Грядёт долгая холодная война в мировой экономике, считает Дмитрий Биричевский. Он указал на глобальные процессы, вызванные историческим разрывом между Москвой и странами НАТО. При этом, несмотря на сгущающие тучи, Россия, в отличие от наших противников, не отменяет Запад полностью, считает дипломат.
Ключевая задача западных стран – добиться политической и экономической изоляции России. И сегодня в США и Европе дают противоречивые оценки эффективности ограничительных мер в отношении нашей страны, заметил экономический обозреватель "Первого русского" Юрий Пронько в программе "Царьград. Главное".
Ряд СМИ и политиков в государствах НАТО, судя по всему, глубоко прониклись собственной пропагандой, и искренне верят в то, что влияние Москвы в мире падает, а санкции плавно разлагают русскую экономику. По их мнению, победа Запада не за горами.
Другие, несмотря на привычную русофобскую риторику, по крайней мере, способы на более честный и холодный анализ ситуации. Они с беспокойством наблюдали за процессом расширения БРИКС и недавней серией переговоров президента России Владимира Путина на Ближнем Востоке.
Кстати, сам глава нашего государства в ходе "Прямой линии" 14 декабря подвёл экономические итоги на фоне развернувшейся против Москвы санкционной войны. Он уверенно констатировал, что наша страна выстояла, вопреки колоссальному давлению противников.
Можно ли сегодня говорить об изоляции России, и каков реальный расклад сил на международной арене, в эфире "Первого русского" объяснил директор Департамента экономического сотрудничества отечественного МИД Дмитрий Биричевский.
Первый шок
Дипломат прежде всего с иронией призвал критичнее относиться к публикациям в американской и европейской прессе, которые зачастую щедро приправлены фейками и пропагандистскими штампами:
Владимир Владимирович как-то говорил: "Не читайте западные СМИ". Но мы тоже по своей профессии, по роду деятельности просто обязаны это делать.
Собеседник Царьграда по пунктам объяснил, почему тезисы публичной риторики противников о политической и экономической блокаде нашей страны элементарно не соответствуют объективной реальности:
На самом деле Запад в замешательстве, потому что никакой изоляции России нет. Хотя там об этом говорят с 2014 года, с крымских событий. С 24 февраля 2022-го эта информационная волна, конечно, усилилась. Но, во-первых, у нас как был занят особняк МИД, где проходят официальные переговоры с иностранными гостями, так и занят до сих пор. А, во-вторых, [министр иностранных дел России Сергей] Лавров как не вылезал из самолётов, мотаясь по всему миру - Африка, Азия, Латинская Америка и даже Европа - так и не вылезает. Кроме того, мы видим, какие очереди выстраиваются к нашему министру на Генассамблее ООН, сколько встреч он проводит ежегодно со своими коллегами…
Что касается санкций, нельзя легкомысленно говорить о том, что России оказалось всё ни по чём. Действительно, наша страна справилась, но удар не был совсем безболезненным, особенно в логистической сфере, подчеркнул Биричевский.
Это был первый шок. В марте прошлого года обрубили транспортное сообщение: закрыли и воздушные коридоры, и порты. И тогда доставлять продукцию стало очень трудно,
– напомнил он.
Собеседник "Первого русского" рассказал, что для обхода этих ограничений был оперативно создан специальный штаб при министре транспорта:
Мы собирались онлайн каждый день и решали проблемы в ручном режиме вместе с региональными властями, вместе с компаниями. Всё это продолжалось три месяца. А потом начала выстраиваться новая логистическая структура, и всё уже стало получаться само собой.
ДМИТРИЙ БИРИЧЕВСКИЙ ПРИЗВАЛ НЕ ОБЕСЦЕНИВАТЬ ЭФФЕКТ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ. ОН РАССКАЗАЛ О "ПЕРВОМ ШОКЕ", КОТОРЫЙ ИСПЫТАЛА РОССИЯ ВЕСНОЙ 2022 ГОДА. ФОТО: ЦАРЬГРАД
Правда об уходе западных компаний
Дмитрий Биричевский также проанализировал процесс исхода западных компаний из России. По его мнению, он был далеко не таким масштабным, как кажется многим и внутри, и вне нашей страны.
Он поделился сведениями, что у него был разговор с представителем руководства одной из европейских ассоциаций, которая объединяет корпорации, работающие в России. Этот человек признался, что в декабре 2021 года в их объединение входило 1050 организаций, а в декабре 2022-го – 1051.
