За два года спецоперации беспилотники радикальным образом изменили поле боя, произведя в военном деле революцию, сопоставимую с той, что произошла в XX веке в связи с появлением танков. Что будет на следующем шаге развития этой технологии? Дроны станут средством преодоления позиционного тупика.
На днях противник представил новые варианты FPV-дрона "Королева шершней". "Королева" вдвое больше обычного дрона и способна нести 9 кг полезной нагрузки (обычный FPV-дрон может утащить к цели 4 кг груза). Враг планирует применять новый дрон в качестве:
- бомбардировщика для сброса тяжёлых боеприпасов;
- логистического дрона для доставки полезных грузов;
- материнского дрона-авианосца для доставки обычных FPV-дронов на большие расстояния;
- ретранслятора связи или сигналов для других беспилотников.
"Королеву" можно применять и в качестве обычного дрона-камикадзе с особо мощной боевой частью. В качестве таковой подойдёт даже противотанковая мина; что бывает с домами, куда наши штурмовики их забрасывают в качестве царь-гранат, Царьград уже показывал.
ТО, ЧТО НАЧИНАЛОСЬ КАК ИГРУШКА, ПРЕВРАТИЛОСЬ В БОМБАРДИРОВЩИК. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА "ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ"
Тяговооружённость "шершней" такова, что позволяет ставить на них лёгкую броню, которая защищает критически важные узлы от попадания дроби из гладкоствольных ружей 12-го калибра.
А мы отстаём?
Тут, конечно, можно вздохнуть о вечном русском "долго запрягаем", но отставание в данном направлении минимальное. Противник опробовал первых "шершней" весной текущего года, а уже 14 июня военный блогер Алексей Живов опубликовал видео испытаний русского тяжёлого мультикоптера "Перун", созданного бывшим бойцом ЧВК "Вагнер".
Будущее наступило. Представляем вашему вниманию ударно-транспортный БПЛА "Перун". Среди возможностей: десантирование в тыл противника, вывоз "трёхсотых", доставка БК и снабжения, бомбардировки, беспилотная артиллерийская установка. Это работающая платформа с опытом боевого применения. Входим в новую эпоху, когда у каждого десантника будет своё военно-транспортное средство,
— отметил господин Живов.
Идея сделать беспилотник, который мог бы таскать грузы массой в несколько десятков килограммов, и приспособить его к нуждам военных не нова. Над этим активно работают американцы. В 2017 году отечественная компания ARDN Technology (ОКБ "Авиарешения") успешно испытала беспилотник SKYF. Исключительно важной особенностью этой машины было то, что конструкторы разделили винты на несущие и рулевые. Несущие имеют большие лопасти и раскручиваются передачей от двигателя внутреннего сгорания, а подруливающие управляются небольшими электромоторами.
Благодаря такому решению SKYF можно производить без дорогих мощных электродвигателей, а основным источником энергии для него является не электричество, запасённое в дорогих и тяжёлых аккумуляторах, а обычный бензин. Как следствие, дрон имеет и выдающиеся лётные характеристики:
- максимальная грузоподъёмность — 250 кг;
- максимальная дальность полёта — 350 км (с 50-килограммовой нагрузкой).
ЗА РАЗМЕРЫ И МЕЛОДИЧНЫЙ ЗВУК РАБОТАЮЩЕГО ДВИГАТЕЛЯ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЗВАЛИ СВОЁ ДЕТИЩЕ "ЛЕТАЮЩИМ ТРАКТОРОМ". СКРИНШОТ TADVISER.RU.
А с учётом того, какие сложности испытывает наша страна с производством полупроводников и современных аккумуляторов, беспилотник, летающий на одном двигателе внутреннего сгорания, мог бы стать джокером в рукаве русской оборонки. В этом случае наша армия получила бы принципиально новые возможности по эвакуации раненых (беспилотник может улететь с бойцом с передовой сразу в тыловой госпиталь), подвозу боеприпасов и много чему ещё.
Мы могли только читать о подобном в научно-фантастической литературе, а сейчас это становится реальностью. Если уже сейчас, используя обычные дроны, нашим бойцам на особо опасные участки фронта доставляются вода, еда и б/к, то что говорить о таком монстре, как "Перун"
— прокомментировал разработку нашего нового дрона в разговоре с обозревателем Царьграда офицер спецназа ДНР в запасе Александр Матюшин.
