50 миллиардов евро, которые ЕС собрал для «победы Украины», может не хватить
Президент Франции Эммануэль Макрон, ранее заявивший о готовности отправить свои войска на Украину, продолжает фонтанировать идеями, как не дать России победить. Теперь ради Киева он собирается «распотрошить» кошельки европейцев.
О том, что «Европе придется мобилизоваться и найти новые решения по финансированию» киевского режима, французский лидер заявил 11 апреля в ходе встречи с главами оборонных предприятий Франции, приуроченной к началу строительства завода по производству пороха Eurenco в юго-западной провинции Бержерак.
Макрон напомнил, что на февральском саммите в Брюсселе лидерам Евросоюза удалось добиться прогресса в финансировании поддержки Украины, договорившись о выделении 50 млрд евро. Однако, по его словам, «возможно, согласовать придется больше», если Соединенные Штаты прекратят помогать Киеву.
Он также подчеркнул, что продолжит требовать от французских компаний наращивания темпов производства, указав, что Франция поставляла и продолжит поставлять обещанные Украине вооружения в срок.
За последнее время лидер Пятой республики сделал массу весьма грозных заявлений в адрес России по украинскому конфликту. Но в данном случае ради прожорливого киевского режима он, судя по всему, решил опустошить кошельки — и не только французов, а всех европейцев. Другой вопрос, насколько эта задача выполнимая, учитывая, что лишних денег у населения просто нет.
Они ушли — словно в «черную дыру» — на прокорм ненасытного режима Зеленского, который с каждым днем требует все больше и больше.
«На Западе объективно растёт усталость населения от бремени в виде финансирования Украины», — заявил на днях посол РФ в США Анатолий Антонов.
По его словам, рядовые американцы не понимаю, почему они должны упорно трудиться и платить налоги, которые затем будут направлены «на финансирование и военную „накачку“ далекой восточноевропейской страны».
Простых европейцев, собственно, волнуют те же вопросы. Им непонятно, почему за коррумпированную Украину они должны платить своими социальными благами. Но власть имущие народ не слышат.
Институты ЕС и страны — члены союза предоставили «незалежной» за время конфликта с февраля 2022 года более 88 млрд евро помощи на всех уровнях: политическом, финансовом, гуманитарном и военном, заявил на днях вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис.
И неважно, что не в коня корм. Макрон демонстрирует чудеса щедрости и предлагает скинуться еще.
При этом, согласно данным Национального института статистики и экономических исследований (INSEE), дефицит госбюджета Франции, второй по величине экономики Европы, достиг 154 млрд евро, превысив отметку в пять процентов от ВВП. А госдолг республики в 2023 году вышел на уровень в 3,1 трлн евро, что составляет 110,6% ВВП.
В то же время, пишет Daily Telegraph, уровень государственных расходов остаётся неизменно высоким. Более того, они наверняка будут расти, учитывая планы Макрона тратить больше на оборону.
Что в купе с увеличивающимся долгом может обрушить не только экономику Франции, но и всей еврозоны, отмечает издание.
Не лучше обстоят дела и у Германии — локомотив Евросоюза явно не тянет.
Немецкое Федеральное статистическое управление (Destatis) в конце марта отчиталось, что госдолг правительства ФРГ в четвертом квартале 2023 года оказался на 3,3% выше, чем в аналогичном периоде годом ранее и составил 2,45 трлн евро.
Причиной роста госдолга Германии стал вооруженный конфликт на Украине и начало энергетического кризиса, вызванного антироссийскими санкциями.
На этой неделе, как сообщает Spiegel, группа депутатов всех ключевых партий (кроме «зеленых») от округа Укермарк в земле Бранденбурге опубликовала открытое письмо, в котором призвала канцлера Олафа Шольца и президента Бундестага Бербель Бас прекратить поставки оружия Киеву.
Обращение напоминает сигнал SOS.
