Теракт показал системные проблемы правоохранителей, о которых и так все знали
Басманный суд Москвы 26 марта арестовал восьмого по счёту выходца из Таджикистана по делу о теракте в «Крокус Сити». Его обвиняют в пособничестве четверым «стрелкам», арестованным ранее. Тем временем, в обществе продолжают обсуждать детали трагедии, задавая главный вопрос: как правоохранители могли такое допустить?
Неприятные вопросы, среди прочих спецслужб, адресуют и полиции. По открытым данным, буквально в ста метрах от входа в «Крокус Сити» расположен ОВД «Павшино». Кроме того, на видеокадрах, якобы, был замечен сотрудник кинологической службы МВД, спешно покидавший место происшествия (потом это опровергли, он оказался сотрудником ЧОПа).
Помимо действий (бездействия?) полицейских на месте теракта, интересует и вопрос надзора полиции за массой мигрантов, профилактики правонарушений. Известно, что некоторые из террористов имели просроченную регистрацию, а также ранее обязывались судом к самостоятельному выезду из РФ. Как же они смогли вернуться?
Полицию «шпыняют» за мигрантов, поскольку именно в структуре МВД (возглавляет ведомство Владимир Колокольцев) действует сейчас Управление по вопросам миграции. Ранее эта структура была самостоятельной федеральной службой, подчиненной правительству РФ. Ситуация в миграционной сфере беспокоит многих, она должна быть на контроле, заявил Владимир Путин.
Тема полицейского контроля над мигрантами горячо обсуждается не только из-за теракта в «Крокус Сити», но и с учётом темпов переселения в РФ представителей стран Центральной Азии. Так, 2022 году российское гражданство получили 174 тысячи выходцев из Таджикистана. За последние 7 лет их число выросло в 6,5 раз. Дальше — больше?
Председатель Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин указывает на системные проблемы правоохранительных органов.
— Отдел полиции «Павшино», о котором пишут в СМИ, — это опорный пункт, где должны быть два человека — дежурный и какой-то участковый или дознаватель. Если они там находились, то им следовало вмешаться немедленно. Но мне о попытках каких-либо полицейских ранить, убить или задержать террористов ничего неизвестно.
«СП»: Не успели среагировать?
— Уже установлено, что эти бандиты были в «Крокус Сити» 18 минут, после чего сели в машину и уехали. При этом есть заявление Ирины Волк (официальный представитель МВД РФ — «СП») о том, что полиция прибыла на место спустя пять минут после получения информации о теракте.
Пусть 2−3 минуты ушло на передачу сообщения о стрельбе. Что полицейские делали оставшиеся 10 минут на месте происшествия? Это будет расследовано?
«СП»: Там и база ОМОНа недалеко…
— Ни ОМОН, ни СОБР сейчас не относятся к МВД. В составе полиции нет ни одной серьёзной силовой структуры. Фактически антитеррор теперь прерогатива Росгвардии, а не МВД. А значит, для оперативной нейтрализации бандитов нужно сначала связаться с Росгвардией, договориться, согласовать. Теряется время. У того же СОБРа, например, нет вертолетов. Пока доедут на машинах… Может сейчас, после теракта, дадут.
«СП»: Какие ещё меры можно оперативно предпринять, чтобы обезопасить людей? Не только в рамках МВД, а вообще…
— В Москве большое количество разных силовиков, имеющих право на ношение табельного оружия. Если позволить им носить это оружие во внеслужебное время, то в случае угрозы они смогли бы защитить окружающих. Тем более, что это их обязанность по закону, даже в отпуске. В том же «Крокусе» из многих тысяч зрителей наверняка были сотрудники. Имея оружие, они могли бы пресечь теракт. Но начальники пока перестраховываются.
«СП»: Получается, обязанность защитить есть, а инструмента нет. При этом МВД несёт ответственность и за контроль над мигрантами…
— Выяснилось, что один из напавших на «Крокус Сити» был зарегистрирован в так называемой «резиновой» квартире в Иваново, где были прописаны множество таких же как он мигрантов. Нормально? А это сфера ответственности местных участковых.
При этом охранник в «Крокусе» получает 100 тысяч рублей, участковый в Москве максимум 50 тысяч, а в Иваново и того меньше. В результате некоторые сотрудники собирают, к примеру, по 500−1000 рублей в месяц с этих «товарищей» и те живут спокойно.
Это коррупция. Хотя проверить законность регистрации мигрантов несложно: пришёл в жилуправление, проверил списки прописанных и всё станет ясно. За пять минут при нынешних базах данных можно сделать. Потом проверить наличие прописанных в квартирах.
Но для этого участковый должен обслуживать не 2−3 участка, как сейчас. Ведь на одном участке живут по 3−3,5 тысячи человек. Итого 10 тысяч. Это очень много. Им говорят: работайте. Но что сотрудник может сделать при такой нагрузке? Ничего.
Лет 10−15 назад была официальная норма: в сельской местности — 2,5 тысячи человек на участке, в городе — 3,5 тысячи, а у старшего участкового — 1,5 тысячи. А затем эти нормы убрали. Плюс, работа опасная. Есть случаи гибели участковых даже в Москве.
Ещё одна проблема — бюрократия, масса бумаг, которые надо заполнять. Им по участку ходить некогда. А проверяющих на них больше, чем самих участковых. Вообще, с тех пор, как милицию превратили в полицию, наблюдается полнейший развал.
«СП»: По каким ещё признакам это заметно?
— Некомплект личного состава — 30 процентов. Люди не хотят работать в такой системе. Ждут пенсии и «сваливают». Работа тяжёлая, часто приходится трудиться без выходных. Начальник звонит, требует выйти. Так ещё, бывает, не оплачивают сотрудникам переработки.
Каждый месяц сотрудники должны расписываться в табеле учёта переработок. Но часто это не делается. Ещё и накладывают на подчинённых взыскания, чтобы лишить их премий. А в конце года начальство выписывает себе премии за экономию фонда заработной платы.
Раньше, в милиции, был бесплатный проезд, льготы, в отпуск можно было съездить бесплатно. Сейчас — денежная компенсация. А депутаты на 4−5 процентов повысили… оклады. Но оклад — это 20 тысяч рублей, а не всё денежное содержание. Вот люди и бегут.
Нормальная участковая служба пресекала бы правонарушения мигрантов.
Комментарии