ЕС упорно стреляет себе в ногу
Не пускаете нас на свою территорию? Тогда и мы не пустим вас к себе! Так решили в Российской Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), узнав о запрете нашим транспортным компаниям перевозить грузы по территории ЕС. И обратились с соответствующим предложением в правительство.
Глава Ассоциации — председатель транспортного комитета Госдумы РФ Евгений Москвичев в конце текущей недели направил письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову с предложением принять аналогичные ответные меры к тем европейским компаниям, которым пока еще разрешено передвигаться по России.
Напомним, запрет нашим фурам на перевозку грузов по странам Евросоюза был принят Брюсселем в рамках пятого пакета антироссийских санкций и начал действовать неделю назад.
Впрочем, уже 9-го апреля машины с российскими (а также белорусскими) номерами стали тормозить на польской границе. Из-за чего пропускная способность тамошних участков КПП упала в десятки раз. Что, в свою очередь, привело к транспортному коллапсу в регионе. А не плюйте в колодец, как говорится в русской пословице!
Запрещая передвижение наших фур по своим трассам (ограничения не распространяются на гуманитарные автомобильные перевозки и ряд жизненно важных товаров), евро-чиновники выказали иезуитскую радость от того ущерба, который претерпит, как они считают, экономика РФ. Ведь общий объем доходов российских предприятий по их, Евросоюза, направлению составляет порядка 210−230 миллиардов рублей с налоговыми отчислениями в 40−45 миллиардов. Серьезные цифры.
Действительно, есть, что терять. Но их собственный товарооборот с нашей страной куда больше. В рейтинге крупнейших импортеров из ЕС Россия на пятом месте после США, Великобритании, Китая и Швейцарии. А в рейтинге экспортеров — на третьем после Китая и США.
По данным Евростата, поставки в РФ из стран ЕС увеличились в прошлом году на 13%, составив по итогам 2021-го 89,3 млрд. евро. Куда перенаправят их брюссельские бонзы, если наше правительство примет предложение перевозчиков о зеркальных мерах? На Украину? В долг? С перспективой никогда его не вернуть?
Есть и другие данные — Минтранса Литвы. О том, что из всех фур, которые пересекали белорусско-литовскую границу в 2021 году в сторону ЕС, порядка 75% были российские большегрузы. А грузы везут, как правило, под заказ. Значит, кто-то в Европе их не получит, не сможет что-то произвести, продать, выплатить работникам зарплату…
Везли из России западным «партнерам» в основном сырье. Без которого их производства встанут. Или как минимум резко подорожают. В этом уверен Сергей Богданов, дальнобойщик с 27-летним стажем.
— Я объехал на фуре всю Европу, — рассказал Сергей Геннадьевич. — Одно время, например, возил в Петербург из Германии бытовую технику. На частном заводе, где ее производили, большинство работников были мигранты из бывших советских республик. Прибалты, казахи, а больше всего украинцев, видимо, потому, что недалеко от родного дома. Получали гроши по сравнению с зарплатами местных, но держались за работу.
Таких заводиков по всему ЕС немало, открывались они в 1990-х с перспективой на российский рынок и в расчете на дешевые рабочие руки из СНГ.
Так вот, если остановить сейчас наши перевозки к ним и их к нам, выживет тот немецкий заводик и аналогичные ему? Я думаю, вряд ли.
Поначалу, когда стало известно о санкционном запрете ЕС, в российском министерстве решили действовать «методом от противного». То есть, ответные запреты не вводить. Мол, не может пока страна без тех товаров, что везут к нам из Старого Света. А везут станки. Технические жидкости и запасные детали для автопрома. Дорогие машины. Бытовую технику и химию. Фирменные сласти. Алкоголь. Продукты из числа эксклюзивных. Как, например, пресловутый хамон с пармезаном, «засветившиеся» еще во время санкций «за Крым» в 2014-м. Многолетний отказ их поставок нам обошелся ЕС в сотни, если не миллиарды евро. Брюсселю показалось мало, хочет повторить?
