В Курской области пошли первые посадки. Арестован топ-менеджер корпорации, которая отвечала за строительство оборонительных сооружений. Это дело уже называют началом большой чистки в приграничном регионе, глава которого на днях отправлен в отставку. Новая "метла" — вчерашний депутат Госдумы и сегодняшний врио губернатора Александр Хинштейн — получил карт-бланш от президента и — правда, пока ещё авансом — кредит доверия от жителей. Чего требуют от власти пострадавшие в результате агрессии ВСУ, читайте в материале Царьграда.
Первый пошёл. Кто сядет следующим?
Об аресте бывшего замгендиректора "Корпорации развития Курской области" Игоря Грабина в понедельник, 9 декабря, сообщила прокуратура региона. Его обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно — в необоснованном расходовании бюджетных средств.
По данным следствия, в прошлом году Грабин, отвечавший за взаимодействие с инвесторами, заключил договор и оплатил коммерческой фирме работы по строительству защитных сооружений на границе с Украиной. При этом работы были фактически выполнены и оплачены ранее другой строительной фирме. Фокус с двойной оплатой "облегчил" бюджет на сумму более 173 млн рублей. Вот уж воистину говорящая фамилия…
Топ-менеджер региональной корпорации развития с говорящей фамилией Грабин стал фигурантом уголовного дела о крупных хищениях на строительстве оборонительных сооружений//Скриншот поста из ТГ-канала прокуратуры Курской области
Ранее по этому факту проводилась прокурорская проверка и было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Статья предусматривает до десяти лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей. Однако сейчас речь идёт уже о злоупотреблении должностными полномочиями, повлёкшими тяжкие последствия. За это Грабин, если его вина будет доказана в суде, может отправиться за решётку на срок до десяти лет — без штрафа. Вроде как послабление, но фигуранту от этого вряд ли легче — суд отправил его на время следствия в СИЗО.
А грешники должны покаяться
Махинации при строительстве оборонительной линии в приграничье называют одной из причин внезапной отставки экс-губернатора Курской области. Учитывая масштаб хищений в регионе, надо полагать, арест Грабина не последний. Поговаривают, что под статью могут попасть глава региональной корпорации развития Владимир Лукин, а также заместители экс-губернатора Алексей Дедов и Роман Денисов, показания на которых якобы уже дал один из арестованных — замминистра обороны.
Народ требует жёстких чисток во всей вертикали власти//Скриншот комментариев дзен-канала Царьграда
Тем временем врио губернатора Александр Хинштейн, прибывший на новое место работы за день до первой посадки (пока, впрочем, в изолятор, но лиха беда начало), уже анонсировал большую чистку. Разворошить "осиное гнездо" требуют сами жители Курской области. Видимо, понимая народные настроения, Хинштейн подписал указ об отставке правительства региона и заявил, что без претензий примет увольнение курских чиновников:
Никаких претензий здесь нет и не будет... То же самое касается и тех людей, кто чувствует за собой какие-то грехи. Таким людям я сразу, на берегу предлагаю покаяться. Уверен, что это будет во всех смыслах правильно.
Один из первых выездов в статусе он совершил во Льгов, который ночью подвергся обстрелу ВСУ, чтобы лично проверить, насколько эффективно власти выстроили систему реагирования и устранения повреждений.
И минусы нашлись: людям приходится ждать, пока им выплатят компенсацию, после чего самостоятельно искать подрядчиков для ремонта. А на дворе зима и минусовые температуры. Но теперь, заверил Хинштейн, будет по-другому: стеклить дома будут сразу же силами муниципалитета, чтобы избавить жителей от лишних проблем.
"Буду жить на работе"
Почему нельзя было наладить оперативное взаимодействие с людьми раньше, отдельный вопрос к прежнему руководству. А проблем хватает. Хинштейн, кстати, подчёркивает, что от главы государства ему дан полный карт-бланш на действия: обычно только что назначенные чиновники не критикуют действия предшественников, считая это "неэтичным". Тут иначе:
Чем больше я погружаюсь в работу, тем сильнее убеждаюсь в правоте нашего президента о том, что в регионе востребован именно кризисный стиль управления. Времени не хватает катастрофически, потому принял решение сегодня остаться ночевать здесь в кабинете, благо, спасибо предшественникам, в комнате отдыха есть даже небольшой диванчик.
