По поводу отвода белорусских войск на границе с Украиной в последнее время ходило много споров. И единого мнения на этот счёт нет до сих пор. Одни говорят, что это решение было согласовано с Москвой. Другие называют это чуть ли не предательством и призывают отреагировать на это бойцов ЧВК "Вагнер", расквартированных в Белоруссии. Мол, давайте с "маршем справедливости" идите на Минск. Но что произошло в действительности, никто толком не знает, а сейчас эта история получила неожиданное продолжение. Подробности читайте в материале Царьграда.
Так, ТГ-канал INSIDER-T, ссылаясь на свои источники, пишет, что решение Лукашенко отвести войска от границы с Украиной якобы не было согласовано с Москвой. Дескать, Кремль об отводе войск предупредили "буквально в самый последний момент, за минуту до публичных заявлений Александра Григорьевича". В руководстве России сочли поступок президента Белоруссии "неправильным и недопустимым", отмечает автор:
Ещё и говорится о каких-то переговорах с украинскими военными — теми самыми, которые ежедневно отдают приказы об ударах по мирным городам России, о расстреле наших пленных. Одним словом, крайне безответственное поведение, Путин уже дал Лукашенко понять, что это недопустимо.
Политическая инициатива
Лукашенко часто сам проявляет политическую инициативу в вопросе СВО на Украине. И очень часто это инициатива идёт поперек мнения Кремля и наших союзных отношений, отметил Царьграду военный волонтёр, политолог Алексей Живов:
В данном случае "деэскалация Лукашенко" позволила Украине перебросить войска на другие, более важные направления. Кроме того, Лукашенко сделал ряд заявлений, которые все интерпретировали как согласованные с Москвой. Хотя, вероятнее всего, это была личная инициатива президента Белоруссии, которая навредила общественному мнению в России.
Всё началось с этого — Лукашенко заявил, что напряжённости на белорусско-украинской границе больше нет. Поэтому приказал отвести оттуда свои войска. Первым отвёл от границы значительную часть своих подразделений Киев. И перебросил их на самые горячие направления — Донецкое и Харьковское.
Ещё Лукашенко добавил, что планирует обсудить дальнейшие действия с президентом России. Мол, "надо быстрее договариваться", и Белоруссия — не враг для Украины, где хватает "нормальных людей, особенно среди военных". Он уверен, что Москва готова сесть за стол переговоров, но пока украинская сторона при поддержке стран НАТО "воюет до последнего украинца".
МИНСК И КИЕВ ПРОВЕЛИ ТАЙНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ. СКРИН С САЙТА ЦАРЬГРАДА
Тогда же Лукашенко подтвердил, что белорусы взаимодействовали с украинской стороной, чтобы снять напряжённость на границе. Причём многие говорили, что эти переговоры были тайными. И исходя из информации INSIDER-T, это, видимо, оказалось правдой.
У ВСУ сейчас ситуация на фронте тяжёлая. Поэтому им определённо выгодно получить в оперативное распоряжение дополнительные резервы. При этом нам было выгодно, чтобы Киев продолжал держать свои силы у границы. И Белоруссия нам в этом помогала. Раньше помогала.
А может, это вброс?
Но связывала ли белорусская группировка на границе с Украиной боеготовые и боеспособные части ВСУ? Например, военкор Евгений Линин в беседе с Царьградом высказал сомнение на этот счёт, как и по поводу того, что решение об отводе войск не было согласовано с Москвой. Дескать, такие вещи имеют серьёзное значение как для Лукашенко, так и для Путина. А президент Белоруссии нашему лидеру многим обязан. Значит, подобная информация может быть обыкновенным вбросом. Возможно.
Группировка "Север" продолжает стоять на тех рубежах, которые она заняла в начале Харьковской операции. И ВСУ ничего не могут с этим сделать, хотя перебросили огромное количество живой силы, боеспособных бригад с различных направлений. Не могут выбить нас ни из Волчанска, ни из тех населённых пунктов, которые были заняты в ходе этого наступления,
— отметил военкор.
И действительно — у ВСУ сейчас нет возможности наступать на других участках. Они сейчас нацелены только на то, чтобы удержать свои позиции и не потерять новые населённые пункты. Но это им не удаётся.
Союзник поневоле
Но тем не менее не нужно питать иллюзий: как бы западная пропаганда ни рисовала Лукашенко марионеткой Москвы, белорусский президент никогда не перестанет быть самостоятельным политиком. Даже спасение его режима в 2020 году — а без безоговорочной поддержки Кремля он вряд ли бы удержался у власти — лишь на время убавило стремление вести собственную игру. Такое мнение высказал политический аналитик, публицист Юрий Голубь.
Царьград: Александр Григорьевич с 2014 года старался использовать конфликт России с Западом и Киевом в своих интересах?
Ю. Голубь: Да, он примерял роль единственного и безальтернативного миротворца. Не стоит сомневаться, претензии Виктора Орбана на позицию главного посредника в конфликте и одобрение этих претензий Кремлём вызвало у его белорусского коллеги приступ ревности. По всей вероятности, Лукашенко продолжает грезить продолжением минского процесса и даже тешит себя надеждой принудить к нему обе стороны.
— Зачем?
— Возможно, с точки зрения главы Белоруссии, это единственный способ сохранить самостоятельность от Москвы и получить прочное признание со стороны Запада.
— В этом контексте сепаратные переговоры с Киевом и отвод войск кажутся вполне логичным шагом.
— Именно. При этом, естественно, Лукашенко будет вовсю оправдываться и пытаться продать Кремлю это решение как важный шаг к урегулированию. В сущности, надо признать, что в СВО белорусский президент — наш союзник поневоле.
— Наша победа на Украине противоречит его интересам?
— Если Украина вернётся в состав России или в Киеве установится адекватный, более-менее нейтральный режим, Белоруссия автоматически теряет роль главного союзника Москвы, основного официального и неофициального транзитёра в торговле с Европой, и Минск ещё сильнее интегрируется в Русский мир.
Что с того?
Прямое участие в конфликте на Украине — а то и столкновение с НАТО — Лукашенко вполне может рассматривать как войну в чужих интересах. Размещение русского ядерного оружия в Белоруссии ему выгодно как гарантия мира, и терять этот шанс на мир он, очевидно, не хочет. Поэтому и принимает самостоятельные шаги, которые, как ему представляется, снижают эскалацию.
Если Владимир Путин действительно не был в курсе переговоров Минска и Киева, это, без всяких сомнений, радикально недружественный шаг. Сегодня Россия во многих отношениях зависит от Белоруссии, и Лукашенко этим беззастенчиво пользуется. Последуют ли за неофициальной реакцией какие-либо действия — сказать сложно. Но отношения Москвы и Минска могут всерьёз измениться.
Комментарии