В Минтрансе РФ дискуссия о запрете въезда европейских фур завершилась в минувший вторник в пользу чиновников. Те решили «пока понаблюдать», ограничившись «мониторингом поставок». Как будет вестись наблюдение, на какой срок оно вводится, не сказано. При этом уточняется, что «европейские транспортные компании воздерживаются от доставки грузов в РФ, так как в ожидании ответных мер видят определенные риски, вплоть до конфискации транспорта европейских перевозчиков».
Иными словами, вместо того, чтобы проучить и раз и на всегда научить западный бизнес жить своим умом, а не тем, что им навязывают их зацикленные на русофобии политики, решили в очередной раз «помониторить». В смысле, пусть идет, как идет, пока не «клюнет» в известное место? Как это случалось уже не раз.
Сколько было только за последние тридцать лет клятвенных обещаний США, англосаксов, того же Евросоюза, отменить санкции как минимум против отдельных наших отраслей. И что, отменили? Только все усиливают давление.
И вот теперь сами российские перевозчики в лице главы АСМАП депутата Евгения Москвичева взялись за дело.
— У меня нет сомнений в том, что нужно закрыть проезд европейских фур по нашей территории, — ответил на звонок корреспондента «СП» питерский дальнобойщик Анатолий Шилов. — Да, плохо все это — их санкции, наши «ответки». Но и не реагировать нельзя. Решат, боимся их, и продолжат нагнетать.
«СП»: — Да ведь товары нужные везете — вы им, они нам…
— Пусть перегружаются на таможне. А вся моржа будет нам! Как было, когда европейским фурам запретили въезд в Иран.
«СП»: — «Благодаря» все тому же «мировому гегемону» США.
— Вот-вот. Тогда западные перевозчики заключили договоры с российскими, наши подъезжали к Польше, брали ЕС-грузы и доставляли иранцам. Неплохо, помнится, мы на этом заработали!
Развивает тему Сергей Сапронов, лидер общероссийского движения «12 тонн».
«СП»: — Как считаете, почему правительство РФ не закрывает въезд фур на территорию РФ? Чего ждет? И примет ли предложение Москвичева?
— Осторожничают наши чиновники, как всегда. Закрывать надо однозначно. Нам терять нечего. Страна у нас большая, есть куда фурам ездить и что возить! А западникам их санкции все равно, что самострел. Судите сами. Отказались поставлять нам свои машины. Ушли с этого рынка. Тут как тут Турция, выкупившая в свое время акции «Форда», и Китай, наладивший производство линейки двигателей в Белоруссии. В том числе, европейского класса, экологичных. Что выиграют от своих запретов их инициаторы? Разве что отсутствие очередей на границах. А что получат? Подорожание услуг и товаров, снижение доходов, и, как следствие, заработка, а там и рост безработицы не заставит себя ждать.
«СП»: — Вы говорите, что российский бизнес международных автоперевозок не пострадает, но…
— Если это и случится, то не кризисно. Мы уже перестраиваем логистику, переориентируясь на Турцию через мост в Новороссийске. Возможен, думаю, транзит через Грузию. Да, расстояние увеличивается, но это наверняка будет компенсироваться ценовыми тарифами для «партнеров».
«СП»: — Сейчас российский бизнес получил немало бонусов для развития. Дальнобойщиков правительство не забыло?
— Введен мораторий на «Платон». Пока на полгода, но, мы все надеемся, что его продлят. А вот платные дороги сильно подорожали — на 120%. Для примера, проезд из Москвы в Краснодар и обратно обходится перевозчику почти в 13 тысяч рублей. Мягко говоря, накладно. Особенно, учитывая регулярные рейсы большегрузов в этом направлении. И таких примеров немало. А пути объезда в большинстве регионов не качественные и скорость движения по ним ограничена. Выходит «то на то»: в первом случае высокий тариф, во втором — теряешь время в пути, застреваешь из-за поломки на плохой дороге…