Единственный период с невысоким рейтингом у ВВП был во время «рокировки»
«Один политический цикл заканчивается, другой политический цикл начинается. Но работа в интересах России, российского — русского и всех других народов Российской Федерации, не прекращается», — такими словами Владимир Путин завершил 6 мая встречу с правительством, которое сегодня, 7 мая, после инаугурации президента уйдёт в отставку.
После инаугурации начнётся пятый президентский срок Путина. На каждом из этих периодов полномочий он решал разные задачи, да и сам был разным.
Каким будет Путин версии 5.0, и чем запомнились четыре предыдущих президентских срока рассказал «Свободной прессе» директор Центра политического анализа Павел Данилин.
Путин 1.0 (2000−2004 гг.)
— Первая четырехлетка Путина — это этап нормализации жизни российского общества. Наши недостатки, связанные и с советским периодом, и с «лихими девяностыми», начали исправляться. Экономика оттолкнулась от днища, и стала улучшаться, к гражданам приходило понимание, что бандитский беспредел — это зло.
«СП»: Можно это назвать моментом, когда к людям стало возвращаться самоуважение, уважение к Родине?
— Да, и это всё — дорогого стоит.
Стал наводиться минимальный порядок во власти. Появились полномочные представители президента в округах, началась работа с региональными элитами, которые в 90-е годы стали слишком бесконтрольными.
Законодательство начали приводить в соответствие с Конституцией России. И, конечно, важный элемент этого периода — борьба с олигархами.
Россия расплатилась с кредитами МВФ, что было очень важно, потому что эта организация все время требовала, чтобы мы за кредитный долг ухудшали социальное положение граждан: повышали тарифы, сокращали льготы и так далее.
От этого удалось избавиться, и мы за ту четырехлетку смогли удержать страну от распада, победить международный терроризм в войне на Северном Кавказе, а во время первого президентского срока Путина появилась крылатая фраза: «Россия поднимается с колен».
Путин 2.0 (2004−2008 гг.)
— Вторая четырехлетка Путина — это мощный экономический рост за счет хорошей для нас конъюнктуры на международных рынках сырья.
«СП»: Позже этот период стали ностальгически называть — «тучные годы». Но пока они шли — звучала критика, что Россия садится на «углеводородную иглу».
— Критики было много, как внутри страны, так и извне. В те годы начались первые столкновения с США на геополитической почве. Американцы сделали ставку на ослабление России, стали всячески продвигать ограничительные меры против России. Особенно — после того, как Путин занял твердую позицию по агрессии США в Ираке.
Европа на тот момент не поддерживала США в том, чтобы обложить Россию санкциями, но канцлера ФРГ Шрёдера американцы свергли в 2005 году, президент Франции Ширак сам ушел в 2007-ом.
Параллельно с попытками вбить клин между Россией и Европой, США сделали акцент на отрыв от России стран постсоветского пространства, в первую очередь — Украины.
Мюнхенская речь Путина дала понять Западу, что Россия имеет свое мнение, и будет укрепляться в ответ на угрозы.
Путин 3.0 (2012−2018 гг.)
— В начале третьего срока Путина было ощущение, что мы экономически достаточно сильны, чтобы совершить качественный скачок как в развитии промышленности, так и по уровню жизни. В 2013 году мы впервые обогнали Германию по таким экономическим показателям, как ППС (паритет покупательной способности) и ВВП.
Это стало сигналом для Запада, чтобы усилить противодействие развитию России. Американская администрация убеждала ЕС, что нужно сдерживать русских, иначе они станут безраздельными хозяевами континента.
В 2013 году президент США Обама перешел от угроз к делу, и начал санкционную войну против России под предлогом нарушений прав человека в «деле Магницкого».
И в то же время Штатам удалось сменить власть на Украине в результате государственного переворота.
«СП»: У Путина и перед выборами-2012, и в первые два года после избрания, был не самый благополучный рейтинг, а на площадях правила бал разнообразная оппозиция — от прозападных «белоленточников» до «рассерженных патриотов». Но воссоединение с Крымом переломило ситуацию, именно благодаря этому событию рейтинг президента взлетел до небес. Вы согласны?
— Нет, не согласен. Единственный период с маленьким рейтингом у Путина был во время «рокировки». Все остальное время он поддерживался серьезным большинством граждан. Но «крымский консенсус», безусловно, сделал сторонниками Путина тех, кто до этого были его критиками. После этого его рейтинг стал не просто высоким, а подавляющим, в результате чего выборы 2018 года прошли для него триумфально.
Путин 4.0 (2018−2024 гг.)
— О своем четвертом сроке Путин очень емко, но и подробно, сказал сам — 6 мая, на встрече с уходящим в отставку правительством.
Здесь и ковид, и сложная пенсионная реформа, и СВО, и тяжелые испытания санкциями. Но Россия прошла этот этап успешно, без провалов.
Путин, кроме всего прочего, оказывал важное «терапевтическое» влияние на общество. Его уверенность, спокойствие — действовали успокаивающе, вселяли в граждан ощущение надежности.
«СП»: Павел Викторович, каким вы видите пятый срок Путина, и каким будет сам президент в версии 5.0?
— Чисто по-человечески, я могу предположить, что Путин понимает: он уже вошел в историю. И для него важно остаться в этой истории со знаком «+».
Никогда Россия не жила так хорошо, как при Путине. Но нужно это сохранить, а для этого — не проиграть в ходе конфликта с Западом. Выход из конфликта на победной основе, чтобы на внешнем контуре поняли: русских не победить — это главное для Путина сейчас.
О том, чего можно ожидать от пятого срока Путина, и от самого президента на этом историческом этапе «Свободной Прессе» рассказал генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«СП»: Алексей Алексеевич, Путин сказал, что заканчивается один политический цикл, начинается новая страница. Какой она будет, с вашей точки зрения?
— Я думаю, что Путин будет использовать образ социального консерватора. Социальные проекты станут главными, тем более, что это закреплено поправками в Конституцию от 2020 года. С ориентиром на улучшение жизни граждан Путин выстроит новое правительство, а майские указы будут уточнять и очень серьезно дополнять социальную повестку дня.
«СП»: О каких майских указах идет речь?
— Президент не изменит своей традиции, и после инаугурации, думаю, выпустит новые майские указы. Они будут посвящены строительству социального государства.
«СП»: А как будет развиваться глобальное противостояние на мировой арене?
— Оно будет переходить на язык ядерного шантажа, но я не думаю, что произойдет катастрофа.