем еще тогда, в 2020 году, кардинально.
Правительство Хакасии пошло совершенно другим путем. Оно начало с этим псевдомонополистом нянчиться, воспитывать, вести какие-то переговоры. Результат какой? Проблема не решается. Читаю новости о том, что прошло очередное совещание. Гениальная управленческая мысль - после четырех лет работы правительства и «Аэросити» прозвучало, что нужно составить графики вывоза мусора. А что раньше думали? Если такими темпами идти дальше, будем еще лет десять в Хакасии мусорные завалы наблюдать. Это первое.
Второе. «Аэросити» вопреки сложившимся стереотипам не сам мусор вывозит. Какой-то объем сам, но большую часть - подрядные организации. Оператор собрал деньги и его задача - организовать работу через подрядчиков. Кто-то проверял, сколько денег дошло до этих коммерсантов? Огромный вопрос. Вы спросите у подрядных организаций, что они получают от оператора, какова его роль, как посредника? Боюсь, что это некая паразитическая прослойка, которая просто собирает по республике деньги.
- В мае 2022 года Абакан погряз в мусоре как раз из-за долгов оператора перед подрядчиком - тот просто отказался от вывоза.
- Город деньги собрал, а услуга не была оказана. По-хорошему, нужна проверка по линии ОБЭП и прокуратуры. Если деньги есть, а работы нет, как минимум, это повод для гражданского иска, как максимум - для доследственной проверки.
- Как обычно проходит процедура «изгнания» оператора из региона?
- Через расторжение договора.
- Через суд?
- Да. Красноярский край это сделал в судебном порядке.
- Кто должен обращаться в суд?
- Сторона, заключившая договор.
- Почему тогда этого не происходит? Понимаю, вопрос не по адресу, но у вас же есть мнение на этот счет.
- Тут господин Курлаев (замглавы Хакасии, - прим.ред.) предложил тариф на вывоз мусора поднять. Компания собирает деньги, не выполняет обязательства, и звучит предложение еще ей больше денег дать. Мягко говоря, сомнительно и подозрительно. Ровно так же, как на сессии Верховного Совета он заявил, что, оказывается, с тарифом на тепло в Абакане все хорошо. Пока в правительстве есть такие адвокаты монополистов, эти монополисты будут жить как минимум неплохо.
Но функция местного правительства и Госкомтарифэнерго, как регулятора, в чем? Обуздать аппетиты монополистов, которые здесь есть, отстаивать права, интересы граждан, малого и среднего бизнеса, работающего на территории республики. Если чиновник правительства встает на другую сторону, наверное, ему не место в этом правительстве.
- Но Госкомтарифэнерго для того же «Аэросити» тариф сдерживает, а в некоторых зонах даже снижает.
- Госкомтарифэнерго, слава Богу, честно и добросовестно в этой части выполняет свою функцию. Да, он тарифы снижает. В правительстве, как видим, нет единства мнений. Одни чиновники выполняют свою работу честно и добросовестно, действия и заявления других, мягко говоря, не соответствуют полномочиям, которые они должны выполнять.
- Допустим, Хакасия все же расторгла контракт с «Аэросити». Как считаете, быстро регион найдет нового оператора? Привлекательна ли эта сфера для бизнеса?
- Привлекательна и вполне конкурентна. Нужно несколько месяцев на то, чтобы организовать и провести процедуру торгов. Расторжение контракта - тоже не одномоментная процедура. Эти два процесса можно синхронизировать по времени, и республика фактически не заметит смены оператора. Красноярский край, и не только он, это сделал грамотно. Когда регион меняет оператора по обращению с ТКО - нечастая, но вполне нормальная практика.
- Переживать, что сюда никто не пойдет из-за сравнительно невысоких тарифов на вывоз мусора не стоит?
- Я бы не сказал, что тарифы невысокие. Они неубыточные для бизнеса, это точно. Возможно, сверхприбыли здесь нет, но и убытков тоже.
Комментарии