Эффективность наказания могут снизить «перегибы на местах»
Суд удовлетворил иск Генпрокуратуры и конфисковал в пользу государства коттеджный поселок «Яблоневый сад» в подмосковном Одинцово, где находятся дома экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского*, бывшего вице-президента компании Леонида Невзлина** и экс-совладельца Платона Лебедева.
Правовым основанием для изъятия послужил приговор суда Ходорковскому* от 2005 года и гражданский иск ФНС о взыскании с него ущерба. По версии надзорного ведомства, кооператив использовался для «легализации доходов, незаконно приобретенных в результате преступной деятельности» бизнесменов и подконтрольных им лиц.
Непонятно, почему решение суда было не исполнено раньше. Ходорковский* сидел 10 лет и почти столько же прошло с тех пор, как он, пообещав не заниматься политикой, был помилован президентом и уехал из страны. Надеялись, что одумается? С тех пор беглый олигарх финансировал в РФ политические организации и как мог интриговал против Кремля.
Так или иначе, речь идёт о точечном наказании «врага народа», в которого этот бывший комсомолец, а затем бизнесмен фактически превратился. И это его ещё не наказали за клятвопреступление… Но таких как Ходорковский* становится всё больше. Пусть размах их действий и гораздо скромнее. Как правило, это слова, негативные высказывания.
Для сдерживания множества такого рода «ораторов» готовятся системные меры, одна из которых — закон о конфискации имущества, принятый Госдумой 24 января в первом чтении. Его адресатами называют политических эмигрантов, как правило из либерального лагеря, кто находится за рубежом и потому вне досягаемости российского правосудия.
«Они живут безбедно, сдавая в аренду недвижимость, продолжая получать гонорары за счёт российских граждан. Направляют эти средства на поддержку нацистского режима. Позволяют себе публично лить грязь на нашу страну. Находясь за границей, чувствуют свою безнаказанность», — объяснил причину появления закона спикер ГД Вячеслав Володин.
Изначально предполагалось отбирать имущество только у осужденных за дискредитацию армии и публичные призывы к деятельности, направленной против безопасности государства. Однако потом авторы проекта распространили эту меру и на действия против безопасности страны, под которые подпадают более 30 статей УК, указывает «Ъ».
Пока число подпадающих под закон о конфискации небольшое. За почти два года, сообщил глава СК РФ, было возбуждено 273 уголовных дела о фейках про армию. Из них в суд направлено 134, их фигурантами стали 136 человек. За дискредитацию армии возбуждено 81 уголовное дело, их них в суде находится 44. Их фигурантами являются 45 лиц.
Но в случае принятия всех поправок численность тех, у кого по приговору суда можно будет отобрать имущество, может значительно вырасти. Особенно за счёт «экстремистов», совершивших свои преступления из корыстных побуждений (под экстремизм, в частности, подпадает возбуждение социальной или политической, или идеологической розни).
Обращает на себя внимание, что конфискация распространяется прежде всего на деньги и ценности, полученные в результате совершения преступления. Это логично. Заработал преступным путём? Отдай государству. Но вместе с тем забрать могут и средства, предназначенные для финансирования преступной деятельности.
Не может ли последнее обстоятельство стать поводом для злоупотреблений? Ведь в этом случае любое имущество или средства осужденного можно объявить предназначенными для преступных целей. Это вопрос трактовки. «Оплатил интернет, чтобы распространять фейки». Такой, например, вердикт оспорить будет почти невозможно.
Развитие этой логики со временем может привести к превентивной блокировке средств обвиняемых в банках ещё до решения суда. Другая возможная непонятка — распространение конфискации на имущество, нажитое в браке или находящееся в совместном владении с детьми. Неужели кредо «сын за отца не отвечает» будет нарушено?
Но если изъятое будет передаваться на нужды СВО — в армию или на реабилитацию раненых, то вероятность поддержки такого закона конечно взлетит до небес. Прецеденты с другими мерами уже были: конфискованное у коррупционеров направляли в Пенсионный фонд, а дополнительные доходы от повышения ставки НДФЛ для богатых — на лечение детей.
Говоря о злоупотреблениях, следует иметь ввиду, что как правило этим занимается вовсе не государство, а конкретные чиновники для достижения своих личных целей. Например, сводят счёты, мстят. И используют для этого доступные им механизмы. При этом они бросают тень и на власть, и на страну. А потом мы читаем про «сталинские репрессии».
Впрочем, в истории были примеры покруче. Например проскрипции в Древнем Риме — списки граждан, объявленных вне закона. За их выдачу или убийство давали награду, а тех, кто скрывал врагов народа — казнили. При этом имущество проскрибированного конфисковали, а его потомки лишались состояния и всех прав. Но это было давно.
Тем не менее в Госдуме нашлись те, кто от законопроекта не в восторге. Фракция партии «Новые люди» во время дебатов отмолчалась, а от голосования уклонилась (двое проголосовали против). «Сказал что-то не то, это признали призывом против безопасности — и лишился всего имущества, — пожаловался СМИ глава партии Алексей Нечаев.
Но стоит ли слушать либералов? Разве не выражают они интересы как раз тех слоёв общества, против которых и направлен новый закон? Послушаем лучше сенатора от Запорожской области, патриота Дмитрия Рогозина… Однако, он утверждает, что фейки — это в том числе и россказни о низком потенциале ВСУ и НАТО. Противника нельзя недооценивать.
«Хочу заявить о безответственности тех, кто распространяет ложь о нашем коллективном и чрезвычайно опасном враге, — сказал сенатор. — Надежда на то, что на той стороне закончится оружие и солдаты — опаснейший самообман, а те, кто его распространяют, либо хвастливые дебилы, либо засланные агенты, цель которых состоит в разложении единства нашего фронта и тыла».
И далее про СВО: «Это тяжелейшее испытание для всей нашей нации и власти. И, судя по всему, не все это испытание выдержали, проявились гнилые людишки на важных местах. Поэтому мы должны понимать, что никто нам не поможет в этой драке кроме нас самих и нашей армии».
Так у кого по новому закону будут конфисковывать имущество? Только лишь у фейкомётов на содержании Ходорковского*
за рубежом? Не попадут ли под раздачу и наши, те, кто на стороне России, такие как Рогозин? Хорошо, если нет… Возможно, закон нуждается в тщательной юридической экспертизе и общественном обсуждении, чтобы не наломать дров.
* Признан иноагентом
** Признан иноагентом