Новая реальность прямо сейчас формируется не только в экономике, но и в сфере адвокатской деятельности. Благодаря цифровизации эта сфера окончательно избавляется от грехов, в которых ее много лет обвиняли. О том, как меняется адвокатура и что это означает для населения, в эксклюзивном интервью URA.RU рассказал новый президент Адвокатской палаты Свердловской области Игорь Путинцев.
— Игорь Анатольевич, с точки зрения качества адвокатской помощи какова ситуация в регионе? Много ли жалоб к вам в палату поступает на адвокатов?
— 2024-й год — юбилейный для адвокатуры Среднего Урала. Для своих 150 лет мы, адвокаты, считаем, что находимся в прекрасной форме. В Адвокатской палате Свердловской области состоят 2005 адвокатов.
Если же говорить о жалобах, представлениях и определениях судов, то в 2023 году к нам их поступило 233. Из них жалобы доверителей составляют не более 20%. По 91 жалобе были возбуждены дисциплинарные производства, по 35-ти они были прекращены в связи с отсутствием оснований, по 47-ми к адвокатам были применены меры дисциплинарного взыскания, статус семи адвокатов был прекращен. Из вышесказанного следует, что в адвокатское сообщество принимает адекватные меры саморегуляции.
В жалобах чаще всего доводы доверителей сводятся к несогласию с принятым решением следственных органов или суда, и на этом фоне выражается недовольство работой адвоката. Самый недостойный, с моей точки зрения, дисциплинарный проступок — это предательство интересов своего доверителя, например: занять позицию противоречащую его воле, либо отказаться от защиты.
— Как названные вами цифры можно оценить с точки зрения уровня профессионализма адвокатов?
— Высчитывать процент и давать этому показателю оценку, на мой взгляд, некорректно. Нас ведь беспокоит не количество поступающих жалоб, а их содержание. В ряде предусмотренных законом случаев, адвокатская палата обязана инициировать дисциплинарное производство в отношении адвоката, но это не значит, что Совет палаты автоматически согласится с доводами.
Совершенно точно в Свердловской области нет никакой критической ситуации с адвокатской помощью. Юридическое сообщество Среднего Урала, по моему мнению, находится в достаточно привилегированном положении, ведь в Екатеринбурге расположен наш родной Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева — это наша общая «Alma mater». Слава нашего вуза как кузницы научных и практикующих кадров распространилась далеко за пределы Свердловской области.
— Тогда какие перед вами стоят задачи на новом посту?
— Основных задач две: постоянное совершенствование профессионального уровня адвокатов и поэтапная цифровизация наших отношений с государственными органами. Вчера президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» — наша адвокатура все больше становится цифровой. Уже внедрены комплексы информационных систем, которые распределяют назначение адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве.
Таким образом, исключается влияние человеческого фактора, минимизируются подозрения на «карманность» и коррупционность — грехи, в которых обвиняли систему. Я не могу сказать, что проблема решена на 100%, но на 99% — совершенно точно. Более того, верю, что и сам термин «карманный адвокат» скоро уйдет в историю. Проблема «карманных» адвокатов решается лишением статуса адвоката, в Свердловской области эти случае носят единичный характер.
— В американских судах, к примеру, уже разработали искусственный интеллект, который прямо во время судебного заседания помогает людям формулировать свою позицию… Мы к этому когда придем?
— Надеюсь, никогда. Как присвоить статус адвоката ИИ? Придется кардинально изменить подход к осуществлению правосудия, начиная с изменений в ст. ст. 48 Конституции, которая гарантирует «право на получение квалифицированной юридической помощи, право пользоваться помощью адвоката (защитника) ».
В этом контексте еще одно нововведение в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» — включение представителей научного сообщества в состав квалификационных комиссий, которые созданы для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов, говорит о том, что законодатель поднял «планку» требований к профессиональному уровню адвоката.
— Адвокатская палата Свердловской области — итак одна из самых требовательных в стране, у вас всего около половины заявившихся успешно сдают экзамен на получение статус адвоката…
— Смотря что понимать под требовательностью. В 2023 году квалификационный экзамен на получение статуса адвоката сдали 36 человек — это 50,7%. Если сравнить эту цифру с показателями регионов, где количество заявившихся равно количеству сдавших экзамен, то, наверное, мы требовательны. Но ведь на нас лежит ответственность, когда мы даем соискателю возможность получить допуск к оказанию квалифицированной юридической помощи в статусе адвоката — мы должны быть уверены в качестве его знаний и возможности их применить на практике.
— После недавних трагических событий в России снова встал вопрос об отмене моратория на смертную казнь. Есть как сторонники, так и противники этого. Последние указывает на коррупционность судов и несправедливые приговоры. В профессиональном сообществе существует какая-то негласная цифра количества «несправедливых» приговоров? И каково ваше отношение к отмене моратория?
— О «коррупционности» судей мы узнаем точно так же, как и обычные граждане — из средств массовой информации, ни к каким иным цифрам доступа у нас нет. Сторона защиты и сторона обвинения, равноправные стороны в уголовном процессе. Мы исходим из принципа уважения к суду и процессуальному противнику и рассчитываем на такое же отношение к нам. Поэтому с нашей стороны некорректно высказываться о профессионализме коллег.
Что касается трагических событий, то поскольку мы себя относим к правоприменителям и поскольку мы должны следовать букве закона, то при ответе на ваш вопрос я сошлюсь на мнение председателя Конституционного суда. Он четко пояснил, что без изменения Конституции отмена моратория на смертную казнь невозможна.
— Ничтожно малый процент оправдательных приговоров в России (порядка 0,5%) — это потому что следователи хорошо работают или адвокаты не дорабатывают?
— И не то, и не другое. Чтобы объяснить эти цифры, надо разобрать структуру приговоров. Общеизвестный факт, что большинство уголовных дел рассматривается в судах в особом порядке. Это упрощенная процедура — постановление приговора без проведения судебного разбирательства, при условии согласия подсудимого с обвинением. И вот такие дела тоже включены в общую статистику. При этом если взять только те решения, которые были приняты после рассмотрения дел в обычном порядке или с участием присяжных, мы увидим совсем другие показатели.
— Мы говорили про проблемы, но палата ведь занимается не только ими, она еще и поощряет представителей сообщества. За что вы бы хотели похвалить коллег?
— Члены палаты награждены Федеральной Палатой адвокатов — 95 орденами и 509 медалями. 34 адвоката удостоены государственных наград. Среди адвокатов Адвокатской палаты Свердловской области — шесть докторов юридических наук, 44 кандидата юридических наук и пять заслуженных юристов Российской Федерации.
Я считаю, что квалификация наших адвокатов — на высочайшем уровне. Свыше половины адвокатов нашей палаты со стажем свыше 15 лет, есть заслуженные адвокаты, чей стаж профессиональной деятельности составляет более 40 лет. То есть в профессию приходят однажды и очень редко ее покидают. Мои коллеги — это люди, действительно влюбленные в свое дело и искреннее желающие помогать другим.
— Расскажите о своих делах, которыми вы гордитесь?
— Я не смогу назвать конкретных дел, ведь в основе взаимоотношений адвоката и доверителя лежит доверие, и любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи, без получения согласия доверителей разглашать запрещено. Могу лишь сказать, что очень приятно слышать от своих клиентов простое человеческое спасибо. Ведь это не обычное спасибо, которое мы произносим друг другу каждый день, это действительно выстраданная, искренняя благодарность.
Комментарии