Председатель государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" Игорь Шувалов дал большое интервью телеканалу RT. В этом интереснейшем разговоре были подняты темы, которые волнуют, наверное, каждого жителя России.
Финансы и безопасность
Россия была готова к отключению SWIFT – для обеспечения своей работы ВЭБ пользуется каналами Центробанка и другими заранее апробированными возможностями. Вообще, поскольку развитие России – головная боль наших западных партнёров, корпорация развития просто обязана была подойти к критическому моменту, как выразился Шувалов, "в первоклассном состоянии":
Главное – подготовка. Быть в отличной форме. У нас была высокая достаточность капитала, кристально чистый баланс, ликвидность. Это как спортсмен: ты должен быть в любом случае в отличной физической форме без допинга.
К обходу СВИФТа готовились заранее. Центробанк разработал резервные каналы связи, а власти страны, когда Россия председательствовала в межбанковском объединении ШОС и БРИКС, презентовали её союзникам и добивались использования в расчётах наряду со SWIFT. Плюс, напомнил Шувалов, Советский Союз как-то существовал без международной системы – там использовались другие каналы, и они до сих пор существуют: "Может быть, не настолько современные, но очень надёжные для того, чтобы обеспечить транзакции".
Но если финансовая часть нашей экономики более-менее защищена от внешнего влияния, по другим направлениям работа ещё предстоит:
Страна должна по технологиям, по производству критически необходимых элементов, по продовольствию быть на 100% в безопасности.
Глава корпорации развития не считает, что России нужно полностью закрываться от мира, стремиться к абсолютной автаркии, "натуральному хозяйству". Он полагает, что экономика России должна существовать в контексте мировой торговли, предоставлять свои богатства для развития всей планеты – и, в свою очередь, использовать лучшие наработки других стран. В то же время суверенное государство Россия обязано самостоятельно, без всяких импортных вкраплений, "производить то, что обеспечивает интеллектуальную, технологическую, производственную, продовольственную безопасность".
ИГОРЬ ШУВАЛОВ: "СТРАНА ДОЛЖНА ПО ТЕХНОЛОГИЯМ, ПО ПРОИЗВОДСТВУ КРИТИЧЕСКИ НЕОБХОДИМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ПО ПРОДОВОЛЬСТВИЮ БЫТЬ НА 100% В БЕЗОПАСНОСТИ". СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО / RT
Главное – сохранять психическое здоровье
Игорь Шувалов, в отличие от многих экспертов, журналистов, а иногда и чиновников, высоко оценивает результаты программы импортозамещения. Он напоминает, что экономика страны серьёзно менялась и до 2014 года, а уж на фоне первой волны санкций были достигнуты крупные успехи: страна, по мнению главы ВЭБ, более не находится на нефтяной игле. Но, конечно, нельзя отрицать того факта, что нефтяные деньги способствовали перевооружению промышленности и наполнению бюджета.
В этом смысле важную роль сыграло бюджетное правило, подразумевающее отсечение нефтегазовых сверхдоходов, их направление на стратегические нужды и на обеспечение будущих поколений:
Доходы от нефти и газа мы накапливаем для того, чтобы обеспечивать будущие поколения достойной пенсией, развитием, инфраструктурным развитием. Но текущие бюджетные расходы должны обеспечиваться за счёт развития других отраслей экономики.
Конечно, сейчас из-за нового витка санкций будет новый виток импортозамещения. Но Шувалов считает, что лучше, когда мотив изменений находится внутри, когда общество само чувствует потребность в обновлении, само вырабатывает соответствующие механизмы – а не под давлением извне. Никакого шапкозакидательства в ВЭБе нет, Шувалов прямо формулирует, что всё случившееся с нашей экономикой в последние недели – "далеко не лучшее в её современной истории". И вообще,
Главная атака на нас сейчас – чтобы мы были психологически нездоровы.
Изымать ли западную собственность?
Много разговоров идёт о том, чтобы изъять собственность у остановившихся предприятий, принадлежащих западным владельцам. В данном случае Группа ВЭБ может выступать естественным агентом, получающим контроль над заводами, комбинатами, ресторанами, а потом подыскивающим им владельца.
Однако в оперативной повестке такого пути нет. Сейчас важнее другое: чтобы предприятия работали. Не просто платили зарплату за закрытыми дверями, а именно выпускали продукцию. Потому что иначе включается мультипликативный эффект: "Другие, кто в цепи поставок, также вынуждены закрыть свои предприятия, потому что у них никто продукцию не берёт", – подчеркнул Шувалов.
Таким образом, речь идёт не об отъёме собственности (президент подчеркнул своё намерение защищать все права владельцев), а о сохранении работоспособности сложившихся цепочек. Если владельцы по санкционным причинам (не по своей вине) не могут продолжать деятельность – во избежание безработицы нужно вводить временное внешнее управление. Игорь Шувалов приводит пример "Макдоналдса" или KFC на вокзале. Рестораны закрыты, но продолжают платить арендную плату, – могут ли быть к ним претензии? Да, могут, уверен глава ВЭБ.РФ: на вокзале осуществляется комплексная услуга, и если вы пункт питания, нельзя находиться здесь и не предоставлять питание.
Санкции не сработают
Не могло обойтись, конечно, без вопроса об отношении к санкциям, наложенным лично на Игоря Ивановича. Шувалов относится к ним спокойно, без пафоса. Некоторые, по его словам, мечтают попасть в санкционные списки чисто по карьерным соображениям: чтобы показать, что они – "суперуправленцы", опасные для западной культуры и образа поведения. Но само по себе попадание в такие перечни не делают человеку чести или бесчестья:
Для меня честь – быть хорошим управленцем и добросовестным гражданином.
Сам по себе санкционный режим бессмыслен, уверен Шувалов. Санкции вводятся для того, чтобы побудить общество надавить на власть и даже, возможно, эту власть сменить. Это не сработало в Северной Корее, не сработало в Иране – и тем более не может сработать в России. Чем больше давления на русских, тем сплочённее они становятся, то есть санкции работают совершенно противоположным образом, нежели задумывалось. Это просто ошибка, проистекающая из некомпетентности:
Люди не помнят истории XX века. У них, наверное, есть ощущение, что в XXI веке им это удастся, а я не верю.
Сам по себе режим санкций, по убеждению Шувалова, не имеет никакого отношения к законам вообще: Запад нарушает установленные им же правила игры. Отсюда вывод:
Современное международное право основано на бесправии. Я надеюсь, что ещё при жизни я увижу другую степень и фазу развития международного права – когда никто не сможет нарушать правила поведения, утверждённые уставом ООН и другими международными правовыми документами.
Мы все тоже на это очень надеемся.