Выборы в США – это красочное шоу, дебаты, парады, пожимание рук, целование младенцев. Но американская демократия не признает принципа «один человек – один голос». Только 28% американцев удовлетворены тем, как работает демократия США. Отцы-основатели приняли Конституцию аристократической республики, где президента избирают не граждане, а выборщики, количество которых определяется численностью сенаторов и членов Палаты представителей (ПП) от данного штата. Ныне их общая численность составляет 535 человек.
Избирательная кампания в США проходит в несколько этапов. Сначала – праймериз (первичные выборы), когда избираются поддерживающие того или иного претендента делегаты на съезд (конвент) партии. Так, на конвенте Республиканской партии будет 2499 делегатов. Съезды, которые утверждают кандидатов в президенты и вице-президенты, будут проходить у республиканцев 18–19 июля, а у демократов – 19–22 августа. Разгул предвыборной борьбы завершается 5 ноября голосованием на избирательных участках или по почте.
Особенности 2024 года
Наблюдается углубляющийся раскол американского общества. Различия между партиями усиливаются, происходит глубокая политическая поляризация.
Демократы сегодня опираются прежде всего на этнические, расовые, религиозные и гендерные меньшинства. По сравнению с 2020 годом численность членов этих общин, имеющих право голоса, выросла на более 7 млн человек и составила около 35% всех избирателей. Впервые на первое место среди меньшинств вышли латиноамериканцы – 15%, обогнавшие чернокожих – 14%. Но особенно быстрыми темпами растет количество азиатов – 6%. Все более заметным оказывается количество атеистов. Белые составляют меньше половины сторонников Демократической партии. Республиканцы – это в основном белые, евангелисты.
Каковы приоритеты двух партий? У демократов – защита прав меньшинств, а также образование, здравоохранение, право женщин на аборты. У республиканцев – сокращение государственного долга, инфляция, прекращение иммиграции, отказ от вакцинации, запрет абортов.
Происходит отход белого рабочего класса от демократов к республиканцам. По опросам, 47% белых избирателей готовы поддержать Дональда Трампа и только 34% – Джозефа Байдена. Республиканская партия также пытается привлечь представителей этнических и расовых меньшинств, но без особого успеха.
В Демократической партии ведущую роль играют прогрессистская фракция и умеренные либералы. На долю прогрессистов приходится примерно половина мест демократов в ПП. Нельзя не отметить ослабление традиционных связей Демократической партии с профсоюзами.
В Республиканской партии доминируют консерваторы и ультраконсерваторы. Непропорционально большим влиянием пользуется крайне правый «Кокус свободы», добившийся в октябре 2023 года свержения спикера Кевина Маккарти из-за того, что он пошел на компромисс с демократами, чтобы избежать шатдауна. Идея фикс консерваторов: сократить социальные расходы, увеличить военный бюджет.
Правый популизм направлен против нынешнего хозяина Белого дома. Республиканцы в ПП хотят объявить импичмент Байдену в отместку за импичмент Трампа. Но Сенат импичмент Байдена не поддержит.
Обычно вопросы внешней политики не играют важной роли во время избирательной кампании. Но на этот раз в дебатах нередко затрагивается тема предоставления пакета дополнительной помощи Украине и Израилю, который предложила администрация Байдена осенью. Против этого выступили многие республиканцы, недовольные колоссальными размерами военной и экономической поддержки Киева. Эти средства они ультимативно требуют потратить на строительство стены на границе с Мексикой и высылку нелегальных иммигрантов. Резко критикующий подход Байдена к международным делам Трамп утверждает, что он якобы может добиться политического урегулирования в Украине «за один день».
В то же время в самой Демократической партии левые круги осуждают поддержку Вашингтоном войны с палестинцами, которую начал Израиль после террористической атаки ХАМАС. Против «геноцида палестинцев» выступают сенатор Берни Сандерс, прогрессисты, представители этнических и религиозных меньшинств, молодежь. Это негативно отражается на рейтинге Байдена.
Персоналии
Избиратели в США голосуют не за программы, а за личности. Еще до начала избирательной кампании 2024 года стало ясно, что два главных претендента – нынешний хозяин Белого дома и его предшественник. Соперничество двух президентов придает специфический характер выборам. Последний раз такой казус случился в 1912 году, когда Теодор Рузвельт бросил вызов своему преемнику Уильяму Тафту, но в результате победителем на выборах стал Вудро Вильсон.
Байдена поддерживают, по последним опросам, 69% демократов, а Трампа – 72% республиканцев. Фактически у них нет серьезных конкурентов на праймериз. Трамп собрал 15 января в Айове 51% голосов участников республиканских первичных выборов. Его соперники губернатор Флориды Рон Десантис получил 21%, а бывший постпред США при ООН Никки Хейли – 19%. Но в голосовании приняли участие всего 6% зарегистрированных в Айове членов Республиканской партии. Голоса делегатов распределились следующим образом: Трамп – 20, Десантис – 8 и Хейли – 7.
После этого Десантис, который считался главным конкурентом бывшего президента, принял решение о прекращении своей избирательной кампании и заявил о поддержке Трампа. Еще ранее так же поступили маргинальные кандидаты губернатор Северной Дакоты Дуглас Бёргам, чернокожий сенатор из Южной Каролины Тим Скотт и бизнесмен индийского происхождения Вивек Рамасвами.
Хейли заняла второе место 23 января в Нью-Гэмпшире, она получила 132 тыс. голосов против 166 тыс. голосов у Трампа – соответственно 9 и 12 делегатов на конвент. Это дает Хейли надежду победить 24 февраля в Южной Каролине, где она была губернатором в 2911–2017 годах. Она пытается объединить всех противников Трампа – традиционных республиканцев, то есть умеренных консерваторов. В Нью-Гэмпшире за Хейли проголосовали 14% крайних консерваторов и 75% умеренных.
