Как гласит каталог электронной библиотеки научных трудов, в 2002 году Сергей Сокол защитил диссертацию по теме «Хозяйственно-экономические субъекты в политическом процессе региона».
Есть основание полагать, обретенные в ходе тяжких научных изысканий знания кандидат политических наук виртуозно применяет до сих пор, в том числе и на посту спикера хакасского парламента. Причем настольно филигранно, что вскрылось это неожиданно. Выступая в конце февраля на сессии Абаканского горсовета, Сергей Михайлович обозначил весьма заманчивую для Хакасии перспективу. Дословно цитата из официального релиза информационной службы мэрии Абакана звучит так:
«Главное, что наша стратегия развития Хакасии, рассчитанная до 2035 года, воспринята на федеральном уровне. Благодаря этому, думаю, в скором времени мы сможем войти в список тех территорий Российской Федерации, которые будут работать по индивидуальной программе развития. Это позволит нам привлечь очень серьёзные деньги на территорию Хакасии. Наши усилия по работе с федеральными ведомствами дают результат. Продолжаем работать».
Ловко, ничего не скажешь, возникает красивая медийная картинка: собственноручно сверстанную стратегию развития региона Сергей Михайлович лишний раз пропиарил и увязал ее с замечательной перспективой войти в перечень субъектов федерации с индивидуальными программами социально-экономического развития. Стоит напомнить, решение о разработке индивидуальных программ, которые должны способствовать ускорению динамики социально-экономического развития 10 регионов с низким уровнем развития, федеральный кабмин принял в 2019 году. На их реализацию планировалось направить 52 млрд рублей, причем с превалирующей долей софинансирования федерального бюджета – 50 млрд рублей.
Попасть в десятку счастливцев – большая удача для любого дотационного региона. Сергей Михайлович публично пообещал посодействовать. Однако ларчик, как оказалось, открывается с другой совершенно неожиданной стороны. Это стало известно из опубликованного доклада Счетной палаты Российской Федерации «Анализ эффективности реализации программ индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития». Как известно, в 2020 году к реализации индивидуальных программ приступили десять субъектов федерации - Курганская и Псковская области, Чувашская Республика, Марий Эл, Карелия, Калмыкия, Адыгея и три региона Сибирского федерального округа – Алтайский край, Алтай и Тува.
Как отмечают аудиторы Счетной палаты, «конкретные правила отбора субъектов Российской Федерации для разработки индивидуальных программ развития нормативным правовым актом определены не были. Согласно методическим рекомендациям разработка индивидуальной программы осуществляется в отношении утвержденного председателем правительства Российской Федерации перечня субъектов Российской Федерации по предложению Минэкономразвития России. На разработку индивидуальных программ развития могли бы в первую очередь претендовать Республика Хакасия и Томская область», отмечают аудиторы.
Более того, «с учетом того, что на сегодняшний день рассматриваются вопросы продления имеющихся индивидуальных программ развития регионов, разработки таких программ для регионов с существенно ухудшившимся социально-экономическим положением, приграничных регионов, а также в связи с ликвидацией Минкавказа России представляется целесообразным проработать новый подход к отбору регионов, для которых должны разрабатываться индивидуальные программы развития», рекомендовала Счетная палата России.
Рискуя утомить читателя, стоит привести еще одну цитату:
«Таким образом, в число территорий, для которых могли бы быть разработаны ИПР, входят все субъекты Российской Федерации в составе СКФО (кроме Ставропольского края), включая Республику Ингушетия, Карачаево-Черкесскую и Кабардино-Балкарскую республики, по большинству критериев находящихся на самых низких позициях среди всех субъектов Российской Федерации; наименее развитые субъекты Российской Федерации в составе ДФО – Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Забайкальский край; республика Хакасия и Томская область».
При продлении федерального проекта с учетом рекомендаций Счетной палаты России у Хакасии действительно есть шанс получить солидные федеральные средства. Только персональные усилия спикера парламента Хакасии решающую роль при этом вряд ли будут играть.
Комментарии