Информационная служба мэрии Абакана любезно представила в распоряжение 19rusinfo.ru выдержки из интервью столичного градоначальника Алексея Лемина ГТРК «Вести Хакасия». Ответы главы Абакана действительно представляют интерес, причем не только для жителей административного центра республики. Законопроект о статусе столицы Хакасии вызвал бурную реакцию и получил неоднозначные оценки.
– Алексей Викторович, тема нашей встречи – то, что мы живём теперь в городе с новым статусом: Абакан получил официальный статус столицы. Давайте для начала разберёмся. О том, что город Абакан – столица Республики Хакасия, прописано в Конституции Республики Хакасия. Тогда что это за закон, и для чего мы так за него бились?
- Статьёй 71 Конституции Республики Хакасия установлено, что Абакан является столицей Республики Хакасия, а соответствующий статус определяется региональным законом. Этого закона пришлось ждать 29 лет. Первый законопроект появился 26 лет назад, и на протяжении почти трёх десятков лет закон не принимался по различным причинам. Главная из причин, как вы понимаете, это финансовая. Закон блокировался или Верховным Советом, или правительством Республики Хакасия в разные периоды времени. Факт оставался фактом.
Состоялось такое долгожданное событие для нашего города. Я напоминаю, что за это голосовали абаканцы, мы провели общественные обсуждения, и практически 75 тысяч жителей нашего города, это практически единогласно из тех, кто пришли на избирательные участки, проголосовали за принятие этого законопроекта.
Я поздравляю всех, говорю огромное спасибо абаканцам, Верховному Совету республики, фракции «Единой России», спикеру регионального парламента, который также являлся соавтором данного законопроекта и выступал в качестве докладчика.
– Получается, что редакция законопроекта, которую приняли в итоге депутаты Верховного Совета нынешнего, действующего созыва, отличается от того, что было 26 лет назад?
- Редакция законопроекта изменилась, это не первый, не второй и даже не третий вариант редакции. Николай Генрихович пытался выходить с такой законодательной инициативой, но, к сожалению, получилось только сейчас.
– Давайте перейдём к цифрам, к деньгам, из-за которых весь сыр-бор. Закон даёт право получать Абакану больший процент сборов по НДФЛ?
- Развивать город без ресурсов, в принципе, невозможно. Это понимает каждый здравомыслящий человек. Если мы хотим, чтобы Абакан развивался, чтобы появлялись у нас новые улицы, скверы, площади, чтобы появлялись новые места, удобные для жизни и отдыха горожан, – для этого нужны ресурсы, это вполне естественно и вполне нормально, и я считаю, что в этом должен быть заинтересован не только Абакан, но и должны быть заинтересованы и региональные власти, потому что, по сути, это большое, единое дело.
Муниципалитеты получают не так много доходов и не так много налогов, которые поступают в казну муниципалитета. НДФЛ относится к числу основных. Что такое НДФЛ? Это тот налог, который платится всеми теми, кто работает в нашем городе. Мы уплачиваем НДФЛ, который расщепляется в два бюджета: 85% от того, что уплачивают жители города Абакана (отмечаю – жители города Абакана!), попадают в региональный бюджет, 15% остаётся в городском бюджете. По цифрам: в 2023 году вот эта доля 85% в региональный бюджет составила свыше 5 миллиардов 600 миллионов рублей, в бюджет города Абакана попало всего 995 миллионов рублей. Мы говорим о том налоге, который город собирает, и нам из него остаётся только 15%. Закон, который принят, определяет, что в рамках реализации этого закона, всех тех основных направлений, которые должны осуществляться, городу будет предусмотрен дополнительный межбюджетный трансферт в размере не ниже 5% НДФЛ, собираемый в городе Абакане, который поступает в региональный бюджет.
Что такое межбюджетный трансферт? Межбюджетный трансферт – средства, которые предоставляются из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету. То есть из регионального бюджета в муниципальный бюджет, и он будет носить исключительно адресный характер. Эти средства невозможно будет использовать на содержание каких-то объектов, эти средства будут направлены адресно именно на развитие Абакана. Это может быть благоустройство, могут быть дороги, парки и скверы, но это будет определяться соответствующим соглашением между правительством Республики Хакасия и городом Абаканом.
– То есть это будут целевые деньги?
- Это будут исключительно целевые деньги на развитие Абакана. По нашим подсчётам, это около 300 миллионов рублей. Что значит эта сумма для Абакана? Вся городская программа благоустройства этого года, те деньги, которые городской бюджет выделяет на разные виды благоустройства, составляют как раз примерно эту сумму.
Это позволит нам в дальнейшем, конечно, расширить наши благоустроительные работы, предусмотреть новые важные проекты. Я могу назвать проекты, которые хотелось бы увидеть в рамках этой программы. Например, есть потребность, и не только у Абакана, а и у республики: нет пространства для проведения крупных и городских, и региональных мероприятий, например, концертов под открытым небом, места для проведения Чыл Пазы, есть территория, есть хороший проект, и мы неоднократно выходили к правительству республики: давайте мы сделаем такое пространство! Оно будет вмещать пять – семь тысяч зрителей, мы сделаем удобные трибуны, и мы сможем проводить такие мероприятия – и город, и республика, любого уровня. идея понравилась, но, к сожалению, на реализацию этой идеи не нашлось финансирования.