Некоторые ушли, но многие новые зашли. Недавно Владимир Владимирович сказал, что многие компании просто сделали вид, что свернули бизнес, а на самом деле они просто передали его в управление местному менеджменту, организовав опцион с обратным выкупом. И всё. То есть де-факто они продолжают работать,
– подчеркнул дипломат.
Он добавил, что целый ряд западных корпораций создают специальные фирмы-"прокладки" в России, чтобы к ним формально не могло быть претензий со стороны западных политиков. Они пользуются таким методом, чтобы не терять выгодную для себя нишу на нашем рынке.
Потому что если ты ушёл, то потом вернуться будет очень сложно. Мы видим, как на наш рынок стали приходить китайцы, турки, представители ОАЭ, компании из самых разных стран. Да и отечественные организации стали больше представлены. Мы можем видеть это в ретейле, в наших универмагах, в интернет-продажах. Поэтому – да, санкции действительно ударили. И сначала было непросто. Но это вынудило нас перестраивать логистические цепочки, менять географию экспорта и импорта и ориентироваться на те страны, которые никогда не поставят политику выше экономики,
– констатировал Биричевский.
С Россией можно не считаться?
Дипломат добавил, что конфликт на Украине с точки зрения США и их сателлитов – это не просто локальная стычка, а экзистенциальный вызов для них самих, и именно поэтому они развернули беспрецедентную русофобскую кампанию и санкционную войну:
Мы же предлагали Западу переговоры о гарантиях безопасности. И это было ещё осенью 2021 года. Дескать, давайте разберёмся: нейтральный статус для Украины, нерасширение НАТО, нет дальнейшему приближению Североатлантического альянса к границам России… Можно же было всё решить мирно, путём нормальных дипломатических переговоров. Они сказали: Россия всё равно не начнёт никаких боевых действий, Россия всё равно проглотит то, что мы говорим, можно с ней не считаться. Они так думали…
В итоге наступила новая нормальность. Это многополярный мир, локомотивом которого стала Москва вместе со своими союзниками и партнёрами, прежде всего странами глобального Юга.
Кто ввёл санкции против России? США и 27 стран ЕС. Плюс ещё десяточек прозападных государств: Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия… Всё. Ведь остальные из более чем 200 стран никаких мер против нас не принимали,
– пояснил Биричевский.
Однако сегодня эти государства подвергаются давлению, поскольку Запад отслеживает выполнение своих санкций. В первую очередь Вашингтон и Брюссель наблюдают за Турцией, Китаем, Объединёнными Арабскими Эмиратами, странами Средней Азии.
Они направляют туда своих эмиссаров и требуют от руководства этих государств доказать, что они не сотрудничают с Россией по подсанкционным товарам. На мой взгляд, те партнёры, которые с нами работают постоянно, та же Турция, те же ОАЭ, больше просто кивают, соглашаются, делают вид, что они соблюдают те режимы, которые им навязывают Евросоюз и Соединённые Штаты. Но при этом они всё равно находят пути сотрудничества с нами. Потому что они работают на свои национальные интересы, а не на интересы Запада,
– подчеркнул собеседник "Первого русского".
Он пояснил, что и Анкара, и Абу-Даби, и остальные прекрасно понимают, что такую страну, как Россия, изолировать, замкнуть в каком-то контуре просто невозможно:
И не только потому, что мы большая страна в географическом плане, но и потому, что у нас есть национальные интересы и своя гордость, которая вызывает восхищение у стран глобального Юга. Кроме того, у них есть заинтересованность в нашей продукции, без которой они не могут выжить. В частности, энергетическая. И они все хотят покупать наш газ, нефть, другие ресурсы. А сейчас уже и IT-продукты, и другие товары с высокой добавленной стоимостью.
Биричевский при этом отметил, что Россия, в отличие от наших противников, не отменяет Запад, его культуру и исторические достижения, но разрыв неизбежен, и он будет длительным:
Я склонен согласиться с недавними выводами замруководителя МВФ о том, что впереди нас ждёт долгий период холодной войны в экономике, от которого многие пострадают. Речь идёт о фрагментации, деглобализации. Это тот процесс, который объективно развивается прямо сейчас.
Подробнее о сегодняшнем состоянии отношений между Россией и Западом – в видеоверсии программы "Царьград. Главное".