Сделает ли цифровой профиль гастарбайтеров более законопослушными?
Для облегчения контроля за приезжающими в Россию мигрантами, их статусом, с 30 июня 2025 года будет формироваться цифровой профиль иностранцев, включающий личные и биометрические данные, сообщает ТАСС со ссылкой на правительственное постановление.
Согласно опубликованному документу, въезжающим в Россию через любой пункт пропуска иностранным гражданам необходимо будет сдавать свою фотографию и отпечатки пальцев — это сведения послужат основой цифрового профиля. Этой работой уже занимаются Минцифры РФ, МВД, ФСБ, Минэкономразвития и Минобрнауки.
Кстати, как уточнили в министерские «цифровики», при желании иностранцы смогут сами сформировать этот профиль в приложении RuID — аналоге госуслуг для иностранцев, которую решено разработать в экспериментальном порядке. Заходящий в это приложение должен будет сообщить о своем приезде в Россию, а также получать необходимые услуги на территории государства — оформление медстраховки, запись в МВД и другие.
Эти новшества не коснутся граждан Белоруссии, детей в возрасте до шести лет, дипломатов и сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ и членов их семей, а также сотрудников аккредитованных в нашей стране международных организаций и их представительств, включая членов их семей.
Информация о цифровом профиле мигрантов впервые появилась еще в январе 2024 года, когда правительство РФ утвердило план мероприятий концепции государственной миграционной политики на 2024−2025 годы, в котором содержалось более 40 пунктов.
В марте 2024-го некоторые подробности раскрыл в своем телеграмм-канале вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. «Тема болезненная, но требующая тщательного подхода. Будет создан цифровой профиль приехавшего на заработки человека. Куда он перемещается, когда у него истекают разрешительные документы, где он проживает, с кем он проживает. Любой переход на другую работу, увольнение — все должно быть под контролем», — сообщил политик.
При этом, по мнению Неверова, «трудовая миграция должна обеспечиваться ответственностью работодателя в том смысле, что если человек приехал на работу, он работает у него, если был уволен — об этом сразу извещаются компетентные органы».
По словам эксперта по вопросам миграции, директора информационно-аналитического центра «Прогноз» Юрия Московского, готовящийся цифровой профиль иностранца, по-хорошему, уже десяток лет должен быть привычной практикой.
— Конечно, это необходимо делать. Причем такой профиль должен быть не только у иностранных, но и российских граждан. Впрочем, биометрия уже сегодня активно используется, как и дактилоскопия.
Например, получающие патенты иностранцы и ранее проходили дактилоскопию, а с прошлого года эта процедура стала обязательной для всех въезжающих в нашу страну на относительно длительный период — например, на работу. Впервые об идее цифрового профиля я услышал еще 15 лет от лиц самого высокого уровня, еще в период существования Федеральной миграционной службы.
«СП»: Почему она не получила развития?
— Возможно, эта процедура была бы введена раньше, технические возможности имелись, но ликвидация Федеральной миграционной службы в 2016 году привела к тому, что процесс приостановился. Кстати, с 1 января в аэропортах Москвы сдают отпечатки пальцев и биометрию в обязательном порядке иностранные граждане, прибывающие в Россию, за исключением некоторых категорий, скажем, дипломатов. Это осуществляется в рамках пилотного проекта. Процедуры занимают максимум одну-две минуты. Цифровой профиль — это несколько более расширенное начинание, представляющее собой, условно говоря, электронный паспорт.
«СП»: Как быть с иностранцами, прибывающими железнодорожным транспортом?
— Замечу, что названные процедуры аэропортах — это только начало. В дальнейшем их прохождение будет распространено и на лиц, прибывающих иными видами транспорта. Возможно, это будет происходить при пересечении границы, пока об этом информации нет.
«СП»: Это поможет остановить незаконную миграцию?
— В основном люди прибывают в страну на вполне законных основаниях, а потом, в силу разных причин, переходят в категорию незаконных мигрантов. Это может случиться из-за того, что человек не продлил вовремя срок пребывания, не заплатил налог или еще по какой-то причине. Это ведь не тот случай, когда некий злодей незаконно перебрался через границу и тайно живет у нас. Возможно, такие тоже есть, но основную часть составляют лица, незначительно нарушившие наше законодательство. Впрочем, на днях для таких была объявлена так называемая «миграционная амнистия».
«СП»: Поясните, пожалуйста.
— 30 декабря 2024 года вышел указа президента «О временных мерах по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в связи с применением режима высылки». Согласно документу, мигранты и их работодатели могут сообщить о себе необходимые сведения и получить законный статус.
Эта мера будет действовать до мая 2025-го. Ее принятие обусловлено пониманием в высших органах власти, что основная масса лиц, которых касается указ, люди законопослушные, но попали в некую жизненную ситуацию и теперь могут исправить положение, выйти из «тени».
Некоторые наблюдатели уже посчитали почему-то, что действие указа распространяется на всех мигрантов и поспешили заявить об этом СМИ. На самом деле, указа касается лиц, находящихся в специальном перечне, попадающие в него лишаются ряда прав — не могут открывать счета в банках, выезжать из своего района и так далее.
Логика указа понятна — у нас ощущается нехватка рабочей силы всех категорий, исходя из этого делаются такие послабления. В любом регионе требуются работники — от начальников цехов до уборщиц. У нас сегодня отсутствует, говоря марксистским языком, простое воспроизводство рабочей силы, это стратегическая проблема. Если ее не начать решать, она приведет к цивилизационному отставанию. Отсюда и такие решения правительства. Но в то же время вопросы безопасности требуют принятия особых мер, скажем, введения цифрового профиля мигранта.
«СП»: Получается, это разумный, хотя и несколько запоздалый шаг.
— Он ведь носит еще и профилактический характер. Человек, знающий, что сведения о нем, занесены в информационные базы, зачастую ведет себя по-иному. То, что у нас преступность если не упала, то не выросла, как могла бы вырасти, связанно именно с наличием баз данных. Человек понимает, что в случае совершения правонарушения, шансов скрыться у него все меньше.