Назову сразу несколько объектов благоустройства, про которые жители столицы прекрасно знают, но до которых традиционно не доходят руки: сквер у РДК имени Кадышева, за который мы в этом году голосовали. Часть сквера находится в городе (прим.: в городской собственности), часть – в республике (прим.: в республиканской собственности), по этой причине он практически никогда не финансировался, и на нём не проводились никакие работы.
В этом году мы приступили к работе по Парку Победы. Это не просто парк города, это – главный патриотический парк нашей республики, парк совместного ведения. Мы выиграли конкурс, в этом году приступили к реконструкции, мы получили федеральные деньги – 106 миллионов рублей, только полная сметная стоимость превышает далеко эту сумму и составляет 200 с лишним миллионов рублей. мы прекрасно понимаем, что дальнейшая реконструкция ляжет на наши плечи. Эта программа, надеюсь, позволит нам консолидировать и объединить ресурсы и республики, и города для такого важного, значимого мероприятия.
Ещё один пример: сквер возле здания правительства Хакасии, вокруг Первомайской площади, это территория и республики, и города. Наверное, логично, это главное, центральное место, хотелось бы увидеть его в совсем другом виде. Идей очень много, идеи хорошие, и понятно, что не хватает средств на их реализацию.
При этом я ещё раз отмечаю: речь идёт о том НДФЛ, который уплачивается жителями города Абакана, это жители города выплачивают, и только 15% в настоящее время остаётся в нашем муниципальном бюджете. Все разговоры о том, что жители других районов, городов при этом получат средств безвозмездных поступлений, скажем так, это просто неправда. Это неправда, потому что норматив отчислений по другим городам не меняется. Допустим, как был он по Саяногорску 25%, так он и остаётся, этот норматив. С того НДФЛ, который собирается в Саяногорске, в бюджете самого города оставалось и будет оставаться 25%. Точно так же – по другим районам и городам. Кроме этого, я отмечаю, ежегодно у нас изменяется МРОТ, Правительство российской Федерации делает это своевременно, соответственно, заработная плата растёт, соответственно, НДФЛ, который уплачивается жителями города Абакана, он растёт. Например, по прошлому году: дополнительно региональный бюджет от НДФЛ, который собирается в городе Абакане, получил 831 миллион рублей. Это – дополнительные средства! По 2024 году мы прогнозируем, что это будет более одного миллиарда рублей. говорить о том, что другие муниципалитеты в связи с принятым законом недополучат, это неправильно, неверно, и я бы назвал это манипуляцией общественным мнением.
– То есть те, кто манипулирует общественным мнением, говоря Вашими словами, они считают, что то, что доля НДФЛ Абакана, которую Абакан перечислял в республиканский бюджет, ещё распределялась по другим бюджетам? Предполагается, что якобы вот это муниципальные образования недополучат?
- Я ещё раз отмечаю, что при всём при этом республика получит дополнительных доходов от города Абакана на следующий год в размере миллиарда рублей, а мы говорим о 300 миллионах. То есть 700 миллионов рублей как минимум допдоходов, которые пойдут в том числе на перераспределение. Размер отчислений, который пойдёт другим муниципальным образованиям, точно не уменьшится. Всё определяется законом о бюджете, и при формировании бюджета тот же Верховный Совет будет очень активно и пристально за этим смотреть и контролировать.
– Получается, если дополнительные 5% от НДФЛ будут определяться правительством, то есть целевые будут деньги, можно ли говорить о том, что правительство будет настаивать на каких-то проектах, и Абакан не будет иметь права голоса в данной ситуации?
- По сути своей, это должны быть объекты совместного ведения, и те объекты, в которых заинтересован и город, и республика. Это логично!
Я не совсем понимаю противостояние в этом вопросе. Зачем? Это одно общее дело, и те, кто приезжает в наш регион, в первую очередь приезжают в Абакан, и многие судят Хакасию по Абакану, и хотелось бы, чтобы Абакан преображался из года в год, и центральная часть города, и другие жилые районы города, мы должны быть совместно заинтересованы, и проекты должны быть совместные. Проект – хорошие, от этих проектов не отказывается никто, все говорят – да, это хорошие проекты, замечательные проекты, но на их реализацию средств нет. Закон позволит при хорошем, совместном, грамотном подходе определять приоритеты, мероприятия, это делается соглашением. В любом случае, я надеюсь, что это будет на встрече с главой Хакасии, мы будем определять, куда направлять средства, это – предмет совместного ведения.
У нас есть совместные проекты с Республикой Хакасия, замечательные, например, мы сейчас реализуем проект «Земля пяти стихий», мы его ещё не презентовали, но уже на территории города абаканцы видят стелы, пока ещё замотанные, активно выполняется благоустройство, совсем скоро будем презентовать. Хорошее дело, нашли, договорились и пошли работать. Не нужно заниматься противостоянием, нужно идти на развитие и идти на развитие совместно.
– Насколько я помню, на сессии Верховного Совета именно представители одной партии пытались саботировать это заседание и препятствовать принятию закона. Вы это считаете партийной обязанностью или партийным распоряжением? Почему так?
- Этот вопрос очень сильно политизирован, что неправильно. Он не должен быть политизирован, потому что это вопрос, в первую очередь, экономический, вопрос развития. Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему часть депутатов не пришли на сессию. Если они не согласны с законопроектом, надо было прийти на сессию и рассказать, почему, а не просто саботировать. Те представители партий, которые дошли до Верховного Совета, свою аргументацию высказали, и некоторые из них предложили не на 5% увеличить, а даже на 10%. В решении вопроса должны быть заинтересованы все.
Комментарии