Более четверти века этот предусмотренный Конституцией Республики Хакасия закон не принимался по разным причинам. Власти Абакана неоднократно предлагали региональным властям его принять.
Проект закона готовился в 1997 году, затем был отмечен в плане законотворческой деятельности Верховного Совета Республики Хакасия в 2006 году, далее идея о принятии такого закона обсуждалась на уровне правительства Хакасии в 2009 году.
В 2009 году была принята республиканская целевая программа «Столица Хакасии на 2010 – 2019 годы», в которой были предусмотрены вложения республиканских средств в транспортную, социальную, инженерную инфраструктуру. В рамках этой программы, например, как раз началось благоустройство Северной набережной. Но в 2011 году действие программы было приостановлено, и благоустройство набережной город уже завершал самостоятельно за счёт только городских средств. В 2013 году программа вообще прекратила своё существование. О необходимости принятия такого закона постоянно говорил руководивший городом Николай Булакин.
В июне 2020 года администрация Абакана обращалась с письмом в Верховный Совет Республики Хакасия с просьбой установить статус столицы Республики Хакасия принятием соответствующего закона. В дальнейшем эта тема уже не исключалась из повестки, и на протяжении всех этих лет городская администрация и Совет депутатов города Абакана планомерно работали над этим. В феврале этого года Верховный Совет Республики Хакасия выступил с инициативой провести общественные обсуждения и общественные голосование по проекту закона о статусе столицы Республики Хакасия. В общественных обсуждениях в марте 2024 года приняли участие 76 тысяч 475 человек, из них 74 тысячи 840 человек сочли принятие закона необходимым.
Сегодня глава Абакана Алексей Лемин, представляя законопроект на внеочередной сессии депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, это мнение абаканцев подчеркнул особенно:
«Конституция Республики Хакасия принята в 1995 году, закон о статусе до сих пор отсутствует. Законопроект разработан в целях установления статуса столицы Республики Хакасия, определения функций столицы и порядка их финансового обеспечения.
Финансовое обеспечение реализации органами местного самоуправления городского округа функций столицы Республики Хакасия предлагается за счёт межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в размере не ниже 5% от общего объёма налога на доходы физических лиц, полученного с территории городского округа – города Абакана и зачисленного в республиканский бюджет за отчётный финансовый год.
С вашего разрешения уважаемые депутаты сделаю акцент на некоторых важных аспектах. Я считаю самым важным и значимым, и с этим должны считаться все органы власти, что данный законопроект был подержан практически единогласно жителями города Абакана. На общественных обсуждениях за его принятие проголосовало 74840 жителей столицы.
Второе, но также немаловажное – минимальный норматив отчислений НДФЛ в муниципальные бюджеты в соответствии с бюджетным Кодексом Российской Федерации составляет 15% и такой норматив установлен только для Абакана, который, к слову, является основным источником формирования НДФЛ. Так вот единственным городом в Сибирском федеральном округе с минимальным нормативом отчисления 15% является Абакан. Для примера, Кызыл и Барнаул – 20%, Томск – 25%, Иркутск – 26,5%, Кемерово – 28,3%, Новосибирск, Красноярск – 30%, плюс ещё Красноярск получает часть налога на прибыль, Горно-Алтайск – 35%.
Уважаемые депутаты, вы понимаете: чудес не бывает, развивать город, тем более – столицу – без достаточных ресурсов невозможно.
Теперь в цифрах. НДФЛ платится всеми работающими жителями города. Общие поступления в 2023 году от жителей Абакана составил 6 миллиардов 636 миллионов рублей, из которых 5 миллиардов 640 миллионов рублей поступили в региональный бюджет, и только 995 миллионов рублей – в бюджет города, жители которого этот налог и платят.
Еще важный аспект – это то, что финансовое обеспечение данного законопроекта предлагается осуществлять посредством межбюджетных трансфертов. В этом случае в обязательном порядке будет соглашение и адресный порядок выделения инвестиций. То есть, в реализации законопроекта должен быть заинтересован не только город Абакан, но и Правительство Республики Хакасия должно быть в этом заинтересовано, потому что цели и задачи у нас всех – единые».
После жарких дискуссий, где аргументация варьировалась от популизма и формальных претензий до реальных фактов и доказанных суждений, председатель Верховного Совета Республики Хакасия Сергей Сокол поставил законопроект на голосование:
«Мы – за взвешенное решение, за то решение, которое просчитано исходя из наших скудных возможностей. 5% – это мало. Но для чего всё это делается? Для того, чтобы стимулировать город зарабатывать, другие муниципалитеты – зарабатывать, и это придумано не нами, и придумано как раз для этого. Я благодарю Ларису Николаевну Ефименко-Михайлову, которая произнесла эту мысль: надо не меньше тратить, а больше зарабатывать, по крайней мере, думать об этом надо. Мы пытаемся делить по мелочи вместо того, чтобы зарабатывать по-крупному. Такая возможность у республики есть, но почему-то никак не можем решиться этим воспользоваться.
Благодарю всех, кто работал над проектом закона. Закон – исторический, закон – важный».
По итогам голосования депутаты Верховного Совета Республики Хакасия приняли закон в первом и втором чтениях - «за» – 31 депутат, «против» – 3 депутатов. Закон вступит в силу 1 января 2025 года, уточняет отдел по связям с общественностью и СМИ администрации Абакана.
Комментарии