США прорываются в Центральную Азию через Астану и ООН
В Казахстане состоялась встреча секретарей Советов безопасности стран Центральной Азии. В мероприятии приняли участие секретарь Совбеза Казахстана Гизат Нурдаулетов, секретарь Совбеза Кыргызстана Марат Иманкулов, секретарь Совбеза Таджикистана Насрулло Махмудзода, секретарь Совбеза Узбекистана Виктор Махмудов и военный атташе посольства Туркменистана в Казахстане Аннамырат Ягмыров.
В таком формате стороны встречались впервые, что воспринимается многими экспертами как событие качественного политического и геополитического значения, связанного с переменами в мире и в регионе. «Буквально 10 лет тому назад такой ситуации в центральноазиатском регионе не было», — отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Имеется в виду то, что если первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступал как инициатор постсоветской экономической интеграции, то сейчас Токаев начинает позиционировать Казахстан в качестве флагмана развития центральноазиатского региона с новыми геополитическими траекториями.
По большому счету речь фактически идет о прощании Казахстана с общими признаками интеграции на постсоветском пространстве и переходе от западноцентричной к восточноцентричной системе международных отношений. Это на словах, так как на практике возникает вопрос удастся ли Казахстану сохранить намеченный вектор в развитии в ситуации при нахождения в зоне пересечения интересов сверхдержав и выдержать региональное геополитическое противостояние.
Токаев на встрече с секретарями Советов безопасности стран Центральной Азии не даk ответа на этот вопрос. Он только признал, что «большинство современных вызовов и угроз для региона имеют трансграничный характер, поэтому противодействие им требует объединения общих усилий», и призвал «совместно противостоять сторонним силам, стремящимся противопоставить страны региона друг другу и разобщить их». При этом он также не уточнил, о каких именно силах ведется речь, хотя призвал страны региона «вывести на новый уровень межгосударственный политический диалог и расширять торгово-экономическое взаимодействие».
Но самое интригующее в том, что Токаев призвал страны региона сосредоточить усилия на афганском направлении, указывая, что Афганистан «нужно активно вовлекать в региональные связи», потому что там «налицо определенные признаки стабилизации, оживления экономической ситуации», хотя «остаются высокие риски, связанные с активностью международных террористических организаций». В этой связи он подчеркнул актуальность создания в Казахстане Регионального центра ООН по Целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана в городе Алмата.
Дело в том, что c такой идеей президент Казахстана выступает не первый раз. Летом прошлого года он говорил, что «Казахстан ценит поддержку Европейского Союза этого проекта, призванного продвигать внешнеполитические инициативы и реализацию демократических преобразований и мирное сотрудничества между регионами и странами». Осенью того же года на полях 78-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялся первый саммит президентов бывших советских среднеазиатских республик в формате С5+1, где первым номером выступали США.
Они ставили задачу геополитически переориентировать регион на Запад, сфокусировать усилия дипломатического «контрнаступа» на южных рубежах России с обозначением «перспективных точек прорыва» в середине китайского проекта «Один — пояс, один- путь».
В коммюнике администрации президента Казахстана по итогам саммита в США формате прямо прописано: «Казахстан рассчитывает на поддержку США в создании в Алматы Регионального центра ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана».
Правда, оставался открытым вопрос о том, кто будет всему этому обеспечивать безопасность? Это-первое. Второе: США тогда решили не складывать яйца в одну корзину и стали разыгрывать геополитическую «карту» и Узбекистана, заявляя, что «Ташкент может стать главным двигателем усилий по интеграции стран Центральной Азии, крупным транспортным хабом, соединяющим восток и запад, север и юг».
По оценке Forbes, «такая инициатива Белого Дома была направлена на создание торгового коридора между Индией, Саудовской Аравией и Европой, что является «шагом к возвращению США на глобальную арену геостратегической борьбы».
И вот сейчас Токаев, говоря о Региональном центре ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана, вообще не упоминает Россию, Китай и Иран, играющих заметную роль в развитии событий в Центральной Азии и в Афганистане. Поэтому по сути этот проект Токаева является несколько модернизированным планом США по противодействие российскому, китайскому и иранскому влиянию в формате Центральная Азия — Афганистан, хотя выгоды для стран региона от сотрудничества с Россией, Китаем, да и Ираном не перекрываются обещаниями со стороны США и их союзников.
Не получается и с проектами, альтернативными российскому и китайскому торговым и инвестиционным программам, а переориентация транспортно-коммуникационной инфраструктуры на маршруты, обходящие Россию и Иран, наталкивается на объективно существующие ограничения. Другое дело, если Токаеву, разыгрывая «карту» геополитической конкуренции между США, Россией, Китаем и Ираном удастся привнести в Центральную Азию важные и востребованные в регионе инвестиции, технологии, инициативы.
Но пока на горизонте такого не просматривается. Проблема в том, что Центральная Азия не имеет доступа в Мировой океан, а логистика оказывается в зависимости от транзита через третьи страны с антиамериканскими региональными и глобальными игроками, которые не поддерживают рост американского присутствия в регионе. Если в этом деле Астана подставляет плечо Вашингтону, то в вопросе купирования региональных угроз ей, видимо, что-то обещают, и она рассчитывает на поддержку США.
Встреча в Астане секретарей Советов безопасности стран Центральной Азии считается этапом подготовки шестой консультативной встречи глав государств Центральной Азии, которая пройдет в Астане 9 августа. Казахстан готовит «Стратегию развития региональной кооперации «Центральная Азия — 2040», в которой приоритетом обозначается укрепление международной субъектности Центральной Азии. Пока очевидно то, что Вашингтон после ухода из Афганистана, проявляет желание вернуться в регион через Астану с прикрытием предложения по созданию регионального центра ООН.
Что касается России, то она внимательно следит за попытками Запада вколотить кол в сердце ЕАЭС. Глава МИД России Сергей Лавров признал, что страны-участницы ЕАЭС и ОДКБ испытывают «колоссальное давление» со стороны Запада. По его словам, «хотя Россия с пониманием относится к вынужденной осмотрительности партнёров в условиях внешнего давления, мы ожидаем, что наши союзники не будут предпринимать шагов, противоречащих их обязательствам в ЕАЭС и ОДКБ» .
Комментарии