В ноябре не показали встречу лидера партии с президентом, а коммунисты не поддержали бюджет
Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) привел результаты анализа телеэфира за ноябрь. В позиционировании парламентских партий произошли изменения. По объему выделенного времени КПРФ оказалась в самом конце, вторую строчку после «Единой России» заняли «Новые люди». Актуальными политическими темами на ТВ были встречи президента РФ с партийными лидерами и обсуждение бюджета на 2025 год. Депутаты-коммунисты его не поддержали, визита в Кремль руководителя КПРФ Геннадия Зюганова в ноябре не зафиксировано.
ЦИПКР вместе с отделом ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний традиционно замерили ТВ-время на освещение деятельности пяти парламентских партий. Как обычно, мониторинг проводился на следующих федеральных каналах: «Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ.
Ноябрьские результаты вышли за рамки средних значений многолетних наблюдений. Обычно ЕР, за редким исключением, занимает в эфире первое место, на втором чаще всего оказывается КПРФ, а вот дальше бывают различные варианты. Однако практически всегда последнее место доставалось «Новым людям». Но теперь случились серьезные перестановки: на второе место после ЕР вышли как раз «Новые люди», за ними идет ЛДПР, затем «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) – и только потом коммунисты. Причем распределение синхрона, то есть показа живой речи партийцев, показывает то же самое соотношение.
В исследовании ЦИПКР отмечается, что в ноябре 2024 года общий объем новостного политического партийного эфира возрос в два раза по сравнению с октябрем, составив 3 часа 43 мин. ЕР предоставили 43% времени, «Новым людям» – 18, ЛДПР – 17, СРЗП – 13, КПРФ – 9%. По синхрону у ЕР 39%, у «Новых людей» – 20, у ЛДПР – 17, у СРЗП – 14%, а КПРФ дали только 10%. То есть эфирные доли этой партии снизались в два раза – соответственно с 21 и 20%. При этом чаще всего коммунисты упоминалась в связи с отправкой нового гумконвоя в зону СВО, рассмотрением бюджета в Госдуме, с очередной годовщиной революции 7 ноября и дискуссиями по международной политике в аналитических телепередачах. Кстати, там КПРФ сохранила вторую позицию после ЕР. Также в исследовании ЦИПКР отмечается, что суммарный политический эфир явно возрос за счет внимания ТВ к встречам президента РФ с лидерами парламентских партий, а также к спорам вокруг бюджета на 2025 год. Еще, конечно, обсуждались и новая редакция ядерной доктрины РФ, и испытание ракетной системы «Орешник».
Уже давно установлено, что пока та или иная партия вписывается в информационную повестку власти, ее медийно и поддерживают. Но как только кто-то перестает соответствовать нарративам госпропаганды, то тут же вылетает из телеэфира. Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ», что видит в ноябре несколько объективных причин для перераспределения времени на ТВ. Во-первых, это действительно встречи партлидеров с президентом, а КПРФ оказалось единственной партией, которая не вписалась в эту повестку. Во-вторых, и эсэры, и коммунисты бюджет действительно ругали, «только у Миронова встреча с Путиным была, вот его партия и получила небольшое информационное преимущество». При этом традиционные мероприятия КПРФ 7 ноября в этом году были освещены менее подробно, чем обычно, и у Обухова пока нет этому объяснений. Точно так же он считает, что сложно рационально объяснить второе место «Новых людей», которые в ноябре ничем особым не отличились. Возможно, считает он, что хотя большинство соцопросов показывают рост рейтинга данной партии, на самом деле не все так однозначно, а потому ее решили информационно поддержать. «Во всяком случае, видно, что, согласно инерционному сценарию будущих выборов в Госдуму, и «Новых людей», и ЛДПР целенаправленно надувают. Вполне очевидно, что решено сохранить «Новых людей» в Госдуме и после 2026 года. А ЛДПР может и вовсе занять второе место на выборах, отобрав голоса у реальной оппозиции в лице КПРФ», – предположил Обухов.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заметил «НГ», что за освещением партий в медиапространстве обычно можно разглядеть или деньги, или рекомендации сверху по продвижению каких-то политструктур. К примеру, по его словам, «ЛДПР – это явный фаворит администрации президента, видно, как партию целенаправленно втягивают в информационную повестку». Что же касается «Новых людей», то, по мнению Мухина, можно предположить, что с их стороны были сделаны финансовые вливания в свою информационную поддержку. Однако возможно, и второй фактор привлекательности для ТВ тут тоже работает. И он напомнил, что раз парламентская кампания 2026 года уже на горизонте, то, судя по практике последних лет, как раз за два года и начинается подготовка информационного пространства в отношении партий, которые будут участвовать в выборах и побеждать. Причем регулярное упоминание той или иной партии гораздо эффективнее разовых информационных кампаний. И здесь видно, что в раскрутку КПРФ и СРЗП ресурсов любого вида пока не вкладывают. При этом Мухин подчеркнул: «Инерционный сценарий развития событий предполагает, что в Госдуме после 2026 года будут именно нынешние пять партий. А не какие-нибудь «пять минус один» или «пять плюс один».
Комментарии