Как известно, после приостановки оказания военно-финансовой помощи со стороны США именно Германия стала главным спонсором нужд ВСУ. По данным местных СМИ, сегодня 72% всего экспорта немецких вооружений идет на Украину. Это миллиарды евро, которые, понятно, Украина никогда не отдаст. Но вопреки здравому смыслу Берлин, судя по всему, готов платить еще и еще…
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего сотрудника Института Европы РАН, кандидата политических наук Сергея Федорова:
— Мне кажется, своими русофобскими речами о том, что «мы не должны допустить победы России», Макрон загнал себя в угол. Правда, он не объясняет, как собирается нанести нам «стратегическое поражение», и что такое «победа Украины».
И, конечно, если посмотреть на социологию, то среди приоритетов, волнующих французского избирателя, Украина находится на предпоследнем, двенадцатом месте. Прежде всего, люди заботит инфляция, падение уровня жизни, рост цен, снижение покупательной способности и т. д. Что вполне понятно.
Напомню, они и эти 50 млрд с трудом набрали. И рассматривали несколько сценариев, потому что денег, действительно, нет. Макрон даже предлагал выпускать евробонды, брать под них кредиты и вкладывать в военное производство. Но за кредиты надо платить. Как они собираются это делать, непонятно.
Идея воровать проценты с наших замороженных активов и пускать их на помощь Киеву, тоже не самая лучшая.
То есть, в принципе, это все возможно. Но мало реализуемо.
«СП»: Почему?
— Потому что государственный долг Франции уже перевалил за три триллиона. И продолжает расти.
Марин Ле Пен на этот счет недавно иронично заметила о талантах Макрона: мол, доигрался финансовый Моцарт. В 2007 году этот долг был один триллион двести тысяч евро, и тогдашний премьер-министр Франсуа Фийон говорил о том, что Франция находится в состоянии банкротства. Сейчас эта сумма увеличилась почти в три раза. Что называется, почувствуйте разницу…
Откуда брать деньги, этот вопрос остается открытым.
«СП»: А Макрону о своей стране и своих гражданах и подумать некогда, он все об Украине печется …
— У Макрона в разгаре предвыборная кампания в Европарламент. И для него страшный сон, если вдруг правые потеснят там заметно сторонников макроновской евроинтеграции. Это сейчас для него первостепенно. Потому что во внутренней политике ему похвастаться нечем.
Он сделал борьбу с Россией и помощь Украине главной темой своей партии на выборах. Там уже настоящий психоз уже наблюдается.
Валери Айер, которая возглавляет список партии «Возрождение», недавно на предвыборном митинге заявила, что «мы живем в Мюнхене 1938 года». А вчерашние Даладье и Чемберлен, это сегодняшние Ле Пен и Орбан.
Я думаю, понятно, какие аналогии проводит мадам депутат.
Но Путин уже устал говорить, что ни на кого мы не собираемся нападать. Не доходит до них. И они эту страшилку во всю используют.
Повторюсь: риторика Макрона связана с выборами. Потому что поражение, которое ему уже прогнозируют, несомненно, омрачит его последние годы пребывания на посту президента. И в значительной степени, вероятно, подорвет желание увидеть какого-то своего преемника на этом посту.
То есть, здесь многое завязано и на внутреннюю политику.
«СП»: Рядовым французам не надоело кормить эту «черную дыру» Украину?
— Конечно, народу это все совсем не нравится. Хотя русофобские нарративы, которые там во всю транслируются, разумеется, дают свою отдачу. 60% французов — судя по опросам — считают, действительно, что Россия представляет для них угрозу. А отсюда — «давайте что-то делать, чтобы не допустить агрессии Путина, который не остановится на Украине и пойдет дальше».
Понятно, это бред. Но, к сожалению, этот бред внедрился, въелся в мозги среднего француза (да, собственно, очень многих европейцев). Что тоже нужно понимать. А Макрон все это педалирует, потому что больше ему сказать нечего.