Подрежем британцев на вираже?
Военные разных стран уже давно думают над тем, чтобы создать подразделения спецназа или аэромобильной пехоты на сверхлёгких летательных аппаратах. Подобные предложения озвучивались ещё в 90-е годы прошлого века. Правда, тогда в качестве транспортного средства рассматривались различные варианты мотодельтапланов. Но, как говорится, не взлетело.
Огромных успехов в реализации концепции летающего спецназовца добилась британская компания Gravity Industries. С 2017 года она испытает работоспособный костюм на основе реактивного ранца и вспомогательных сопел, контролируемых руками пилота. Систему уже используют в ходе морских и горных учений.
Проблема британского подхода в том, что он очень высокотехнологичный, а значит, дорогой и потому не массовый. Кроме того, избранная схема управления полётом не позволяет бойцу взять в руки оружие. В наиболее поздних моделях конструкторы попытались исправить этот недостаток, оснастив костюм дистанционно управляемым манипулятором с оружием. Но пока это выглядит как "костыль".
Взрывное развитие FPV-дронов и мультикоптеров даёт нам шанс подрезать англосаксов на очередном витке военно-технического прогресса, создав более технологичную и массовую модель воздушного транспорта.
Летающая пехота
Возможность совершать перелёты на более-менее приличные расстояния сразу выводит пехоту на новый уровень могущества, даёт ей такие возможности, о которых сейчас можно только мечтать.
Во-первых, против неё становятся бесполезными минные поля: аэромобильные подразделения просто перемахнут через них, высадятся в тылу врага и займутся истреблением штабов, складов, артиллеристов на позициях.
Во-вторых, по той же самой причине теряют свою смертельную эффективность артиллерия и миномёты. Против летающих подразделений очень сложно выстроить позиционную оборону.
В-третьих, летающей пехоте легче занимать господствующие высоты. Сейчас войска могут много месяцев рубиться в городских боях, пробиваясь к высотным зданиям через пару кварталов. Транспортные дроны позволят забрасывать на крыши самых высоких зданий десант, вооружённый снайперскими винтовками, FPV-дронами и прочим дальнобойным оружием, которое позволит взять под огневой контроль прилегающую местность на много километров вокруг.
В горных условиях даже небольшие летающие подразделения, как тузик грелку, порвут более многочисленного врага, который вынужден ногами топать по узким и крутым тропинкам.
Наконец, подобные подразделения игнорируют водные преграды. Имеющая их сторона может высаживать десанты и создавать плацдармы на стороне противника, что важно, сразу, а не после многомесячной "мясорубки", обеспечивая им достаточную глубину, чтобы инженерные подразделения могли наводить мосты для тяжёлой техники.
Если бы кто-нибудь ещё пару лет назад сказал, что русские штурмовики будут атаковать окопы противника на кроссовых мотоциклах, на него посмотрели бы как на дурачка. Какие мотоциклы, дядя?! На позициях стоят пулемёты, они всех покосят!
Однако реалии текущей войны таковы, что броня больше не даёт защиты от вражеского огня. Скорость и манёвр — лучшая защита атакующих бойцов. Беспилотники-наблюдатели уже сделали поле боя мотострелков трёхмерным; FPV-дроны стали универсальными убийцами людей, техники и укреплений , массовый транспортный дрон позволит оторвать пехотные подразделения от земли и даст им нужную мобильность для нанесения быстрых проникающих ударов вглубь обороны врага.
России нужно средство для большой континентальной войны. Следовательно, нам необходима:
- недорогая, массовая платформа, желательно — с двигателем внутреннего сгорания, чтобы страна не разорялась на батарейках;
- способная к полёту по заранее запрограммированному маршруту или под дистанционным управлением оператора;
- с жёсткой транспортной рамой, которая обеспечит перенос бойца в стоячем положении и позволит ему использовать оружие в полёте хотя бы одной рукой.
Ключ к успеху — возможность производить такие системы массово и массово же применять их на поле боя. Полагаю, что этот путь — одно из наиболее перспективных направлений по преодолению позиционного тупика и скорейшему достижению нашей Победы.