Основатель алюминиевого гиганта "Русал" Олег Дерипаска летал в Японию на заседание Делового консультативного совета АТЭС. Азиатское турне не было частной инициативой — в Токио магнат представлял Россию. Вдали от зубчатых стен Кремля и берёзок у него "развязался" язык. Дерипаска ослабил галстук и в интервью деловому изданию Nikkei Asia наговорил такого, за что условного блогера из Рязани уже бы допрашивали. Подробности — в материале Царьграда.
В беседе с журналистом газеты Дерипаска не только раскритиковал огромные расходы России на оборону (Nikkei Asia озвучивает цифру в 220 млрд долларов), но и назвал СВО "безумием".
Если вы хотите остановить войну, сначала нужно прекратить огонь,
— цитирует Дерипаску Nikkei Asia.
Ничего не боится! Скрин: Nikkei Asia
Кроме того, в статье подчёркивается, что хоть первоначально олигарх и осудил спецоперацию, но в последнее время помалкивал. И интервью Nikkei Asia — его первая публичная критика СВО с тех пор, как в декабре 2022 года национализировали принадлежавший ему отель в Сочи.
Напомним, суд наложил арест на гостиничный комплекс "Имеретинский" стоимостью 1 млрд долларов, порт для яхт, владельцем которых являлась компания, аффилированная с Дерипаской.
Тогда в арбитраж обратилась администрация Образовательного центра "Сириус", потребовав расторгнуть договоры аренды участков под гостиничным комплексом, после чего передать их "Сириусу". 9 сентября 2022 года суд удовлетворил иск.
Дело широко освещалось в западных СМИ. Скрин: Financial Time
Газета Financial Time уверена, что произошло это не просто так. Дескать, власть таким образом "настоятельно рекомендовала" металлургическому магнату успокоиться с критикой СВО. С точки зрения западных журналистов, критикой являлось, например, его сообщение в телеграмме:
Нам нужен мир как можно скорее, потому что мы уже давно прошли точку невозврата. Это второе, в чём я с ним согласен. Весь мир после этих событий будет другим, и Россия будет другой.
Между тем этот комментарий от марта 2022 года кажется куда более аккуратным, чем лобовое заявление о "безоговорочном прекращении огня". Как это понимать? Россия должна поднять руки вверх, чтобы с Дерипаски сняли санкции?
Если точка невозврата пройдена, чего тогда переживать? Скрин: ТГ-канал Олега Дерипаски
Политолог Марат Баширов отмечает кое-какие факты из жизни возглавляемой Дерипаской компании:
По итогам 2023 года в состав "Русала" входят три иностранца из недружественных стран (Бернард Зонневельд, Кристофер Бернхэм — цэрэушник, кстати — и Кевин Паркер), которые имеют доступ к информации всей группы указанных компаний. В апреле 2024-го новая напасть: введённые санкции США и Великобритании в отношении российского алюминия угрожают экспортным поставкам "Русала".
Может быть, это и объясняет странное интервью иностранному изданию. Складывается впечатление, будто Дерипаска кричит между строк: я свой!
Зачем "расказачивать"?
Кстати, любопытны и культурные проекты алюминиевого магната. Буквально недавно разразился скандал, казалось бы, на ровной почве.
В кубанском городке Усть-Лабинск состоялся фестиваль казачьей культуры "Александровская крепость", который спонсировали структуры Дерипаски (магнат родом из тех мест). Его главным событием стала театральная лаборатория о расказачивании.
Только этого нам не хватало. Скрин: издание "Театръ"
На первый взгляд всё понятно. Расказачивание — это действительно одна из трагедий в истории нашей страны. Но есть нюансы. Во-первых, стоит ли давить на эти болевые точки? Тем более сейчас, когда общество и без "лабораторий о расказачивании" пытаются расколоть по идеологической линии, перессорить и столкнуть лбами. Одна только история безобразной травли ВПШ им. Ильина чего стоит.
Исследовать средствами театра немыслимые по своей жестокости факты (пытки, голодомор, людоедство) взялись в основном опытные российские режиссёры и драматурги, которых собрал самый известный в театральных кругах культуртрегер Олег Лоевский, более двадцати лет назад запустивший лабораторное движение в театре,
— хвалит лабораторию издание "Театръ".
Во-вторых, и главред (возможно, бывший) издания "Театръ" Марина Давыдова, и культуртрегер Олег Лоевский прославились тем, что выступали против СВО. Давыдова после февраля 2022 года стремглав сбежала за границу и оттуда одной рукой поливает грязью России, а другой пытается продвигает свои проекты в стране. Стало быть, на деньги Дерипаски? Неужели у крупного русского предпринимателя не нашлось других театральных деятелей и других тем для творчества?
Позиция Олега Дерипаски, который провёл на Кубани театральную лабораторию на тему расказачивания, может, и понятна. Запускать на этот тонкий лёд Олега Лоевского, забаненного всеми официальными институциями за вечную фигу в кармане и "Золотую маску" предыдущей версии, — это сразу перевести разговор в политическую плоскость. И он в неё перешёл,
— пишет телеграм-канал real cultras.
Что с того?
В интервью изданию Nikkei Asia Дерипаска делает ещё одно знаковое заявление, которое в контексте всего прочего наводит на кое-какие мысли:
Они [Кремль] меня не трогают, мы не трогаем политику.
Интересно, кто это "мы"? И можно ли рассматривать скандальную публикацию как некий ультиматум сил, от лица которых говорит Дерипаска? Ведь он человек "старой" формации. Не секрет, что некоторые бизнесмены из той тусовки привыкли к Куршевелям, сидят на теле России, сосут из неё соки и почему-то до сих пор считаются "эффективными менеджерами".
Возможно, это был намёк Путину, мол, я имею за спиной "куршевельское братство", оно будет сидеть тихо, только не нужно пытаться отрывать их от кормушки с нефтью, алюминием, никелем и так далее. Иначе они предадут.
Впрочем, они и так предадут. Тем более Олег Дерипаска наверняка не забыл 2009 год, когда на тот момент премьер Путин под камеры заставил его подписать невыгодный договор о судьбе принадлежавшему ему завода в городе Пикалёво. У магната не оказалось ручки для подписи, Путин дал свою. Когда дело было сделано, премьер строго сказал:
Ручку мою верните...
Безусловно, олигарх может держать в кармане фигу, угрожать, махать кулаком из Японии, но нет сомнений, что ему при любых раскладах снова придётся возвращать ручку.
Комментарии