Что касается демократов, то Байден формально даже не выставлял свою кандидатуру в Нью-Гэмпшире. Но избиратели могли вписывать его имя в бюллетени. Его поддержали почти 66% участников демократических праймериз. Затем он рассчитывает на успех в Южной Каролине, где в 2020 году нанес сокрушительное поражение Сандерсу, который был победителем в Айове и Нью-Гэмпшире. Это обеспечило Байдену победу на конвенте. Байдену противостояли на праймериз в Нью-Гэмпшире конгрессмен Дин Филлипс (19% голосов) и писатель Марианна Уильямсон (4%).
Вообще чрезмерное внимание к первичным выборам в Айове и Нью-Гэмпшире является необоснованным. Не только Сандерс, но и многие другие победители праймериз в этих штатах вскоре выходили из борьбы за президентское кресло.
Решающее значение имеет так называемый «супервторник». 5 марта будут проходить первичные выборы сразу в 16 штатах, у которых в ноябре будет свыше 200 выборщиков, в том числе Калифорния (54 выборщика) и Техас (40 выборщиков). Всего же от этих штатов избирается 1295 делегатов на съезд Республиканской партии.
Было бы преждевременным считать, что Байдену и Трампу гарантировано выдвижение кандидатами в президенты от своих партий. Многим американцам надоело длительное доминирование на политической арене одних и тех же персонажей. Поколение беби-бумеров засиделось на руководящих постах в Вашингтоне. Байдену 82 года, Трампу 77 лет, Хиллари Клинтон тоже 77, сенатору Сандерсу, дважды безуспешно выдвигавшемуся на пост президента, 83 года, лидеру республиканцев в Сенате Митчу Макконнеллу 82 года, Нэнси Пелоси, которая была спикером ПП, 84 года.
Опросы показывают, что 53% американцев выступают против участия Трампа в выборах 2024 года. У Байдена этот показатель достигает 61%. Его обвиняют в старческом маразме и коррупции, а также покровительстве своему сыну Хантеру, который совершил многочисленные правонарушения. Против Трампа ведется 93 уголовных дела с самыми разными обвинениями – от изнасилования до антиконституционного заговора. Более тысячи участников штурма Капитолия 6 января 2021 года после митинга, организованного Трампом, осуждены и приговорены к тюремным срокам. Если суд до выборов признает Трампа виновным в уголовном преступлении, это может иметь серьезные последствия. Обозреватели рассуждают, может ли человек, сидящий в тюрьме, быть избран президентом США.
Третьи партии
Еще один фактор – роль кандидатов от третьих партий. Они не имеют шансов на избрание, но отрывают некоторое количество голосов у двух главных партий. Опросы показывают, что 4% готовы проголосовать за чернокожего независмого кандидата Корнела Уэста и 1% за лидера «Зеленой» партии Джилл Стайн.
На нынешних выборах наибольший интерес представляет Роберт Кеннеди-младший, сын сенатора Роберта Кеннеди, иконы либеральных демократов, убитого в 1968 году после победы на праймериз в Калифорнии. Кеннеди-младший неожиданно включился в предвыборную кампанию Демократической партии, но затем выступил против Байдена. Фактически он поддержал ряд популистских лозунгов Трампа, например против вакцинации и иммиграции. Он также осудил участие США в действиях против России в Украине. Это вызвало крайнее недовольство у демократического истеблишмента. Кеннеди был вынужден объявить себя независимым кандидатом.
Судя по всему, продолжает действовать магия клана Кеннеди. К Роберту, согласно опросам, «благоприятно» относятся 52% американцев по сравнению с 42% для Трампа и лишь 41% для Байдена. Интересно, что Кеннеди симпатизируют 20% республиканцев и 14% демократов. Но голосовать за него готовы только 7% республиканцев и 12% демократов. Он уже зарегистрировался для участия в ноябрьских президентских выборах в Юте и Нью-Гемпшире.
Пока нет ясности, для кого Роберт Кеннеди-младший представляет большую угрозу – для Трампа или для Байдена. Но опросы показывают, что в четырех средних штатах с 55 выборщиками президента (Пенсильвания, Мичиган, Аризона, Невада), где Байден одержал победу в 2020 году, в случае участия Кеннеди в выборах большинство голосов получит Трамп. Ситуация для кандидата демократов усугубится, если проявят себя и другие независимые кандидаты. Таким может стать и Дин Филлипс, получающий мощную финансовую поддержку от инвесторов из Силиконовой долины. За него готовы проголосовать 5% избирателей.
Домыслы и спекуляции
Если по какой-то причине Байден не сможет принять участие в выборах, то возможными кандидатами демократов могут стать нынешний вице-президент Камала Харрис (вероятность 20%), Мишель Обама (14%), Сандерс (12%), Клинтон (10%). У республиканцев Трампа могут попытаться заменить Десантис или Хейли.
Куда качнется политический маятник? Исход президентских выборов определится в самый последний момент.
Это же касается и выборов в Конгресс, где в целом шансы республиканцев выглядят предпочтительнее. Ведь переизбранию подлежат лишь 10 сенаторов-республиканцев и 23 демократа. Это делает демократов более уязвимыми. Кандидаты Республиканской партии могут победить в Западной Вирджинии и Аризоне, чтобы получить большинство в Сенате. В ПП ситуация выглядит менее предсказуемо, но из-за хитроумной нарезки избирательных округов республиканцы могут увеличить свое большинство.
Однако крайне сомнительно, что проигравшая партия без боя признает легитимной победу конкурентов. Как и в 2016 и 2020 годах, возможно острое противостояние. Не случайно в США стало модным рассуждать о новой гражданской войне.