Россия не будет продлевать договор со страной, которая официально находится в состоянии войны с нами с августа 1945-го
Россия официально уведомила Японию о прекращении действия договора о ядерном ненападении и сотрудничестве в области сокращения атомных вооружений. Договор истечет 21 мая 2024 года и не будет продлеваться. С учетом того, что Россия и Япония находятся в состоянии войны уже почти 80 лет, а сейчас Токио наращивает военную активность на наших дальневосточных рубежах, сдерживать себя односторонним табу на применение ядерного оружия для Москвы уже не имело смысла.
Вопрос о том, готова ли будет Россия применить ядерное оружие против Японии в мае будущего года, обсудим чуть ниже, а пока вспомним, с чего началась эта война, и почему она не закончена до сих пор.
Почему нет мира
Война между нашей страной и Японией уже стала одной из самых продолжительных в истории человечества. Советский Союз вступил в нее совместно с монгольской армией 9 августа 1945 года по требованию США и Великобритании.
На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Сталин подписал соглашение с американским президентом Рузвельтом и британским премьером Черчиллем о том, что Советы вступят в войну на стороне союзников против Японии через 2−3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе, при условии возвращения СССР Южного Сахалина и Курильских островов, которые были аннексированы Японией в 1905 году.
К августу Красная армия перебросила на Дальний Восток свыше 400 тысяч бойцов, 7137 орудий и минометов, 2119 танков и самоходных пушек. Войскам СССР и Монголии противостояла японская Квантунская армия, превосходящая нас по численности солдат, но плохо вооруженная. На 700 тысяч японских бойцов приходилось всего 300 танков, у них не было автоматов, не хватало патронов и для для ружей.
Враг был разбит, и уже 2 сентября Япония подписала акт о капитуляции, а затем заключила мирные договоры с союзниками, но не с нами. Япония отказалась от претензий на вернувшиеся нашей стране Сахалин и основную группу Курильских островов, но аннексию Союзом южной части Курил не признала.
В 1956 году правительствами СССР и Японии была подписана Московская декларация, согласно которой вопрос о принадлежности островов предстояло решить не военным способом, а путем переговоров. Хрущев планировал отдать южные Курилы в обмен на нейтральный статус Японии.
В документе говорилось:
— СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора.
Однако немедленным ответом США на Московскую декларацию стал договор с Японией о размещении американских военных баз. Мирного договора не вышло, и японско-российская война продолжается по сей день. Тем не менее, Россия в 1993 году подписала договор, гарантирующий Японию от нанесения ядерных ударов с нашей стороны.
Продлен он не будет. В официальном сообщении МИДа от 28 ноября говорится:
— В условиях откровенно антироссийской политики администрации Кисиды, включая реализацию санкционных и иных мер, нацеленных на нанесение ущерба России, а также наращивания Токио военной активности у дальневосточных рубежей нашей страны, считаем невозможным продолжение взаимодействия с недружественным государством по вопросам, затрагивающим, в том числе интересы нашей национальной безопасности.
Когда вспыхнет война
— Военное столкновение между Японией и Россией вполне возможно, иначе бы в Токио не уклонялись почти 80 лет от подписания мирного договора. Другое дело, что японцы могут рассчитывать на получение своих островов военным путем только в случае, если Россия совсем ослабнет, начнет разваливаться изнутри, а военные союзники Японии станут чрезвычайно сильны. В той нормальной ситуации, которая есть у нас сейчас, я не думаю, что Япония рискнет, — сказал «Свободной прессе» политолог и военный аналитик Александр Храмчихин.
«СП»: А материковой части России Япония может угрожать?
— Нет, конечно. Она представляет опасность островным территориям и Камчатке. Там она создает напряжение.
«СП»: Отказ России от продления ядерного соглашения с Японией — это чисто символический жест, или он имеет еще и практическое значение?
— Практическое значение заключается в том, что Россия отказывается от соглашений с недружественными странами, которые нас обременяли. Мы были обязаны им что-то предъявлять, информировать о состоянии наших ядерных сил. Это больше не нужно. А в остальном, конечно, это — чисто символический жест, показывающий, что с Японией мы больше ни о чем разговаривать не собираемся. Прекращение соглашения вовсе не означает, что мы сразу начнем наращивать количество ядерных боеголовок, предназначенных для поражения Японии. Просто они больше не будут знать, делаем мы это или нет.
Я так понимаю, что Япония очень встревожена этим решением Москвы. И хорошо, пускай переживают.
«СП»: Мы не толкаем таким шагом Японию в объятия враждебного нам блока AUKUS?
— Их там, видимо, не очень ждут. Это во-первых. А во-вторых, ну вступят, что от этого изменится? Япония и так — ближайший военный союзник США.