Следует отдать должное: пока это выглядит убедительно. Во всяком случае, местные жители и в соцсетях, и в личных беседах с Царьградом надеются на лучшее. Можно сказать, кредит доверия новому главе Курской области выдан.
Доведённые до бунта прежним губернатором беженцы выдали кредит доверия новому главе региона//Скриншот ТГ-канала "Суджа родная"
С другой стороны, загремевший за решётку экс-замруководителя "Корпорации развития Курской области" явно не последний чиновник, которому придётся отвечать "по всей строгости" (время такое, иначе люди просто не поймут, если выпустят "за недостаточностью улик", скажем, бывшего замминистра обороны Тимура Иванова или того же Игоря Грабина). Потому что и прежде в приграничном регионе, атакованном противником, было предусмотрено более ста мер поддержки, однако отчего-то грамотно распорядиться этим инструментарием не смогли. В результате накал страстей дошёл практически до народного бунта ("Первый русский" не раз рассказывал об этом), гасить который пришлось президенту — увольнением с поста губернатора Алексея Смирнова и назначением Александра Хинштейна.
"А мы какого сорта?"
А стонет население, оставшееся без жилья и средств к существованию, вот о чём. Самое большое возмущение вызвал тот факт, что поначалу региональные власти отказали жителям (временно) оккупированных территорий в компенсациях за утраченное жильё. Им предлагали подождать, пока захваченные ВСУ территории будут отбиты. А пока - пожить в ПВР или на съёмных квартирах. И раньше им даже арендную плату не компенсировали (теперь выплаты составляют 40 тыс. рублей для многодетных и 20 тыс. рублей для всех остальных). Недовольство вылилось в протесты. А затем, когда обратное решение всё-таки было принято под нажимом народа, власти не смогли организовать выдачу сертификатов "по справедливости".
Бывшая жительница занятой ВСУ Суджи Наталья Косинова рассказала Царьграду, что беженцы очень надеются на вмешательство нового главы региона. Сейчас сертификаты взамен утраченного жилья выдаются только льготникам, а список этих самых льготников пополняется каждый день. Сначала то были участники СВО и члены их семей, многодетные, чернобыльцы, ветераны боевых действий, инвалиды 1 и 2 групп. Потом люди стали ходить по кабинетам и жаловаться, поэтому список пополнился ветеранами труда, инвалидами третьей группы, семьями с детьми в возрасте до 18 лет.
И их много — тех, кто имеет право на льготы. А вот таких простых смертных, как я, без льгот, отодвинули вообще на десятый ряд. Пошло разделение беженцев на категории. А мы какого сорта? Когда я дождусь этого сертификата? Никогда. Ну пусть хотя бы 500 льготников идёт и 100 "обыкновенных" беженцев уже потом, после них. Это будет справедливо, согласитесь.
Для справки: на начало декабря поступило более 25 тысяч заявлений на получение жилищных сертификатов, при этом выдано в десять раз меньше — всего 2954 сертификата. При существующем темпе выдачи простая семья ещё не скоро обретёт свои стены. А именно этот фактор — отказ в сертификатах — стал ключевым для народных протестов, прокатившихся по региону в ноябре.
"Вы никуда не денетесь"
Но проблема не только в этом. Получателей сертификатов обязали купить на них жильё такое же по площади или меньше всего на 15% от предыдущего. И уложиться в это прокрустово ложе получится не у всех. Например, площадь дома Натальи Косиновой — 98 квадратных метров, поэтому она будет обязана купить жильё не меньше 82 квадратов. Но сертификат ей положен на 8 млн рублей, а цены на жильё в Курске сейчас космические.
У меня не получается на эту сумму купить квартиру, денег не хватает, потому что цены взлетели в два раза. Продавцы понимают, что сейчас из-за выдачи сертификатов ажиотаж, и говорят: куда вы денетесь, всё равно купите, берите ипотеки! А как гасить кредит? Мы посчитали, ипотека нам будет стоить 33% годовых. Это я в месяц должна почти 50 тысяч отдавать только за кредит, а у меня зарплата втрое меньше,
— сокрушается Наталья Косинова.
