Константин Затулин: «Москве выгоден конфликт Парижа с Баку. Но это не умаляет ущерба, который понесла Россия в результате измены Пашиняна»
Официальный Баку обвинил Париж в провокациях и вмешательстве во внутренние дела Азербайджана. Гнев наших соседей по прикаспийскому региону вызвала речь, которую произнес премьер-министр Франции Габриэль Атталь на ежегодном ужине Координационного совета армянских организаций Франции (CCAF) в среду 20 марта. Атталь пустился в рассуждения о Нагорном Карабахе как о традиционной армянской территории и осудил антитеррористическую операцию, которую там провела азербайджанская армия якобы с разрешения «самодовольной России».
В заявлении МИД Азербайджана, распространенном на следующий день, говорится:
— Напоминаем премьеру Франции, который осудил антитеррористические меры Азербайджана против остатков ВС Армении на его суверенной территории и обвинил нашу страну в якобы оккупации армянских территорий, что действия азербайджанской стороны не противоречат нормам и принципам международного права, а также принятым ранее резолюциям Совета Безопасности ООН, постоянным членом которого является Франция.
За витиеватостью и сдержанностью дипломатических формулировок все равно прекрасно видно, какую ярость в Баку вызвало то, что Атталь «подарил» Карабах Армении.
О том, с чем связана бестактность французского премьера и какими последствиями для Франции (а косвенно — и для России) обернется ссора Парижа с Баку, «Свободной Прессе» рассказал депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин.
«СП»: Константин Федорович, в последний год создается впечатление, будто Франция усиленно ищет себе новых врагов в разных регионах: от Африки до Каспия. Зачем это Парижу?
— Франция усиленно ищет, конечно, не врагов, а свою новую роль в мире и в кавказском регионе, в частности. И считает, что может самоутверждаться на Кавказе и в Закавказье на фоне того, как Россия утрачивает там свое влияние.
Меня не удивляет критика из Баку в адрес Франции. В этом нет ничего сверхъестественного.
Хотелось бы услышать от Азербайджана не прогнозируемое осуждение заявлений французских политиков, а претензии в адрес Англии или США, которые тоже ведут свою линию в этом регионе. Особенно — Британия.
Но этого мы от Азербайджана не дождемся. Потому что Британия на протяжении многих сотен лет оказывается союзником Турции во всем, что касается нанесения ущерба России на этом пространстве. Сегодня делят наше наследство. И хотя Азербайджану может быть не выгодно то, как его делят, но он не скажет в адрес союзника Турции ни одного критического слова.
«СП»: Следуя вашей логике, Азербайджан не такой уж нам и друг, раз участвует в разделе нашего наследства с недругами России?
— Мы сами, к сожалению, за переделом влияния наблюдаем так, как будто эти процессы нас не касаются. Азербайджан, конечно, наш партнер. Но главным партнером и союзником Азербайджана является Турция, а вовсе не мы.
«СП»: Но и Турцию, в особенности после сентябрьской встречи Путина и Эрдогана в Сочи, многие считают нашим союзником.
— А нас всё устраивает, что делает Турция? Нас устраивает, что Турция производит военные корабли для Украины, снабжает киевский режим беспилотниками Bayraktar?
Турция ведет свою линию. Она — главный выгодоприобретатель конфликта между Россией и Западом. С одной стороны, она укрепляет выгодные экономические связи с нашей страной и занимает ниши, оставленные западными государствами, а с другой — выполняет союзнический долг перед НАТО, поддерживая Украину.
Нам Эрдоган говорит одни вещи, Западу — другие. И все действия Турции на Кавказе в союзе с Азербайджаном — это, в том числе, продвижение НАТО на восток.
Поэтому мне кажется, что политики и аналитики, которые у нас, в России, восторженно говорят о безоглядной дружбе с Турцией, о стратегическом партнерстве России с Азербайджаном — сознательно или бессознательно проходят мимо того факта, что ситуация в наших взаимоотношениях очень сложная. Умышленно или невольно вводят наших граждан в заблуждение.
Да, с одной стороны Азербайджан заявляет, что признает наши карты «Мир» и будет их эмитировать в то время, как от российских систем платежа отказалась Армения. Это сразу дает повод порадоваться: вот он — наш союзник. А с другой стороны — этот союзник принимает в Баку генсека НАТО Столтенберга, поддерживает хорошие отношения с киевской властью.
Азербайджан ведет свою игру, преследует национальные интересы. В числе этих интересов — не будоражить и не обострять проблемы с Россией. Это — очень хорошо для нас. Но одновременно, вместе с Турцией, Баку вытесняет Россию из Закавказья.
А мы делаем вид, что нас это не касается. Наши медийные личности из политологического пространства аплодируют тому, что Азербайджан добился своего в Карабахе, а того, что это наносит ущерб интересам России, они понимать не хотят.
«СП»: Но если Армения сама отдала Карабах, что нам остается?
— Политическая заслуга Азербайджана в этом не велика. Не столько Азербайджан добился своего в Карабахе, сколько Турция при посредничестве ассистента — премьера Армении и предателя Пашиняна. Вместе взятые, они вытесняют Россию из Закавказья.
«СП»: Мы можем что-то этому противопоставить?
— Конечно, мы можем, потому что обладаем силой. И в диалоге с Азербайджаном нам ничто не мешает говорить: вот с этим мы согласны, а с этим — нет. Мы напрасно были согласны с тем, что армян выгнали из Нагорного Карабаха. И мы сегодня пытаемся доказать, что наше присутствие там нужно для того, чтобы армяне туда вернулись, но они уже не верят, потому что в свое время мы не сделали того, что должны были.
А предатель Пашинян, отдавший Карабах, потому что он ему был совсем не нужен, сейчас заявляет, что ни в чем не виноват, и перекладывает ответственность на Россию.
«СП»: И все же: конфликт между Парижем и Баку выгоден России?
— Конечно, обострение между Францией и Баку немножко смягчает наши потери, наносит ущерб Европе и прозападной направленности Азербайджана. В результате он остается договороспособным и, с дипломатической точки зрения, дружелюбным в отношениях с Россией. Да, в определенной степени этот конфликт нам выгоден.
Но одновременно это дает козыри антирусским силам в Армении, которые теперь говорят: зачем нам Россия, которая дружит с Азербайджаном, когда нас поддерживает Франция. В Армении навязывают мысль, что Франция — это замена России.
Хотя поверить в то, что Франция станет надежным союзником Армении могут только те, кто совершенно не знакомы с историей. Франция уже обещала поддержку армянам в период распада Российской империи в начале прошлого века. Но кроме слов из Парижа ничего не было. И если бы не Советская Россия, которая сохранила Армению и дала ей статус республики, то современной Армении просто не было бы как государства.