Цены на жильё в Курске резко выросли после начала выдачи сертификатов беженцам из приграничья//Скриншот сайта avito.ru
Ещё одна большая надежда суджан и жителей других пострадавших районов — на денежную выплату в размере 1 млн рублей. Напомним, беженцы получили единовременные пособия по 10 и 15 тысяч рублей, а затем ещё по 150 тысяч на закупку одежды, мебели и прочих необходимых вещей. Эти деньги многие потратили на аренду жилья, поэтому надеются, что власти примут решение о выплате ещё 825 тысяч рублей, чтобы общая сумма компенсации жителям приграничья, особенно Суджанского района, достигла миллиона. Наталья Косинова настаивает, что именно к суджанам должно быть пристальное внимание, так как их район полностью оккупирован:
У меня много знакомых в других районах области, которые даже не выехали из своих домов, но тоже считаются пострадавшими. Это Беловский, Большесолдатский, Кореневский районы, Льгов, Рыльск — люди у себя дома! Не все, конечно. Есть и разрушенные сёла, как и Суджа. Но нам всем выплатили по 150 тысяч. Они приезжают в Курск, оформляют выплаты и едут к себе обратно домой. Где справедливость? Почему нас всех под одну гребёнку причесали? Тех, кто эти 150 тысяч потратил на одёжку, кастрюли и ложки, и тех, кто получил деньги и положил их в банк?
Пойди туда, не знаю куда
Есть много и других нюансов, которые новой власти нужно учесть. А для этого — прежде всего, слушать и слышать людей. Например, до сих пор непонятно, как своим правом на сертификат могут воспользоваться те, кто эвакуировался в другие регионы. И таких людей очень много. Просто напомним здесь, что покинуть своё место жительства пришлось порядка 150 тысячам жителей области. Часть из них оказались очень далеко. Вот что пишет бывшая жительница Суджи, уехавшая за пределы Курской области:
Крик души одной из жительниц Суджанского района поддерживают многие пострадавшие от вторжения врага//Скриншот поста в ВК-паблике "Суджа родная"
Людей раскидали по ПВР всей страны, и теперь им сплошные неудобства. Например, размещённым в Подмосковье нужно ехать в Курск и открывать в местном банке счёт, а потом ещё раз вернуться за сертификатом. Это неудобно, особенно если в семье маленькие дети или люди с проблемами по здоровью, за которыми нужен неусыпный уход. Что делать тем, кто живёт в 1000 км от Курска? И почему нельзя оформить всё через банк того региона, где люди проживают на данный момент? Было бы федеральное распоряжение о регистрации и выдаче сертификатов по месту проживания, люди бы не мучились. Донести эти детали наверх и упростить людям жизнь — задача региональной власти.
Кроме того, женщина попросила нового главу региона разобраться и перестать гонять людей по курским и районным МФЦ, так как на получение сертификата до сих пор нет чётких указаний. Например, первоочередное право получения закреплено за ветеранами, но нет ясности за какими — боевых действий, труда (федеральное или региональные), ВОВ? И таких деталей, которые нужно "устаканить", масса. Беженцы надеются, что новый глава региона в ближайшее время встретится с беженцами и прислушается к их голосам.
Что с того?
В приграничном регионе новый губернатор, и список ожиданий к нему гигантский. Хинштейну досталось такое наследие, что разгребать придётся долго. Что должен сделать новый глава Курщины, чтобы народный бунт снова не дошёл до Москвы? С обездоленными людьми нужно быть в тесном контакте — этот урок, надо полагать, Александр Хинштейн выучил благодаря ошибке своего предшественника. Так же как и то, что не нужно бояться докладывать наверх о проблемах, чтобы они не переросли в катастрофу.
В первые дни работы ему это удаётся — например, министру строительства России Иреку Файзуллину он позвонил после посещения Льгова прямо в его день рождения — с вопросом о восстановлении разрушенных домов. Посмотрим, что будет дальше.
В любом случае, эта встряска со сменой только-только избранного губернатора Курской области Смирнова на депутата Госдумы, ранее не имевшего, в общем-то, опыта работы в исполнительной власти на региональном уровне, — сигнал для остальных. Взвинчивание народа до критической отметки будет караться жёстко. И хорошо, если просто увольнением.
Комментарии